Исследовательская работа «Проблема чтения в современном обществе. Проблема отношения к чтению — аргументы и сочинение Ф.М

Какие произведения помогут легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение

Текст: Анна Чайникова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Практика показывает, что больше всего затруднений у школьников вызывает подбор аргументов в сочинении. сдавать всем, и сочинение во второй части экзамена писать придется всем, а не только тем, кто выбрал для себя гуманитарные специальности. Вместе с вами

мы разберем основные тематические блоки, и начнем с искусства, потому что на экзамене часто встречаются тексты про чтение и книги.

Типы проблем в сочинении в формате ЕГЭ :

  • Философские
  • Социальные
  • Нравственные
  • Экологические
  • Эстетические

Мы рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся в текстах ЕГЭ проблемы и подберем произведения, на примере которых будет легко раскрыть тему и написать хорошее сочинение.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ проблемы затрагивают сферу восприятия человеком прекрасного:

  • Роль искусства в жизни человека (музыки, книг и чтения)
  • Восприятие искусства (музыки, литературы, театра) и массовой культуры (телевидения, интернета)
  • Сила искусства (музыки, поэтического слова, книги) и его влияние на человека
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Отказ от книг и чтения

Примерные формулировки проблемы

Проблема роли книги/музыки в жизни человека. (Какую роль играют книги/музыка в жизни человека?)

Проблема отказа от чтения и книг. (Чем грозит человечеству отказ от книг?)

Проблема восприятия музыки/поэзии людьми. (Как люди воспринимают музыку/поэзию?)

Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)

Проблема очищающей силы искусства/поэзии/музыки). (Какова сила воздействия искусства/поэзии/музыки на человека?)

Проблема силы таланта. (В чем заключается сила таланта?)

Проблема силы поэтического слова. (В чем состоит сила поэтического слова?)

Проблема отношения к людям искусства (поэтам, композиторам), к их творчеству. (Как люди относятся к людям искусства, творческим людям?)

Проблема различий науки и искусства. (Чем различается наука и искусство?)

Поэтическое слово, звуки музыки, чудесное пение способны пробудить в человеке самые сильные эмоции, заставить испытывать различные чувства: печаль, восторг, умиротворение, - заставить задуматься о важном и вечном. Искусство оказывает очищающее воздействие на душу человека, оно может излечить душевные раны, дать силы человеку, вселить уверенность в отчаявшегося, подарить желание бороться за жизнь солдату на войне.

Книга - бесценный источник знаний, передающихся из поколения в поколение, с ее помощью человек познает мир, знакомясь с жизненным опытом других людей, изложенным в ней. Невозможно понять человека, если не читать книг, которые о нем написаны. М. Горький называл книгу «Новым заветом, написанным человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни на есть на свете».

При отказе от книг и чтения прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человечество остановится в своем развитии. Книги воспитывают нравственность, формируют личность, без них невозможно вырастить гуманного и сочувствующего другим человека. В романе «451 градус по Фаренгейту» описывает мир, в котором книги были вне закона и подлежали уничтожению. Изображая общество, отказавшееся от чтения и книг, Брэдбери говорит об опасности утраты собственного «я», индивидуальности, превращении людей в безликую толпу, которой просто управлять.

Книги способны оказать колоссальное влияние на мировоззрение человека, дать определенную модель поведения, которой он будет придерживаться в жизни. Так, «жить по книге» начинает заглавный герой романа «Дон Кихот», всем сердцем полюбивший рыцарские романы. Представляя себя рыцарем, он совершает подвиги во славу своей Прекрасной Дамы, Дульсинеи Тобосской: сражается с великанами, освобождает каторжников, спасает принцессу, борется за права угнетенных и обиженных. Из французских сентиментальных романов о жизни и взаимоотношениях с мужчинами узнают Татьяна Ларина, героиня , и София Фамусова из комедии «Горе от ума». Татьяна пишет признание в любви Онегину, совсем как героиня романа, да и возлюбленному она отводит совершенно книжную роль: он либо «ангел-хранитель», либо «коварный искуситель». Сквозь призму сентиментального романа видит Молчалина София, он полностью соответствует книжному идеалу, поэтому его выбирает девушка. Язвительный Чацкий не привлекает ее, ведь в нем нет той доброты и нежности (впрочем, напускной), которая присуща Молчалину.

Безмерная любовь дочери к книгам и чтению беспокоит Фамусова, ведь он считает, что от книг один лишь вред («Ученье - вот чума, ученость - вот причина, / Что нынче пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений…» ) и «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь» .

Об опасности, которую, по мнению некоторых, может заключать в себе книга, пишет и в романе «Имя розы». Однако стоит заметить, что в руках неумного читателя книга никогда не будет опасна, но и не принесет пользы. Например, лакей Чичикова Петрушка, большой любитель чтения книг, «содержанием которых не затруднялся», все читал с одинаковым вниманием. «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит» . Книга в руках такого «читателя» нема, она не способна ни помочь, ни навредить ему, ведь чтение - это не только удовольствие, но и трудная душевная и интеллектуальная работа.

Чуткому, внимательному читателю книга способна не только подарить знания и доставить удовольствие, но и сформировать представление о мире, показать его красоту, научить мечтать и дать силы идти к своей мечте. Именно это происходит с Алешей Пешковым, героем трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Отправленный «в люди» мальчик живет «в тумане отупляющей тоски» среди грубости и невежества простого рабочего люда. В его жизни нет стремлений, цели, она кажется ребенку тоскливой и беспросветной. Но как меняется жизнь Алеши, когда к нему в руки попадает книга! Она открывает ему огромный прекрасный новый мир, показывает, что можно жить иначе: «Они [книги] показывали мне иную жизнь - жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги, и трудно понять - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно, - не хочу…» С тех пор мальчик всеми силами старается выбраться из того омута, в который попал, и книга становится его путеводной звездой.

Главная задача книги заключается вовсе не в том, чтобы развлекать читателя, доставлять ему удовольствие, утешать или баюкать, убеждает читателя М. Горький в рассказе «О беспокойной книге». Хорошая книга тревожит, лишает сна, «сеет иглы на… постель», заставляя задуматься над смыслом жизни, побуждая разобраться в себе.

Произведения

О книгах и чтении

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Мертвые души»
Максим Горький «В людях», «Коновалов», «О беспокойной книге»
А. Грин «Зеленая лампа»
В. П. Астафьев «Есенина поют»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
В. Сорокин «Манарага»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Д. Лондон «Мартин Иден»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
У. Эко «Имя розы»
Б. Шлинк «Чтец»

О музыке и пении

«Моцарт и Сальери»
«Певцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Альберт»
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Тапер»
В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
«Старый повар», «Мертвый город»

Просмотры: 0


Как часто мы читаем по просьбе или наставлению взрослых, чтобы не огорчать? Как часто читаем без удовольствия, чтобы выполнить домашнее задание? Почему так редко читаем с интересом? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения статьи Д.С.Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей статье поднимает проблему заинтересованного чтения. Он рассуждает о том, как велика роль книги в нашей жизни. Она помогает нам стать мудрыми, формирует нашу личность. Но всё это только тогда, когда мы читаем с удовольствием, «…вникая во все мелочи». Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах». Когда мы читаем книгу не для урока, не по велению моды и тщеславия, а потому, «что она нам нравится».

Филолог делает вывод: ««Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».

Я полностью разделяю точку зрения автора. Чтение по принуждению никакой пользы не принесёт. Наоборот, может привести к неприязни к книгам. Читать нужно только с удовольствием и интересом. Хороший пример могут показать родители, учитель может посоветовать книгу, которая окажется твоей. Любимые нами герои художественных произведений читают с удовольствием, и книги многое им открывают и подсказывают. Попробую привести примеры.

Героиня первого русского романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина не любила играть в куклы, казалась дикой и была не похожа на сестру Ольгу. Татьяна много читала и читала с удовольствием. Когда уезжает Евгений Онегин, она, попав в его кабинет, несколько дней читает те книги, который читал её избранник, замечая все его пометки на полях, детали и мелочи. Книги помогли ей понять Онегина и его поступок, когда он прочёл ей настоящую лекцию по поводу невозможности её любви. Татьяне стало легче.

У Сони Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не было возможности учиться и много читать. Но в её жизни есть книга, ей подарила её Лизавета, которую она читала не просто с удовольствием, а с трепетом и восхищением. Библия – эта книга остаётся самой читаемой в мире, книга, которая изменила мир и сознание людей. Она стала для Сони всем. Библия помогает ей справиться с жизненными трудностями, правильно поступать, никогда не отчаиваться, веря в добро. Она стала ей опорой. К этой книге придёт и Раскольников.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: обязательно читайте с удовольствием. Хорошая книга может стать вашим другом на всю жизнь. У каждого должны быть любимые произведения, к которым можно постоянно обращаться, знать в деталях. Любите читать! И читайте с интересом!

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Вопрос:

Дайте письменный ответ на вопрос "Что сейчас читает молодежь?" Выскажите свое отношение к проблеме чтения. Заранее спасибо.

Ответы:

Похожие вопросы

  • Синтаксический разбор (по цели высказывания, по эмоциональности, по кол-ву грамм? ?тических основ, по кол-ву главных членов, по наличию второстепенных членов, по наличию осложнений, схема): Женщины слушали певцов, покачивая головами от удивления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала, но никто не обернулся в ее сторону, потому что это были слезы не боли и горечи, а переполнявшего сердца восхищения.
  • Определите в предложениях видоизмененную форму и залог глагола сказуемого 1. а) Farmers will have finished the experiment by September. b) The agronomist is looking for the new method of pest control. 2. a) The extent of the root system area is influenced by the structure of the soil. b) The leaves of this plant as well as its stems are used as feed for animals

Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её чтения фактически дублировал круг чтения её матери в период её девичества, когда та была влюблена в столичного Грандисона – героя романа Самуила Ричардсона – английского сентименталиста. Написанные в середине восемнадцатого века, эти романы пользовались невероятным успехом у русских барышень в начале девятнадцатого века. Под влияние книг Руссо и Ричардсона попала Татьяна.

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Именно такое заинтересованное чтение оказывает влияние на роковой выбор Татьяны.

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – главная героиня романа является девушкой набожной, искренне верящей в Бога. Главная книга в её жизни – Библия. Она читает её во время встречи с Раскольниковым. Не верящий в Бога Родион ищет опору в жизни, пытается найти в натуре Соне созвучный его проблеме грех. Но вера Сони оказывается безупречной. Когда она читает отрывок про воскрешение Лазаря, в её голосе, во всём теле происходит истовое содрогание. Она настолько прочувствованно произносит фразу из Библии: «Я есмь воскресение и жизнь», – что Раскольников видит, как она «вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». В этом чтении проявляется вся вера Сони, не просто в Бога, а в то лучшее, светлое, что держит мир, что является его основой.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья Фамусова также относится к тем барышням, которые любили читать романы французских и английских сентименталистов и романтиков восемнадцатого века, воспевавших любовь и страсть между людьми из разных социальных пластов. Начитавшись историй про неравную любовь, Софья выбирает в возлюбленные секретаря своего отца, совсем как во многих произведениях этой эпохи.

4. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Алексей Маресьев – летчик-истребитель, сбитый фашистами во время воздушного боя, восемнадцать суток ползёт по снежному лесу, спасаясь от смерти. Однако в госпитале врачи ампутируют ему обе ступни, обмороженные во время тяжёлого перехода. Мечта вернуться в строй кажется герою невозможной. Он теряет веру в себя и в смысл жизни. Сосед по палате начинает чтение книги А.Островского «Как закалялась сталь», чтобы вернуть уверенность угасающему другу. Но по-настоящему Алексей возвращается к жизни только после чтения статьи о протезах, которые можно изготовить и научиться на них ходить. Веря в прочитанное, Маресьев начинает ежедневно тренироваться и добивается возвращения в лётчики.

Министерство культуры Волгоградской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования

«Волгоградский государственный институт искусств и культуры» Факультет заочного обучения

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Проблема чтения в современном обществе

Курсовая работа студентки Клименко А.Е.

Курс 2 Группа 2БУ

Руководитель: доц. Овсянникова Т.В.

Волгоград 2017

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 . Изучение чтения: аналитический обзор ………...………………………………………………………………….7

1.1. Изучение чтения и читателей: аналитический обзор……………….….7

1.2. Отношение к книге и чтению на современном этапе.. ………………12

Глава 2 . Деятельность библиотек по продвижению чтения …………..23

2.1. Особенности функционирования и развития поселенческих библиотек……………………………………………………………………..23

2.2. Культурно - досуговые мероприятия библиотеки как способ продвижения чтения…………………………………………………………..30

Заключение …………………………………………………………………...37

Список литературы ………………………………………………….............39

Введение

В современном мире, в мире компьютерных технологий значительно снизился интерес к посещению библиотек и к чтению. Значимость чтения в обществе иллюстрируют потребности общества в воспитании социальной заинтересованности граждан. Сейчас наблюдается утрата актуальности чтения как способа передачи знаний и формирования духовных ценностей, а читательская активность в России находится ниже среднеевропейского уровня. Вопрос о путях приобщения людей к чтению на сегодняшний день является одним из приоритетных. Тому есть следующие причины: общее падение уровня образованности населения в мире; смена модели образования с модели «образование на всю жизнь» на «образование в течение жизни»; экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения».

Основное назначение чтения – быть средством коммуникации и способом приобщения к культуре. Но сегодня существуют иные коммуникативные средства, конкурирующие с чтением. Снижается значимость книжного самообразования для отдельного человека, уменьшается доля чтения в структуре свободного времени. Для многих людей такое положение дел становится нормой. Ускоряющиеся социальные перемены и нарушение преемственности в процессе трансляции общественных ценностей приводят к утрате практического значения прошлого опыта для жизни молодого поколения. В советское время программы, направленные на воспитание культуры чтения, были адресованы всем социальным группам, а достижения были общедоступными и носили массовый характер.

Ранее воспитанием культуры чтения занимались семья, школа, библиотека и ближайшее окружение. На современном же этапе зачастую в формировании системы ценностей принимают участие коммерческие и политические институты при посредничестве СМИ. Это понижает духовное и интеллектуальное развитие, поскольку ими нередко культивируются негативные личностные качества: жадность, духовная черствость, чрезмерная лояльность, социальный инфантилизм. Читатель, который способен только пассивно воспринимать легкую информацию, является идеальным потребителем и объектом манипуляций.

Доступность информации, свобода в ее выборе и развитие новых информационных технологий также несут определенные трудности. Избыточность и хаотичность информации влечет за собой более высокие требования к читательской квалификации. Для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей современному человеку нередко достаточно компьютерных технологий, а книга служит лишь прагматическим интересам познания. Нередки призывы читать все без разбора и норм, поскольку количество должно перейти в качество. Это противоречит идее чтения как средства формирования личности.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то