О детской литературе, детском и юношеском чтении. О концепции по развитию детского и юношеского чтения

Цель: сформировать представления об особенностях чтения детей, подростков и юношества на основе знаний их возрастных и психических закономерностей в развитии.

Задачи :

1. Дать характеристику периодам развития детей.

2. Раскрыть значение чтения для развития ребенка.

3. Характеристика особенностей читательского развития у детей. подростков и юношества.

Основное содержание :

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства. Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития » и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,

92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Периодизация детства разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов выдающихся отечественных психологов С. Л. Выготского и А. А. Леонтьева.

В основе выделения периодов детского развития было положено представление о том, что каждому возрасту соответствует определенный тип доминирующей деятельности ребенка. Существенные изменения в деятельности соответствуют и характеризуют смену возрастного периода. В каждом типе доминирующей деятельности ребенка возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство его психического развития.

Первый период развития ребенка начинается с непосредственного эмоционального общения с родителями – от рождения до года.

Второй период развития – возраст от 1 года до 3-х лет. Этот период получил название предметно-манипулятивной деятельности по ведущему виду деятельности ребенка с игрушками и окружающими предметами. В этом возрасте ребенок воспроизводит, сначала с взрослыми, различные способы действия с предметами. Осуществление предметно-манипулятивной деятельности обеспечивает развитие речи и смысловое обозначение вещей. Центральное место в этом возрасте занимает собственное детское «я».

Третий период – период собственно игровой деятельности. Этот период охватывает возраст от 3 до 6 лет. У детей этого возраста развивается наблюдательность, а игра представляет собой подражание действиям взрослых. В детской игре осваиваются социальные роли и ролевое поведение. В связи с игрой у ребенка формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Эти виды деятельности роднит с игрой их образный характер, высокая эмоциональность, элементы творчества. В игровой деятельности формируется воображение, ориентация на правила поведения и общий смысл человеческих отношений и действий.

Следующий возрастной период – дети от 7 до 10 лет. Основной вид деятельности ребенка – учебная деятельность. При ее осуществлении начинает развиваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ, смысловое планирование, происходит становление потребности и мотивов учения.

Пятый период детского развития соответствует возрасту от 11 до 14 лет. Ведущий тип деятельности у детей этого возрастного и психического развития - общественно-полезная деятельность. Это большой комплекс различных видов деятельности, включающий в себя учебную, трудовую, организаторскую, спортивную, художественно-творческую деятельность. В процессе осуществления этих видов деятельности развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, умение оценивать собственное поведение, развивается самосознание и самооценка.

Юношеский этап психического развития определяется возрастом от 15 до 21 года. Это период выбора профессии, друзей, спутника жизни, завершения учебы и овладения специальностью. Этот сложный этап жизни молодого человека связан с главным видом деятельности по самоопределению в жизни. На протяжении всего возрастного периода юношество отвечает для себя на судьбоносные вопросы: « С кем быть? Каким быть? Чем заниматься в жизни?» Это возраст проб и ошибок, очарования и разочарований. Это период всестороннего, многопланового становления личности. Это последний этап подготовки личности к активному включению ее во все сферы трудовой и общественной жизни.

Большую роль в процессе социализации, воспитания и развития личности играет книга и чтение. Современные дети с книжкой знакомятся очень рано. Первая книжка - игрушка попадает к ним в руки уже в грудничковом возрасте в 4 – 6 месяцев. В возрасте до года ребенок манипулирует книгой, для него это новый предмет и материал, с которым можно играть. Раннее детство – самая благодатная пора для игры и общения ребенка с книгой. Эта пора общения незатейлива и естественна, очень органична как сама жизнь ребенка. Сколько радостных минут переживает мать, разглядывая с малышом картинки, радуясь успехам ребенка в узнавании предметов, животных, ухаживая за ребенком и напевающей песенки, декламируя вместе с ним стихи А. Барто про мишку, которого уронили на пол, про зайку, нашу Таню. Вы, конечно же, наблюдали, как светятся глаза родителей, как гордятся они успехам ребенка в освоении детской литературы, когда ребенок родным и знакомым рассказывает стихи С, Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, демонстрируя тем самым свою память и интерес к поэтическому слову. Правда, в настоящее время есть и другие наблюдения. Это сидящий подолгу 2-3-х летний малыш у телевизора, с наушниками, у компьютера, которые нынче все чаще замещают родителей, няню, бабушку…

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

В младшем школьном возрасте привычный игровой метод познания постепенно вытесняется учебной деятельностью и к 8-10 годам учеба становится доминирующей в видах деятельности младшего школьника. Содержание чтения младшего школьника направляется учебными программами, становится еще более разнообразным, свободное чтение отходит на второй план. Восприятие текстов и воображение в процессе чтения становится более точным, а творческое воображение (фантазия) более глубоким по своему содержанию.

В подростковом возрасте выделяются три периода: ранний подростковый период - 10 – 11 лет, собственно подростковый - 12 – 13 лет, старший подростковый - 13 - 14 лет. Вступление в подростковый возраст связано с качественными изменениями в психическом и читательском развитии, обусловленными новыми видами деятельности подростка.

У читающих младших подростков расширяется тематический круг чтения. Чтение научно - познавательной литературы об окружающем мире увеличивается в 2 раза. Познавательная деятельность становится направленной, в читательских интересах, мотивах чтения проявляется интерес не столько к факту, сколько к познанию причинно - следственных связей в описываемом автором явлении. В художественной литературе высоко ценится правдоподобность, схожесть с жизнью. В художественной литературе 10 – 11-летние читатели ценят уже не деталь, как это было в 8 – 9 лет, а героя сверстника, яркий, героический или приключенческий сюжет, идейное содержание. Утрачивается бытовавшая в раннем детстве естественная чуткость к поэтическому слову, чтение стихов, их заучивание осуществляется только с учебной необходимостью. Активно начинает читаться детская периодика. В читательском восприятии художественной литературы доминирует «наивный реализм», слияние действительности и искусства. В этом возрасте читатель художественной литературы эмоционально активен там, где текст реалистичный, правдоподобный, узнаваемый.

Чем старше становится ребенок, тем больше на нем проявляется отпечаток образа жизни семьи и его личных интересов. Меняется характер общения подростка. Если еще в 10 лет эмоциональное благополучие ребенка определялось отношением к нему взрослых, то для 12 – 13-летних положительное эмоциональное самочувствие определяется отношением к ним друзей и сверстников. Развивается и принимает новые формы познавательная деятельность подростка. Высокого уровня достигает мышление в понятиях. Важнейшая особенность возраста – развитие самосознания и самооценки. У подростков развиваются нравственные качества, появляются самостоятельные суждения и оценки, моральные взгляды. Познавательные интересы очень широкие, развиваются устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и потребность в практической деятельности (коллекционированию, техническому творчеству, занятию спортом, другим увлечениям и любительским занятиям). В подростковом возрасте появляются различия в чтении мальчиков и девочек. Читательские интересы мальчиков сосредотачиваются на технике, спорте, героическом поведении людей, приключениях, фантастике, детективе, девочки в предпочтениях тяготеют к литературе о человеческих отношениях, любви, искусстве, моде и др.

В раннем юношеском возрасте – 15 лет в психическом развитии углубляется нравственная сфера. 15 – 16-летние остро переживают несправедливость, обиду, первое чувство влюбленности. Читательское восприятие резко субъективно. В связи с ростом самосознания при чтении происходит наполнение художественного текста переживаемыми собственными этическими проблемами. Вследствие этого может происходить субъективная акцентировка смысла читаемого произведения. Восприятие художественного текста под влиянием читательского воображения, собственных переживаний, может быть произвольным по отношению к авторскому замыслу. Поэтому освоение смыслов программных художественных произведений должно на каждой возрастной ступени читательского развития сопровождаться помощью профессионалов – учителей, библиотекарей. Только тогда в современных условиях больших информационных возможностей может состояться настоящий читатель.

Как и в подростковом возрасте у юношества наблюдается активное использование Интернет для получения различной информации, общения с друзьями, самовыражения в социальных сетях. Интернет во многих молодежных кругах в настоящее время является практически единственным источником информации. Часто традиционная книга используется только в связи с выполнением учебных заданий, по настоятельному требованию педагогов. В этой связи на библиотеки, обслуживающих детей, подростков, юношество возлагаются новые и серьезные задачи по поддержке и развитию интереса к чтению. Современная библиотека, работающая по удовлетворению информационных потребностей детей и юношества, должна располагать мощной материальной базой, обеспечивающий общение детей с информацией, иметь новую, комфортную информационно-коммуникативную среду, профессионалов – библиотекарей, психологов, педагогов, умеющих общаться с детьми, организовывать их досуг в библиотеке, прививать любовь к книге и чтению.

14.06.2017

Премьер Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения. Планируется ввести госзаказ на публикацию книг для детей, детскую литературу начнут рецензировать экспертные советы, а семейное чтение станет частью так называемого ответственного родительства. Среди целей программы - формирование гражданских и духовно-нравственных ориентиров молодежи.

Дмитрий Медведев заявил о принятии Концепции по развитию детского и юношеского чтения в России на встрече с детскими писателями, издателями и библиотекарями в рамках книжного фестиваля на Красной площади в Москве. Он пояснил, что подписал документ 3 июня. "Мне кажется, что ситуация с детским книгоиздательством не критическая, но требует внимания государства",- отметил господин Медведев.

Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский сообщил: с 2008 года выпускается 10-11 тыс. детских книжек в год, но тираж сильно уменьшился - с 149,8 млн экземпляров в 2008 году до 81,2 млн в 2016 году. Господин Сеславинский отметил, что интерес к чтению снижается во всем мире, а представители отрасли перечислили премьеру необходимые, по их мнению, меры для исправления ситуации. Так, детский писатель Андрей Усачев попросил инициировать литературную премию. Гендиректор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина предложила создать портал в интернете с исследованиями, как дети читают книги. Книгоиздатель Александр Альперович считает необходимым поддержать региональные книжные фестивали.

В концепции, опубликованной на сайте правительства РФ, перечисляется, что будет сделано в поддержку детского чтения. Появятся конкурсы и гранты для писателей, а книги лауреатов будут публиковаться в рамках госзаказа. Созданные межведомственные экспертные советы начнут рецензировать детскую литературу. Государство поддержит полиграфическое производство детских и юношеских книг и периодики, а фонды библиотек будут систематически обновляться. "Раньше на это выделялось 350 млн руб., сейчас скатились до 50 млн руб. Мы можем нарастить эту цифру до 300-350 млн руб.",- пообещал Дмитрий Медведев.

Кроме того, планируется ввести льготы и субсидии для развития книжной торговли в регионах.

Семейное чтение будет объявлено элементом ответственного родительства. К реализации этого пункта подключатся СМИ и библиотеки. Поддержку получат кружки художественного чтения.

Запланировано создание интернет-площадок с электронными книгами и даже мобильные игры c литературной тематикой. В программах бакалавриата и магистратуры появятся профили "редактор детской литературы", "специалист по медиапродвижению детской литературы", "педагог-библиотекарь". Программа по поддержке чтения будет разработана в ближайшие месяцы и принята до конца года. В 2018 году будут проводиться научные исследования: как много читают дети, какие проблемы у книгоиздательства, насколько педагоги и библиотекари владеют методиками приобщения к чтению. В 2019 году меры будут внедряться в пилотных регионах, а с 2020 года - на всей территории страны. Основная цель программы - повышение читательской активности, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

"Проблема не в детях, а в том, что родители не читают. Надо читать вслух детям до восьми-девяти лет и обсуждать прочитанное",- отметил "Ъ" психолог Алексей Одолламский, использующий неторопливое чтение как психотерапию. "Любая поддержка идет на пользу,- считает детский писатель Эдуард Успенский.- Нужны гранты, конкурсы, съезды детских писателей, праздники. Но важно, кто всем этим будет заниматься: если живые люди, то хорошо. Но, как правило, это чиновники, которые лишь вяло проводят совещания". Он привел пример из опыта Голландии: "Там в одном городе все городские начальники читали отрывки своих любимых книг и рассказывали, почему они любят эти книги. Зал был набит детьми, и у них горели глаза".

Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности. Состояние чтения детей и подростков - это часть общих проблем чтения и грамотности современной России в целом. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», - не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Начнём с анализа самопредставлений читающего подростка, которое описано в работе Аскаровой В.Я., Сафоновой Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии». Картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, какую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Явления кризиса детского и юношеского чтения, не только не становятся менее выраженными, но и определённо прогрессируют. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» - чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений входит в разряд явных и подотчётных сознанию. «Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: «мы», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации».

Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, внедомашнюю досуговую жизнь; они утверждают, что перестали читать «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника, «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».

Отношение к использованию новых информационных технологий у подростков носит прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять - выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «неохота париться над книгами». В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: «развиваешь своё мышление и память», «развиваешь речь, лучше пишешь», «чтение развивает орфографию и мышление».

Кроме «полезных», подростки отмечают и «приятные» свойства чтения - оно способно быть источником развлечения: «это завлекает и интересно», «книга может поднять настроение», «чтение помогает расслабиться и развлечься», «это способ убить время, когда скучно», «чтение снимает усталость и перегрузку с человека» и т.д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной «прикольности», производимой «завлекательным сюжетом» до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: «это здорово, когда переживаешь вместе с героями», «завлекаешься в мир фантазий и сказок».

В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков о «хорошей» и «плохой» книге. Определяя качества «хорошей» книги, подростки на первое место поставили позиции «умная» и «простая». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». «Простая» же доступна по содержанию, языку и стилю изложения; она написана «без занудных описаний», здесь «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Сложность в книге подросток категорически не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую» книгу.

«Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями», - утверждают в своей работе Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. - Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя». Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок - дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Может быть, эта дискретность восприятия становится причиной того, что свою читательскую жизнь подростки не склонны планировать и продумывать хотя бы на шаг вперёд? Наиболее распространённая ситуация чтения, обозначенная подростками «читаю под настроение», «читаю что попадёт под руку».

Специально для данной работы нами было проведено анкетирование старшеклассников для того, чтобы определить подробный круг чтения учащихся старших классов. Анкетирование проводилось с помощью электронных ресурсов - через социальные сети, и через Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина. Было опрошено 46 человек, из них 29 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет.

Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

Какие книги, относящиеся к художественной литературе, вы полностью прочли за последний год. Напишите все, которые вспомните?

Какие книги понравились вам больше всего за последние несколько лет? Почему? (Было интересно, захватывающе, познавательно, узнал(а) много нового или др.)

Какие книги, прочитанные за последние несколько лет, вам совсем не понравились? Почему?

Что влияет на ваш выбор книги (учителя, друзья, родители, телевидение, Интернет и др.)?

Какие у вас увлечения, интересы, хобби? Связан ли с этим ваш выбор книг?

Информация для статистики: укажите свой пол, возраст, класс, город

По результатам анкетирования удалось выяснить, что художественную литературу предпочитают 24 человека, научную или познавательную (только для учебы) читают 17 человек, 5 человек отдают одинаковое предпочтение и художественной и научно-популярной литературе. На второй вопрос учащиеся дали развернутые ответы, что помогло нам выделить основной круг чтения современных старшеклассников. Среди книг, прочитанных за последний год, набрали большее количество голосов романы из цикла «Сумерки» С. Майер (15), романы С. Лукьяненко (13), книги Паоло Коэльо (10), М. Митчелл «Унесенные ветром» (8). Юные читатели предпочитают, в основном, книги современных зарубежных авторов, пишущих преимущественно в жанре фэнтези и детектива: «Сребреники Иуды» С. Макбейна (автор «Кода да Винчи»), «Сапфировая скрижаль» С. Жильбера, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, "Тайна больничных туфель" Э. Квин, "Повелитель бурь", "Повелитель мечей", "Серебряная рука" М. Муркока, "Князь света" Р. Желязны, "Феникс и зеркало" Э. Дэвидсона, "Сломанный меч", "Дети морского царя" П. Андерсона, "Странствия дракона" Э.Маккефри, "Добывайки" М. Нортон, "Ангел западного окна" Г. Майринка, "Эта безумная вселенная" Э. Рассела, "Хогбены, гномы, демоны" Г. Каттнера, "Бойцовский клуб", "Пигмей" Ч. Паланика, "Чужак", "Жалобная книга» М. Фрая, "Сицилиец" М. Пьюзо (автор «Крестного отца»), "Анатомия страха" Дж. Сантлоуфера, "Ойкумена» Г.Л. Олди, «История доктора Дулитла» Х. Лофтинга.

Также в анкетах встречаются названия произведений зарубежных авторов, которые уже можно отнести к классике мировой литературы: сборник рассказов "Призраки Лексингтона", «Норвежский лес» Х. Мураками, «Шерлок Холмс» А. Конан-Дойла, «Три мушкетера», «Две Дианы» А. Дюма, сказки "Тысяча и одна ночь"; "Человек-невидимка", "Машина времени", "Остров доктора Моро" Г. Уэллса, сказки разных народов, сказки В. Гауфа, "Братья Львиное Сердце", "Рони, дочь разбойника", "Мио, мой Мио" А. Линдгрен, "Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распе, "Озорной шут и умный плут Тиль Уленшпигель", "Тартарен из Тараскона" А. Доде, "Легенда о докторе Фаусте" И. Шписа, "Паломничество на землю" Р. Шекли, "Жан-Кристоф" Р. Роллана, "Парфюмер" П. Зюскинда, сборник рассказов О.Генри, "Портрет Дориана Грея", повести О. Уайлда, пьесы и рассказы Б. Шоу, книги Э.Т.А. Гофмана, Э. По.

Конечно, на круг чтения старшеклассников влияет школьная программа по литературе, они читают многое из русской классики. В анкетах были указаны такие произведения как «Война и мир» Л. Толстого, "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Морфий", «Театральный роман» М. Булгакова, "Судьба человека" М. Шолохова, "Преступление и наказание", «Идиот» Ф. Достоевского, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, "Обломов" И. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева, сборник рассказов А. Чехова, "Золотой рыцарь" Н. Гумилева, "Портрет", "Невский проспект" Н. Гоголя, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, рассказы И. Бунина, "Котлован" А. Платонова, пьесы Островского, повести и рассказы В. Шукшина, «Конармия» И. Бабеля, «История государства российского» Н. Карамзина.

Не обходят старшеклассники своим вниманием и современную русскую литературу, в анкетах были названы следующие произведения: «Шаг в бессмертие» (о шестой роте псковских десантников) О. Деменьтьева (18 человек), «Жизнь и судьба" В. Гроссмана, сборник рассказов "Смеяться лучше, чем терзаться" Э. Асадова, "Полтергейсты» И. Винокурова, "Четвертая высота" Е. Ильиной, "Завоеватели", "Меч и радуга" Е. Хаецкой, "Сто лет тому вперед» К. Булычева, "Духлесс" С. Минаева, "Метро 2033" Д. Глуховского, "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «День опричника» В. Сорокина", "Асфальт", "Следы на мне", "Планка" Е. Гришковца, «Ведьмак» А. Сапковского, "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" братьев Стругацких.

В ответе на третий вопрос нужно было написать, какие книги ученики старших классов начали читать и не закончили. Были названы: «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Война и мир» Л. Толстого, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг («не осилил»), «Обломов» И. Гончарова («не было времени, но обязательно прочту полностью»), «Конец главы» Дж. Голсуорси («оставила на потом»), «Приключения Гулливера» Дж. Свифта («в жизнь не осилю эту бредятину»), «Братья Карамазовы», «Бедные люди» Ф. Достоевского, "Анна Каренина" Л. Толстого, "Жерминаль" Э. Золя, "Котлован" А.Платонова («если бы не по программе - не читал бы»), "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына, "Сердца четырех" В.Сорокина, "Азазель" Б.Акунина, "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, Гофман, «томики Пушкина» («не дочитываю из-за недостатка времени»), «несколько последующих книг Сапковского из серии Ведьмака» («в сравнении с 1-й, 2-й книгами, как будто иной человек писал - серо, нудно, растянуто»), «Се, творю» В.Рыбакова.

Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы (ответ на четвертый вопрос анкеты): цикл «Хранитель мечей» Н. Перумова, «2012. Хроника апокалипсиса» А. Медведева, «Полный рут» А. Чубаньяна; «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко; «Туда и обратно» Дж.Р. Толкиена («было интересно, захватывающе»), «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Эрагон. Возвращение» К. Паолини, «Айсберг» Дж. Роллинса, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг (все книги), произведения М. Булгакова («люблю глубину мысли и стиль написания»), Н. Гумилёва («скрытый подтекст»), А. Чехова («точность, реалистичность, истинное описание действительности»), сборники "Синие стрекозы Вавилона", "Ежевика, святая обитель", романы "Завоеватели", "Меч и радуга", "Ульфила" Е. Хаецкой («нравится язык Хаецкой, интересное повествование и религиозные мотивы»), «все творчество А.Беляева» («читать занимательно и познавательно, нравится смесь бурной жизни с сухой наукой»), "Ойкумена" Г.Л. Олди («захватывающая книга, в которую погружаешься с головой»), «весь Гюго», «все Стругацкие», "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца" М. Булгакова, "Бойцовский клуб" Ч. Паланика, "Степной волк" Г. Гессе, "Жиль Бласс" А.Лесаж, "Остановите самолет - я слезу", "Легенды Инвалидной улицы", "Моня Цацкес - знаменосец" Э. Севелы, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «фантастика старая, классическая», "Жалобная книга" М. Фрая («увлекательно и приятно читать, с философским смыслом, необычная»), "Идиот" Ф. Достоевского («сильная, интересно так подробно узнавать изнутри человеческие характеры и мотивы, атмосфера надрыва»), "Чапаев и пустота" В. Пелевина («интересная, позволяет взглянуть на мир совсем по-другому, дает шанс надеяться, что все возможно»), «практически всё из По, Уайлда, Шоу», произведения Ф. Пулмана («интересны своим необычайным слогом, идеями»), М. Пьюзо "Крестный отец" («классика...»), "Пикник на обочине", "Жук в муравейнике" братьев Стругацких («отличный коктейль - научная фантастика и детектив»), произведения Е. Гришковца («конкретных книг не выделяю, нравится его стиль и тема творчества - отображение жизни обычных современных людей»), «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.

В ответ на пятый вопрос читатели называли книги, которые совсем им не понравились. Многие ученики отвечали «нет таких» или «если не нравится - не читаю», «не помню», одной ученицей был такой ответ: «Нельзя быть критичным в отношении литературы. К определению "не понравились" трудно подобрать хотя бы одно классическое произведение». Но все же были названы такие произведения: "Таня Гроттер" Д.Емца («просто ужасная книга, сплошной тупо переделанный плагиат»), "Голубое сало" В.Сорокина («не понравилось»), «три книги Акунина, не помню что конкретно», "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова («скучно, не люблю поэзию»), "Гроза" А. Островского («пафосно, наивно, что-то устаревшее»), "Сердца четырех" В. Сорокина («наверчено много непонятного в кучу и при этом многое противно»), «Война и мир» Л. Толстого («не хватает времени»), «Записки охотника» И. Тургенева, «Илиада» Гомера («скучно»).

На выбор книг читающих старшеклассников влияют учителя (школьная программа), друзья (меняются книгами, делятся впечатлениями), родители, родственники (покупают книги, советуют), интернет (в большей степени), кино, некоторые ученики ответили, что никто и ничто не влияет, кроме их собственных желаний и настроения. Также с выбором книг иногда связано любимое увлечения старшеклассников, например, такие как просмотр фильмов, игра на музыкальном инструменте («с выбором книг иногда связано настроение, определяющееся за игрой на фортепиано»), собственная литературная деятельность (написание рассказов), занятие исторической реконструкцией (изучение истории), изучение древних цивилизаций. Некоторые хобби старшеклассников требуют чтения научной и специальной литературы, такие как увлечение компьютерами, информационными технологиями, психологией, философией, аниме, стендовая стрельба (у ученика появилось желание изучить психологическую литературу по этой теме), автомобили. Несколько учеников указали, что их увлечения не связаны с выбором книг, в основном это занятия спортом (футбол, баскетбол, сноуборд, кикбоксинг, горные лыжи), вышивкой, рисованием, граффити, любовь к животным, к маленьким детям, посещение клубов. 17 человек отметили, что хобби у них нет.

Ответы на вопросы в анкетах некоторых учеников были развернутые, подробные, было заметно, что человек увлекается литературой, чтением, отвечает на вопросы с интересом, является интеллектуально развитым. Несколько анкет (5) были неинформативны совсем, почти на все вопросы ученик отвечал «нет таких», ответы были односложные, сухие. Но в целом, ребята с интересом отнеслись к заполнению опросников.

По результатам данного опроса можно сделать вывод, что круг чтения старшеклассников довольно разнообразен - ребята читают как зарубежных авторов, так и русских (советских), отдают предпочтение жанру фэнтэзи (С. Майер, С. Лукьяненко, Н. Перумов, С. Макбейн, К. Льюис, Р. Желязны, Дж.К. Роулинг, Дж. Толкиен, Ч. Паланик, М. Фрай), фантастики (А. Беляев, братья Стругацкие, Г.Уэллс), детектива (Э. Квин, Дж.Сантлоуфер, Э. По, А. Конан-Дойл), многие старшеклассники предпочитают классику (в некоторых анкетах не было других произведений, кроме классической литературы) - М. Булгакова, О. Уайлда, Б. Шоу, В. Гюго, А. Чехова, Г. Гессе, Ф. Достоевского, Н. Гумилева, Б. Пастернака и др. Очень многим ученикам нравится современная российская проза - произведения Е. Гинзбург, А. Солженицына, Е. Хаецкой, Е. Гришковца, В. Пелевина, К. Булычева, О. Деменьтьева, Е. Ильиной. Не забывают они и о сказках (сказки народов мира, повести А. Линдгрен, сказки В. Гауфа, сказки «Тысяча и одна ночь»), ведь некоторые из старшеклассников еще ощущают себя детьми.

Если говорить о причинах выбора подобной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези, детективы, сказки), чтение для решения своих мировоззренческих проблем, решения важных экзистенциальных вопросов, для саморазвития, расширения кругозора (произведения классической литературы), особенно любят старшеклассники читать произведения о современном человеке, который им близок и понятен, в которых отражены события, близкие по времени к юным читателям (Е. Хаецкая, Е. Гришковец, В. Пелевин), тогда как классическая литература ими труднее воспринимается, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников 10-11 классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.

А некоторые старшеклассники читать совсем не любят, что и отразили в своих анкетах. В исследовании, организованного в 2007-2008 гг. НБ Удмуртской республики одной из задач стало выявить факторы, влияющие на отсутствие у старшеклассников интереса к чтению. Были проведены три фокус-группы, участниками которых стали школьники из города Сарапула, поселка Ува и села Алнаши. (Подчеркивается, что эти молодые люди практически не читали художественную литературу; то есть речь идет об аудитории, которая попадает в поле зрения исследователей довольно редко). Выяснилось, что респонденты воспринимают чтение, с одной стороны, как нечто естественное, чем они пользуются не задумываясь, с другой стороны - как нечто вызывающее трудность, напряжение, скуку. Во многом соотношение этих двух аспектов восприятия зависит от темы, содержания и, что немаловажно, объёма конкретного текста. Книги нередко встречают у мало читающих школьников резкое отторжение. В частности, большинство респондентов выразили нежелание читать любую толстую книгу (это касалось даже предпочитаемых девушками любовных романов). Характерно, что они также не хотят читать книги, по которым уже был показан фильм (даже если такие книги стали бы раздавать бесплатно). Более позитивное отношение у участников фокус-групп вызвали журналы для подростков: лёгкие тексты и яркие картинки воспринимаются проще и похожи на привычную для них телевизионную картинку. Данные исследований свидетельствуют, что свои потребности в развлечении, проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени удовлетворять с помощью книг. Видео, музыка, телевизор, хобби, друзья названы в качестве причин недостатка времени для чтения школьниками, не любящими читать

В 2005 г. работники муниципальных библиотек Омска провели исследование «Чтение. Взгляд молодежи», охватившее более 1000 молодых людей 15-24 лет. Одним из методов был уличный экспресс-опрос. Более 25% респондентов в ответ на вопрос «Какую книгу вы читаете сейчас?» ответили, что у них нет времени на чтение; 19% заявили, что они не читают ничего и 2% сказали, что не любят читать.

Работа по выявлению круга чтения подростков также проводились другими исследователями. В журнале «Homo legens» опубликовано исследование Н.Г. Малаховой «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков», которое показало, что опрашиваемые 15-16 лет (58 чел.) назвали в качестве любимых книг произведения, входящие в школьную программу. Исследовательница считает, что, скорее всего, это связано с некоторым сужением круга чтения (по сравнению с выборкой 8-9 классов), вызванным большей загруженностью подростков, увеличением объема произведений, изучаемых на уроках литературы, что читают и любят, в основном, то, что задают (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Шекспир, Булгаков, Дюма, Тургенев, Бронте). «Несколько сдают свои позиции приключенческая подростковая литература и классический детектив, хотя упоминаются еще довольно часто («Лунный камень», «Всадник без головы», «Одиссея капитана Блада», «Айвенго» и т.д.). Укрепляют свои позиции дамский роман классический (Бронте, Митчелл) и современный, представленный многообразием имен, упоминаемых по одному разу, а также современный - переводной и отечественный - детектив. И хотя индивидуальный разброс предпочтений очень велик (от «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха и до «Просто Марии» без автора), но общая тенденция уже просматривается: для школы читаются произведения школьной программы (они же оказываются и самыми любимыми, а для отдыха - то, что можно купить в подземных переходах (современные отечественные и переводные детективы, «ужастики», дамские романы)».

Также исследования по определению круга чтения подростков проводились и Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина. В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащиеся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова. На вопрос, что ученики читают, произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека. Самыми читаемыми авторами оказались: Д. Донцова, В. Иванова, Д. Емец («Таня Гроттер»), Дж. Роулинг («Гарри Поттер»), Д.Р. Толкин («Властелин колец»), А. Дюма («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), А.Пушкин («Капитанская дочка»). Среди других произведений русской классики названы: А. Островский «Гроза», В. Короленко «Слепой музыкант», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Из научно-популярных книг отмечены «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер». На вопрос о мотивах чтения, ученики ответили, что они читают именно эти книги, потому что им нравится захватывающий, интересный сюжет, в котором много приключений, неожиданных поворотов событий, описанных весело, с юмором и от которых «невозможно оторваться»

Что касается жанра фэнтэзи, то сотрудники Псковской областной юношеской библиотеки им. В.А. Каверина провели исследование «Феномен детского бестселлера», в котором проанализировали, почему у детей вызывает настолько сильный интерес книги подобного жанра и особенно книги о Гарри Поттере и почему им столь близки герои этой книги. Оказывается, дело вовсе не в «раскрученности» этого автора и не в рекламе, и не в том, что ребята «уходят» от реальности в сказочный мир. «Дети не уходят от действительности, погружаясь в волшебный мир Гарри Поттера, - пишут сотрудники юношеской библиотеки, - Они постигают сложности реального мира, проецируя на него мир волшебный. Читатели четко разделяют мир авторской фантазии и мир реальности и отдают себе отчет в том, что реальный мир гораздо сложнее, чем мир книги».

Анализируя причины популярности указанных литературных жанров, следует отметить преобладание повествовательного типа речи, согласно которому сюжет строится по традиционной схеме: завязка, кульминация и развязка, а повествование основано на принципе «жизнеподобия». Социально характерные герои действуют в типовой обстановке, сталкиваясь с трудностями, уже знакомыми большинству читателей, поэтому «массовая литература» подчеркнуто социальна. «К проблеме читательских интересов школьников можно подойти и с позиции возрастных социально-психологических особенностей подростков, вступающих в пору юности, - пишет Синотина Е.В. - В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Принято выделять кризисы ситуации, к которым можно отнести переживания по поводу смерти близких, тяжелой болезни, краха карьеры, потери социального статуса, и кризисы развития личности, возникающие в ходе смены внутренней психологической позиции. Для подростка всегда важен выход из сложившейся ситуации. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте художественной литературы».

Стоит обратить внимание на то, что часто выбор литературы для чтения происходит под влиянием читательской моды, как следствие широкой рекламы или на волне интереса к видеопродукции, как в случае с Ч. Палаником, Б. Акуниным, произведения которого неоднократно экранизировались. Некоторые исследователи считают, что приобщение к книге, скорее, носит иллюзорный характер: читателя волнует не сама книга и ее осмысление, а то, какое впечатление произведет на окружающих сам факт знакомства с ней.

Таким образом, массовая литература как составляющая современного культурного процесса социально и психологически востребована школьниками старших классов. «Массовая литература? часть современного культурного процесса, и ее необходимо не только принимать как данность, но и знать и изучать вместе с детьми. При соответствующих условиях (создании на уроке особой учебной ситуации, наличии заданий, связанных с личным читательским опытом) старшеклассники охотно участвуют в дискуссиях по поводу прочитанного. Важно, чтобы предметом обсуждения в ходе дискуссии были не только тексты литературных произведений, но и те отклики в прессе, на телевидении, которые они получили. Учитель литературы может воспитывать читательскую культуру подростков, сопоставляя произведения, интересные старшеклассникам, с классикой мировой литературы, обладающей духовным потенциалом».

У других исследователей этой проблемы по ряду причин вызывает беспокойство падение интереса юношества к свободному чтению. «Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика, детективы и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса». Что касается любви школьников к чтению, то, анализируя данные, представленные в различных публикациях, можно заметить порой, что объективно похожие картины чтения трактуются по-разному и даже противоположно, потому что приводятся отдельные числовые показатели. Подобные парадоксы обусловлены, вероятно, прежде всего, некоторой зыбкостью представлений о том, что можно считать нормой для той или иной читательской группы и что - отклонением. Но есть еще одна важная причина - методического характера. Прямой вопрос о любви к чтению вряд ли стоит задавать респондентам старше 9-10 лет. Подростки (а тем более юношество, молодежь) уже накопили достаточно опыта, они реализуют различные читательские практики, далеко не всегда основанные на любви к чтению (ведь даже свободное, досуговое чтение часто связано не с любовью к чтению как таковому, а с интересом к теме). Поэтому 70-80% положительных ответов на вопрос, любят ли старшеклассники читать, можно расценивать лишь как ответы тех, кто не относится к чтению отрицательно (то есть тех, кто относится к нему «нормально»). Фразы типа «я люблю читать», «я не люблю читать» могут присутствовать (и часто присутствуют) в анкетах и опросных листах в качестве вариантов ответов на вопросы о причинах или мотивах чтения. Тогда выбор респондентом именно такого ответа (вместо или вместе с вариантами типа «читаю по учебным заданиям», «читаю, когда есть время», «читаю по интересующим меня темам» - и т.п.) будет показателем его реального отношения к чтению и реального места чтения в его жизнедеятельности.

Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это „легкое чтение“ как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».

В результатах проведенных исследований настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Конечно, формирование читателя - сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но, несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

19-21 апреля 2018 г. в городе Старая Русса Новгородской области в Научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского прошли ХХ Международные юношеские чтения "Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века". В этом году чтения были, главным образом, посвящены 150-летию романа "Идиот". Организаторами научной конференции выступили Новгородский государственный объединенный музей-заповедник и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.

В чтениях приняли участие более 40 школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников академических институтов, свободных исследователей творчества Достоевского из России и Италии. Российские участники приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, сел и городов Новгородской области (Великого Новгорода, Полы, Холма, Парфина). Также в чтениях участвовали исследователи из Италии и Китая. Всего в рамках чтений было представлено к обсуждению 24 доклада. Кроме того, в ходе чтений были проведены круглый стол, на котором был заслушаны ряд сообщений, и семинар на тему: «Роман Ф.М. Достоевского "Идиот": о природе человека».


Татьяна Касаткина

Постоянный научный руководитель чтений с момента их учреждения - Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Сформулированная ею цель Апрельских юношеских чтений состоит в «организации площадки для встречи людей (прежде всего - очень молодых людей, учеников школ, но вообще-то - совместной работы людей разных возрастов (учеников, студентов, аспирантов, преподавателей)), заинтересованных в глубоком понимании реальности, в умении осваивать сложные тексты и создавать адекватные концепции анализируемой реальности. Основа такого понимания заключается в выработке умения воспринимать текст не как безгласный объект анализа, а как вступающую в общение личность».

В экспертный совет чтений 2018 года вошли: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева, доктор филологических наук Софья Каганович, советник при ректорате НовГУ им. Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Анна Гумерова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Валентина Сергеева, секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ имени Ярослава Мудрого Ирина Абрамовская, кандидат наук, профессор Второго Пекинского Института иностранных языков Чжан Бяньгэ.

В докладах и на круглом столе поднимались следующие темы: "Неоднозначный мотив смеха в романе Ф.М. Достоевского", "Тема каллиграфии в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»", "Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Горе от ума»", "«Моление о чаше» князя Мышкина - роль евангельских сюжетов в романе «Идиот»", "Роль толкования Апокалипсиса в романе «Идиот»", "Необыкновенный человек в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»", "Черты юродивого в образе “подпольного человека”: опыт чтения повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья»", "Перевод Ф.М. Достоевского «Евгении Гранде» О. Бальзака" и др.

По словам члена экспертного совета чтений, литературного критика Николая Подосокорского, «Старорусские юношеские чтения отличает совершенно особая атмосфера - здесь во главе угла стоит не просто научное общение и обмен наблюдениями за различными литературными текстами, но подлинно живой и равно уважительный философский диалог людей, имеющих совершенно разный жизненный и культурный опыт и, вместе с тем, объединенных искренним и глубоким интересом к рассмотрению фундаментальных проблем современной русской и европейской культур. Тексты Достоевского в этом смысле являются бесценным кладезем для выхода на высочайший уровень понимания вопросов природы человека и его взаимоотношений с обществом и миром».


Чжан Бяньгэ

Китайский профессор Чжан Бяньгэ в Николаю Подосокорскому сказала о чтениях следующее: "Вообще мне очень понравились чтения. Российские школьники в Старой Руссе просто поразили меня - у них есть не только свежие идеи, но и готовые способы работы с текстом. Еще очень важно, что они читают Библию. Очевидно, что тут большую роль играют церковь и православное воспитание. Сразу видно, что без чтения Библии они бы не могли так глубоко всё понять. Это самое главное мое впечатление. Я вижу, что они и есть светлое будущее достоевистики".


Виталий Антонов

Филологические чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» представляют собой уникальный проект 19-летнего сотрудничества общеобразовательной школы, вузов, музеев и академической науки в деле изучения и популяризации творчества Ф.М. Достоевского, рассматриваемого через призму русской и мировой культуры. В разные годы в чтениях принимали участие школьники и студенты из Новгородской, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Смоленской, Ульяновской областей, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других регионов страны.

С 2015 года чтения проходят как международные - в них принимают участие лицеисты и преподаватели литературы из Италии и Китая. В июне 2009 г. Юношеские чтения получили гриф "Российская Академия Наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького". Участники апрельских чтений, чьи доклады признаются экспертным советом наиболее подготовленными, участвуют в юношеской секции Международных старорусских чтений "Достоевский и современность", проходящих ежегодно в мае.

Чтения являются кульминационной точкой годового цикла программы «Русская литература как собеседник и друг», которая включает в себя:
- осенний подготовительный семинар для учителей-филологов;
- апрельскую конференцию (собственно Юношеские Чтения) с подробным обсуждением докладов школьников и студентов и финальным круглым столом;
- юношескую секцию на Международных чтениях «Достоевский и современность», ежегодно проходящих в Старой Руссе, в Музее Ф.М. Достоевского в мае.


Ирина Евлампиева


Заведующая Домом-музеем Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Наталья Костина

19.04.2018. Утреннее заседание первого дня чтений. Часть 1. Ведущая заседания - Татьяна Касаткина. Аудиозапись.


Секретарь Российского общества Ф.М. Достоевского Наталья Шварц


Валентина Сергеева

19.04.2018. Утреннее заседание первого дня чтений. Часть 2. Ведущая заседания - Татьяна Касаткина. Аудиозапись.


Ирина Абрамовская

19.04.2018. Татьяна Касаткина. «Франциск Ассизский в "Идиоте": ближайший контекст». Доклад на XX Международных юношеских чтениях «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века».

19.04.2018. Круглый стол «Вокруг романа Ф.М. Достоевского «Идиот»». Ведущая - Татьяна Александровна Касаткина. XX Международные юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века». Аудиозапись.

20.04.2018. Утреннее заседание второго дня чтений. Часть 1. Ведущая заседания - Ирина Евлампиева. Дом-Музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Аудиозапись.

20.04.2018. Утреннее заседание второго дня чтений. Часть 2. Ведущая заседания - Анна Гумерова. Дом-Музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Аудиозапись.


Софья Львовна Каганович

20.04.2018. Татьяна Касаткина: «Любое понимание - это ступенька для того, чтобы двинуться дальше… Для Достоевского существо человечества - это существо его совместного бытия. Совместного сомыслия, сочувствия в буквальном смысле этого слова. Как скажет Митя в «Братьях Карамазовых»: «Все дитё!», всё огромное человечество - это одно «дитё», которое Господь растит на этой земле, для того, чтобы оно выросло за пределы этой земли. Поэтому, может быть, ничего важнее того, что мы называем «юношескими чтениями», быть не может, потому что растет только ребенок и до тех пор, пока он ребенок. Как только мы замыкаемся в чешуе, шелухе взрослой жизни - мы начинаем двигаться по кругу и мы теряем эту устремленность, эту линейность…, и дай нам Бог никогда ее не потерять».

Заключительное слово на XX Международных юношеских чтениях «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века». Дом-Музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе.

21.04.2018. Татьяна Касаткина. Семинар «Роман Ф.М. Достоевского "Идиот": о природе человека». Часть 1. Аудиозапись.


отец Александр Ранне

21.04.2018. Татьяна Касаткина. Семинар «Роман Ф.М. Достоевского "Идиот": о природе человека». Часть 2. Аудиозапись.


Мария Данчук


Чжан Бяньгэ


Татьяна Магарил-Ильяева

Анатолий Васильевич Луначарский

О детской литературе, детском и юношеском чтении

Вступительная статья

Имя Анатолия Васильевича Луначарского (1875–1933) самым тесным образом связано с историей становления советской культуры, дела образования и воспитания молодого поколения нашей страны.

Луначарский был широко и разносторонне образованным человеком. С детских лет книги становятся его друзьями и наставниками. Его любимыми книгами были произведения Рылеева, Пушкина, Тургенева, Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Еще подростком он интересовался проблемами политики, эстетики, искусствоведения.

Вспоминая о своих детских и юношеских годах, Анатолий Васильевич писал: «Читал все время массу, не только на русском, но и на французском и на немецком языках… К 1891 году я был уже „марксистом“, с трепетом читал нелегальных тогда Энгельса и Каутского, и от Писарева перешел к штудированию первого тома „Капитала“ Маркса». «…Первый том „Капитала“ именно в это время, в 4-м классе гимназии, был мною проштудирован вдоль и поперек. Хотя он и позднее был мною неоднократно перечитан, но основное знакомство с ним получил я именно в 13 лет…»

Книги, по свидетельству Луначарского, привлекли его к участию в революционном движении, сформировали как публициста и писателя.

В предреволюционные годы Луначарский проявляет большой интерес и к вопросам педагогики. Живя в Швейцарии, он в течение двух лет изучал педагогику, посещал школы, знакомился с трудами по проблемам воспитания.

Луначарский принадлежал к замечательному поколению революционеров-большевиков, которое под руководством В. И. Ленина подготовило и осуществило социалистическую революцию, заложило фундамент социалистического государства.

После революции партия поручила Анатолию Васильевичу один из важнейших участков социалистического строительства. Второй Всероссийский съезд Советов в своем постановлении об образовании рабоче-крестьянского правительства во главе с Лениным назначил Луначарского комиссаром по просвещению. На этом посту он оставался до 1929 года.

В статье «Из Октябрьских воспоминаний» Анатолий Васильевич писал, что это назначение он воспринял не только с волнением, но даже с испугом, когда представил себе всю грандиозность той ответственности, которая на него возлагалась. Ведь в 20-е годы в ведении Наркомпроса находились все области просвещения и культуры: дошкольное воспитание, школьное обучение, высшие учебные заведения, профессиональное образование, ликвидация неграмотности, памятники старины, издательства, театры, культурно-просветительная работа. И все это должно было закладываться, осуществляться и развиваться впервые, причем в обстановке голода, разрухи, саботажа части работников, а в самые первые послереволюционные годы и в обстановке иностранной интервенции и продолжавшейся еще гражданской войны.

В эти годы все, что делалось в области культуры в самом широком смысле этого слова, было связано с именем Луначарского. При его участии подготавливались постановления партии и Советского государства по вопросам литературы и искусства, создания системы народного просвещения. Нельзя забывать, что в это же время Луначарский являлся одним из первых советских ученых, разрабатывавших марксистско-ленинские принципы литературоведения, был критиком, драматургом, лектором по вопросам театра, литературы и искусства, и его лекции впервые были построены на марксистско-ленинских принципах.

Успех дела, которым руководил Луначарский, объясняется не только его разносторонними знаниями, но и тем, что он работал под непосредственным руководством Владимира Ильича Ленина, а рядом с ним трудились такие корифеи в области педагогики, литературы, искусства, как Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, О. Ю. Шмидт, А. Серафимович, такие ученые, как А. Ферсман и В. Обручев, такие молодые энтузиасты, как К. Чуковский и Н. Сац.

Владимир Ильич Ленин высоко ценил деятельность Народного комиссариата просвещения и лично Анатолия Васильевича, считал его на редкость богато одаренной натурой, отличным товарищем, умеющим превосходно выполнить любое партийное поручение. С большим уважением и подлинной любовью относились к Луначарскому сотрудники Наркомпроса, Государственного издательства, ученые, писатели, артисты театров, музыковеды.

Одной из первоочередных задач Советского государства являлась защита детей, воспитание нового человека. В статье «О неделе ребенка» Луначарский провозгласил: «…Забота о детях будет не только частью нашей революции, но она - необходимейшая мера самой прочности революции… Судьба России лежит именно в детях, правильное физическое и общее воспитание которых дает тех граждан, которые впервые, быть может, войдут в подлинный социалистический строй и определят его характер».

Для создания всей системы воспитания и образования человека нового социалистического общества важно было установить, «какой человек нам нужен».

Луначарский в своих работах утверждает, что основной целью воспитания является создание гармонического человека и одновременно борца за коммунизм. «Если мы не будем вырабатывать из ребенка борца, личность, то это нам помешает создать очень многое, помешает создать и гармоническое общество», - писал Анатолий Васильевич в статье «Детское движение и коммунистическое воспитание».

Луначарский утверждал, что человека нового социалистического типа должны отличать прежде всего коммунистическая сознательность, верность идеям пролетарского интернационализма, коллективизм, умение мечтать, то есть видеть перспективы общественного развития, стра-

стно воспринимать жизнь. Формированию нового человека служат общее и политехническое обучение, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. В процессе воспитания человека социалистического общества должны быть предусмотрены и все условия для развития его чувств и эмоций, для развития и проявления его способностей и талантов.

Все эти положения являются и в настоящее время основополагающими в советской педагогике.

Чтобы успешно решить задачи воспитания нового человека, необходимо было хорошо знать детей. Анатолий Васильевич часто встречался с детьми, переписывался с ними, и это помогало ему определять и осуществлять задачи их защиты и воспитания. Луначарский руководил Советом защиты детей, созданным в январе 1919 года; по его инициативе в 1920 году была проведена Неделя защиты ребенка: он принимал самое непосредственное участие в создании пионерской организации, посещал школы и детские сады, бывал в детских библиотеках и детских домах, выступал на собраниях и митингах детей. В своих выступлениях он рассказывал детям о политической жизни страны, задачах школы, необходимости учебы, общественной деятельности, нравственного воспитания. Приведем только несколько примеров.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то