Lumix g5 отзывы. DSLR умер, да здравствует DSLM! Обзор камеры Panasonic Lumix G5

Справа от видоискателя разместились кнопка быстрого изменения основных настроек и перепрограммируемая клавиша AF/AE Lock. Еще чуть правее находится уступ с прорезиненной накладкой для большого пальца, а также скроллер, отвечающий за настройки выдержки, диафрагмы и экспокоррекции. Справа от дисплея расположены навигационная кнопка, а также кнопка для перехода в режим просмотра, отдельная клавиша настроек дисплея и одна программируемая кнопка удаления/отмены.

Функциональные возможности

Как уже говорилось, Panasonic Lumix G5 получила обновленный Live MOS сенсор с разрешением 16 мегапикселей. Сам производитель называет его «цифровым», поскольку часть функций обработки сигнала возложена непосредственно на сенсор. По идее, это должно улучшить шумовые характеристики, а значит, снимать на более высоких ISO. Ну а по сравнению с Lumix G3 диапазон светочувствительности расширился на одну ступень и составляет теперь ISO 160 - 12800.

Автофокусировка осуществляется привычным контрастным методом, в то время как конкуренты от Sony и Canon задействуют гибридный способ фокусировки. В Panasonic Lumix G5 реализована мультизональная, точечная, следящая и 1-зональная автофокусировка. Всего 23 фокусировочные точки. Скорость фокусировки зависит как от условий освещенности, так и от конкретного объектива. Задание точки фокусировки производится в одно касание с помощью сенсорного дисплея. Также доступна функция быстрого автофокуса Quick AF, срабатывающая при наведении точки фокусировки на цель. За блокировку автофокуса отвечает выделенная клавиша AF/AE Lock. В этом плане камера не отличается от предшественницы, показывая примерно такое же быстродействие фокусировочной системы. Замер экспозиции осуществляется привычными методами: однозональным, многозональным и центральновзвешенным.

Одним из существенных нововведений стал полностью электронный затвор. Он не списывает традиционного механического, а скорее дополняет его, позволяя вести бесшумную съемку. Недостатком такого затвора является невозможность задействовать вспышку - она синхронизируется лишь с механическим затвором. Для активации бесшумной съемки служит специальная функция Silent Shutter.

На включение камеры уходит около секунды. За это время аппарат полностью готов к съемке. В сочетании с быстрой картой памяти можно достичь отличных скоростных показателей, например, время на сохранение кадра составляет всего полсекунды. А пока идет запись, аппарат готов к съемке следующего кадра. Запись RAW файла занимает около 5 секунд также без блокировки работы камеры.

По частоте серийной съемки Lumix G5 на 2 кадра в секунду превзошел предыдущую модель, теперь она составляет 6 кадров в секунду, причем в полном разрешении и даже в формате RAW. Это даже лучше, чем у зеркальных камер бюджетного или среднего класса. При использовании следящей автофокусировки частота снижается и составляет максимум 3.7 кадра в секунду. Кроме того, присутствует возможность записи 20 кадров за секунду, однако разрешение снимков при этом падает до 4 мегапикселей.

Прибавила камера и в плане возможностей видеосъемки. Full HD видео пишется при 60 fps с прогрессивной разверткой, в то время как Lumix G3 позволяла получить такую частоту лишь с использование чересстрочной развертки. Длина ролика ограничена 30 минутами, а сжатие видеопотока может осуществляться как AVCHD кодеком, так и MPEG-4. Запись звука ведется с помощью встроенного стереомикрофона, однако при необходимости можно использовать и опциональный внешний микрофон.

Panasonic Lumix G5 располагает набором ручных режимов съемки и дает возможность регулировки выдержки в пределах от 1/4000 с до 60 с. Кроме того, Lumix G5 предлагает 14 творческих режимов на любой вкус, включая 3D-съемку. К сожалению, панорамная и интервальная фотосъемка отсутствуют, зато в наличии приличный набор инструментов внутрикамерной обработки фото и видео. Картинку можно подрезать, повернуть, уменьшить или изменить соотношение сторон. Для видеороликов доступно разделение файлов на части средствами фотоаппарата, что крайне удобно.

Литий-ионный аккумулятор при полном заряде позволяет отснять около 320 снимков. Это на 50-70 кадров больше, чем у Lumix G3. Впрочем, методика CIPA, по которой обычно происходит замер времени автономной работы, подразумевает активное использование встроенной вспышки. Если же снимать без нее (что совсем не сложно в виду наличия большого числа светосильных объективов для Micro Four Thirds), то можно получить результат в 500 кадров. Это уже приличино.

Экран, видоискатель

При первом же включении бросается в глаза четкая картинка на дисплее камеры. Тем, кто видел в работе Lumix G3, двукратная разница в разрешении дисплея определенно понравится. Цветопередача экрана правильная, яркость и контрастность вполне достаточны для комфортного пользования. Конструкция по-прежнему поворотная, об этом уже упоминалось. Для защиты от случайных царапин и повреждений дисплей можно обратить «лицом» к корпусу камеры. Фишкой сенсорного дисплея является функция Touchpad AF, позволяющая перемещать точку фокусировки пальцем, глядя при этом в видоискатель.

Panasonic LUMIX G5 - продолжение славной линейки G. Аппараты этой серии являют собой, на мой взгляд, одно из лучших воплощений самой идеи беззеркальных камер. Многие производители стремятся сделать беззеркалки как можно более компактными; по-настоящему это не получается, поскольку объективные ограничения по минимизации накладывают, извините за каламбур, габариты объективов (если это, конечно, не сверхплоские фиксы "блинчики"). В результате беззеркалки теряют эргономичную рукоятку, приобретают скомканные органы управления и получаются неудобными в работе, и при этом остаются без столь желанной миниатюрности.

В этом смысле Panasonic G5 – самая оптимальная беззеркалка. Она сохранила удобную рукоятку (повторяю – удобную! посмотрите, какая у нее эргономичная форма) и достаточные размеры, чтобы еще оставаться камерой, которую приятно держать в руках. Она похожа просто на очень маленькую зеркальную камеру.

Монитор не просто поворотный. Он сенсорный, как и у других моделей LUMIX G. В реализации сенсорного интерфейса Panasonic идет правильным путем – монитору передаются не все функции управления, а лишь некоторые. Если вам не по душе такой тип управления, можно пользоваться исключительно обычными, "железными" кнопками и рычажками. Однако сенсорный монитор позволяет выполнять и специфические функции – прикосновением к экрану вы задаете точку автофокусировку, а можно включить и режим, при котором в этом случае будет сделан и снимок.

Впрочем, это все уже мы видим не впервые, а вот что в G5 уникально – это возможность использовать сенсорный монитор, а смотреть при этом в видоискатель, где будут видны результаты ваших манипуляций. Видоискатель у G5, конечно, электронный, и очень хорошего качества, с датчиком автопереключения.

Аппарат выпускается в трех цветовых схемах – черной, белой и серебристой.

Еще одно новшество в интерфейсе G5 – это рычажок-джойстик, который располагается под указательным пальцем, между кнопкой спуска затвора и кнопкой видеозаписи. Он торчит вертикально вверх и упруго пружинит влево-вправо.

Джойстик этот программируемый, правда, доступных функций удалось обнаружить совсем немного – управление зуммированием (для тех объективов, которые поддерживают такую функцию), экспокоррекция, либо AUTO. Джойстик также можно использовать для навигации по меню.


Джойстик позволяет вводить экспосдвиг легко и быстро. Даже слишком легко – его запросто можно задеть указательным пальцем и не заметить, что снимки теперь делаются с поправкой +1/3EV. Мне такой трюк удавался не однажды.

При вводе экспокоррекции (и других манипуляциях с экспопарой) на экране появляются шкалы, наглядно показывающие установленные значения. Кстати, здесь же вы видите двухкоординатный электронный уровень, который помогает держать камеру строго горизонтально во время съемки.

Так выглядит меню переключения базовых режимов работы камеры. Кстати говоря, фоновое изображение для этого меню вы можете задать самостоятельно – не припомню, чтобы в какой-либо камере встречалась такая возможность.

Меню съемки (здесь оно названо "меню записи") содержит шесть страниц.

Как и положено камере любительского уровня, Panasonix LUMIX G5 обладает большим количеством (более двадцати) сюжетных программ. Для них на диске режимов есть отдельное положение SCN.

Называются сюжеты не так банально, как обычно (Пейзаж, Портрет и так далее). В некоторых случаях даже не вполне понятно, что имелось в виду. Непринужденность?.. хм.

Всего таких программируемых кнопок на задней панели – пять штук. Точнее, настоящих железных кнопок три, а еще две кнопки виртуальные, с ними можно взаимодействовать через сенсорный интерфейс.

Выбрав в меню пункт "Настройка кнопок Fn", вы сначала выбираете, какую из пяти кнопок хотите запрограммировать...

А потом назначаете на нее желаемую функцию. Список весьма обширен, тридцать пунктов:

Фирменная фишка камер Panasonic – экранное меню Q.MENU, дающее быстрый доступ к наиболее часто переключаемым параметрам. У LUMIC G5 оно выглядит следующим образом:

На самом деле, Q.MENU накладывается поверх изображения, то есть, вы можете изменять параметры, не теряя из вида снимаемую сцену. Я специально сделал эти скриншоты на черном фоне, для лучшей читаемости.

Замечательно, что Q.MENU у Panasonic G5 программируемое, вы можете переопределить входящие в него функции. Мы просили об этом разработчиков, начиная с первого появления Q.MENU в камерах Panasonic, и вот, наконец-то, дождались. Правда, попробовать, как это работает, я не успел. Конечно, расскажем об этом, если LUMIX G5 попадет к нам на более подробное тестирование.

Виджет от FS

С сайта http://www.cameralabs.com
Перевод: Анна Седова
http://www.cameralabs.com/reviews/Panasonic_Lumix_DMC_G5/

Panasonic Lumix G5 - это 16Мп компактная системная беззеркальная камера, со стандартом байонета Micro 4/3, разработанного Panasonic совместно с Olympus. Panasonic в настоящее время именуют беззеркальные системные камеры DSLM-камерами, то есть Digital Single Lens Mirrorless, но мы склоняемся к термину «компактные системные камеры».

Анонсированная еще в июле 2012 года, G5 пришла на смену Lumix G3. На случай, если вас заинтересовало, куда же делась G4, разъясняю: ее и не было; Panasonic просто пропустили эту модель из соображений тетрафобии (в ряде стран Восточной Азии, таких как Китай, Япония, Корея и пр., распространен иррациональный страх перед цифрой «4», так как иероглиф для нее пишется так же, как слово «смерть»; различаются они только тонами произношения). Как и у предшественницы G3, у новой модели 16 Мп сенсор, однако это совершенно новая матрица с намного улучшенной функцией подавления шумов при высоких значениях ISO. Дополненная микропроцессором Venus Engine, она способна снимать с максимальной чувствительностью до ISO 12800.

Новые матрица и процессор также дают улучшенные характеристики записи видео: появился новый режим 1080р50/60. Камера предлагает возможность высокоскоростной серийной съемки до 6 фреймов в секунду при полном разрешении. Полностью управляемый пальцами монитор «touch-screen» cохранен, а разрешение удвоено до 920k пикселей. Кроме того, теперь дисплей может использоваться по-настоящему «умно»: в качестве следящей панели управления автофокусировкой, чтобы задавать зону AF, когда вы формируете кадр посредством электронного видоискателя. Также у окуляра видоискателя камеры появился датчик глаза, на основе которого ЭВИ включается и выключается, новый переключатель зумирования, расположенный сразу за кнопкой спуска, диск выбора художественных фильтров (Creative Control filters) и электронный уровень, упрощающий выравнивание снимка относительно горизонта.

С этими усовершенствованиями производители Lumix G5 еще раз подтвердили репутацию камер G-серии как прекрасного продукта по соотношению «цена-качество» и позволили ему вступить в конкурентную борьбу с камерами несколько высшей ценовой категории. В своем обзоре я сравнивал ее с более дорогой Sony NEX-6. У NEX-6 то же 16-мегапиксельное разрешение, что и у новой G5, однако размер матрицы APS-C больше (пропорции 3:2). Среди других преимуществ - электронный видоискатель с разрешением 2.3 млн.точек, возможность записи видео в формате full HD при 1080р50/60 и быстрой непрерывной съемки 10 фреймов в секунду в полном разрешении. Так же, как Lumix G5, NEX-6 выходит с китовым маленьким и легким зумом.

Однако самая интересная, возможно, особенность NEX-6 - это то, что вы можете расширить спектр ее стандартных функций благодаря встроенному Wifi и возможности загружать приложения. В целом, учитывая все сказанное, Lumix G5 предоставляет примерно тот же функциональный пакет, что и NEX-6 за минусом нескольких излишеств. Станет ли она продуктом, доступным по цене и способным выступать в более высокой весовой категории? Прочитайте мое полное ревью и, возможно, найдете ответ на этот вопрос.

Дизайн и система управления

Со своими сглаженными контурами и ручкой для захвата, выдающимся горбом и видоискателем, расположенным по центру, дизайн Lumix G5 - ни что иное как DSLR в миниатюре. Главная фишкой G3, «самой маленькой и легкой в мире системной камеры», был ее размер. С моделью G5 Panasonic несколько подрасслабились, и G5 как будто выдохнула. Параметры камеры, для представления о ее размерах, - 120х83х71мм; при этом вес ее с батареей и картой памяти составляет 396 г. Параметры G3, для сравнения, - 115х84х47мм при весе 382 г., однако надо учитывать, что прибавка в глубине у G5 обусловлена бóльшей ручкой, а вес практически одинаковый.

Диск выставления режимов на верхней панели имеет те же восемь позиций, что и у предшественницы G3, включая группу режимов PASM, две произвольно настраиваемые позиции позиции С1 и С2, режим сюжетной съемки SCN и режим Creative. Как и на прочих моделях G-серии и на компактных, Умный режим «Авто» активируется посредством специальной подсвеченной кнопки. Напротив нее располагается кнопка записи видео, перемещенная с задней панели, как было у G3, а еще вперед - переключатель, управляющий электронным зумом, в случае, если используется объектив PZ; в ручном режиме съемки этот переключатель может использоваться для управления компенсацией экспозиции и выставления апертуры.
Спуск затвора камеры находится на самом переднем краю ручки, и это предполагает более естественное положение пальца, поскольку указательный палец сам непроизвольно ложится в это место, и не нужно делать никаких дополнительных усилий для выгибания его назад, как это было в случае с G3. В целом, G5 - более удобная для удержания в руках и обращения камера, чем G3. При обхватывании ручки ладонью местоположение большого пальца гораздо больше выделено рельефно, что обеспечивает более крепкий и стабильный захват и позволяет уверенно снимать одной рукой.

Часть верхней панели Lumix G5, расположенная слева от поворотного диска выбора режима съемки, выглядит так же, как у предшественницы. Стандартный горячий башмак ISO красуется на верхушке горба, в котором расположен видоискатель; стерео-микрофон - перед ним. Слева от горба находится выключатель вспышки, а далее - маленькая сеточка моно-говорителя.

Как и на предшествующих моделях, на задней панели камеры слева, сразу за видоискателем, имеется маленькая кнопочка, с помощью которой изображение переводится с видоискателя на LCD-дисплей и наоборот. Она становится чуть менее актуальной, чем на G3, вследствие того, что на новой модели появился датчик глаз, расположенный сразу под окуляром видоискателя: при приближении глаза к окуляру, сенсор мгновенно дает команду к включению видоискателя.

Кнопка «Q» быстрого доступа к меню теперь переместилась на правую сторону от видоискателя; и, кроме нее, там имеется новая программируемая кнопка фиксации AF/AE, обозначенная как Fn1.

Поворотный диск на задней панели камеры, управляемый большим пальцем, сместился чуть правее: он все еще в правом углу, но непосредственно рядом с ложбинкой для большого пальца. В режимах А - «Приоритет апертуры» и S - «Приоритет выдержки» диск по умолчанию регулирует настройки величины диафрагмы и скорости срабатывания затвора (длины выдержки) соответственно, но при нажатии на него диск автоматически переключается в режим выставления компенсации экспозиции. При повторном нажатии он возвращается к первоначальным функциям (выставление диафрагмы или выдержки). Нажатие на поворотный диск при активированном ручном режиме (М) приводит к тому, что вы переключаетесь из выставления апертуры в регулировку выдержки и наоборот. Если камера находится в Р - програмном режиме, поворотный диск служит для выставления экспозиции, а при нажатиии на него становится регулятором компенсации.

Кнопка просмотра (playback) переехала на часть задней панели, находящуюся справа от дисплея, теперь она рядом с кнопкой DISP и переключает изображение на дисплее и картинку, видимую в видоискатель. Четырех-позиционный джойстик управления претерпел изменения: на G5 он представляет собой единую панель, выполненную полностью в серебристом цвете, а не систему отдельных кнопок, как на G3. Однако функции стрелок остались прежними: ISO, баланс белого, селектор Drive mode (регулировка частоты съемки / выбор между покадровым и серийным режимами съемки) и режим автофокусировки (AF). И, наконец, кнопка удаления/«назад» приобрела дополнительные возможности: теперь это - вторая программируемая кнопка, обозначенная как Fn2.

Если говорить о портах, выдвижная створка на правой боковой поверхности камеры скрывает разъем для удаленного управления, mini HDMI и совмещенный разъем для AV/USB, однако, к сожалению, нет порта для подключения внешнего микрофона; начиная с модели G2 на камерах этой серии его не делают, чтобы дифференцировать топовую серию Lumix GH.

В отделении на нижней панели находится слот для карт памяти и батареи. Увеличение ручки на новой камере подразумевает то, что в G5 применяется батарея 1200 мАхчас DMW-BLC12E - та же, что и в GH2 (Panasonic позиционируют ее как способную выдержать 320 снимков при полном заряде). Это - шаг вперед по сравнению с 270 снимками на камере G3, но все же это не так хорошо, как у намного более ранней G2. Кроме того, имейте в виду, что озвучиваемые производителем цифры относятся к съемке с объективом H-FS014042 с ручной фокусировкой. Данные показатели актуальны для сравнения возможностей новых и предыдущих моделей, но при съемке с китовым зумом PZ 14-42 мм значение будет намного меньше. Что касается карт памяти, G3 читает SD, SDHC и SDXC карты. При записи видео Panasonic рекомендуют использовать карты класса 4 и выше.

Как я уже упомянул, у Lumix G5 имеется встроенная складная вспышка, которая открывается механически посредством тумблера сбоку от горба. Если вспышка выключена, она не откроется самопроизвольно, что позволяет избежать неприятных сюрпризов. У этой вспышки ведущее число (ВЧ) - 8 для ISO 100, и это слабее по мощности по сравнению со встроенными вспышками даже на DSLR- камерах самого начального уровня, таких, как Canon EOS T4i (ВЧ 13), но самую чуточку лучше, чем на NEX-6 (ВЧ 6) или чем дополнительно идущая вспышка к моделям Olympus PEN (ВЧ 7). Эффективный диапазон, который она дает G5, составляет 3 метра при ISO 160 и полностью открытой диафрагме f/3.5. Во встроенной вспышке имеется функция подавления эффекта «красных глаз» и режим медленной синхронизации; наибольшая скорость срабатывания затвора при режиме медленной синхронизации - 1/160 сек; G5 синхронизирует и по передней, и по задней шторке.

Помимо этого, через «горячий башмак» к G5 можно подключить внешние вспышки, продающиеся отдельно, FL220/FL360/ FL500 с автоматическим TTL-экспонометром (Through The Lens - «через объектив»); однако имейте в виду, что, как и в NEX 6, в G5 нет встроенной системы дистанционного беспроводного управления вспышкой.

Видоискатель и дисплей

У G5 такой же электронный видоискатель с разрешением в 1.4 млн. точек, как и у ее предшественницы. Разочарование по поводу того, что у новой модели разрешение не было увеличено, неминуемо, однако, несмотря на то, что G5 призван составить конкуренцию NEX 6, разрешение видоискателя которой составляет 2.4 млн. точек, видоискатель G5, тем не менее, очень даже хороший. Что касается разрешения, 1.4 млн. точек стало своего рода стандартом в этом сегменте рынка. Это же разрешение можно увидеть у VF-2 на Olympus OM-D E-M5 и PEN (дополнительно идущий ЭВИ), у Fujifilm’овских Finepix X100 и XS-1, а также у V1 и V2 от Nikon.

В общем видоискатель на G5 представляет из себя то же, что и на NEX 7 и NEX 6, а Fujifilm XE-1 продолжает держать лидерство по разрешению ЭВИ, по крайней мере на сегодняшний день. Но здесь не следует ограничиваться только этим фактором; в видоискателях разрешение - отнюдь не единственный характеризующий параметр: размер и яркость также играют важную роль. С удовольствием сообщаю вам, что ЭВИ в G5 и большой, и яркий; и при детальном сравнении с видоискателем NEX 6 различия оказались не такими уж и явными, как можно было бы предположить. Видоискатель Lumix G5, по моим ощущениям, даже ярче и немного больше, чем у NEX 6, хотя нельзя не отметить того факта, что бóльшее разрешение в Sony’вском ЭВИ позволяет получать более детальную и стабильную картинку. При панорамировании меньшее разрешение видоискателя G5 и, следовательно, ее дисплея приводит к мерцанию и эффекту «прерывистости». Кто-то использует этот прием чаще, кто-то реже, поэтому, несмотря на то, что это немного отвлекает, у меня это не вызвало какого-то уж сильного отторжения. Хотя, если вы будете смотреть в видоискатель протяженное время, глаза могут устать от этого.

Я уже упомянул, что под видоискателем находится оптический датчик, автоматически активирующий его и выключающий LCD-дисплей при приближении к нему глаз. Но, как и на предыдущей модели, на G5 слева от видоискателя сохраняется кнопка, позволяющая делать это в ручном режиме. Совершенно очевидно, что нет необходимости в двух этих системах одновременно; вам нужно сделать выбор. Если вы решите использовать оптический сенсор, кнопку можно перепрограммировать и привязать к ней другую функцию. И наоборот, если вы предпочтете мануальное управление посредством кнопки, оптический сенсор можно отключить. При практическом использовании оказалось, что между поднесением глаза к видоискателю и его активацией есть некоторая задержка (очень минимальная), и для меня более предпочтительным стало ручное включение ЭВИ.

Также вы можете выключить LCD-дисплей и снимать, пользуясь только видоискателем. Но, в отличие от Sony’вской NEX 6, здесь нет возможности использовать дисплей только для просмотра информации о съемке, а формировать кадр - через видоискатель.

При том, что разрешение ЭВИ по сравнению с G3 не изменилось, дисплей Lumix G5 был модернизирован и теперь его разрешение составляет 920т.точек, что вдвое превышает разрешене дисплея ее предшественницы. Как и раньше, это touch-screen, однако здесь Panasonic расширили его функции, применив технологию ‘Touch Pad AF’. Это означает, что вы можете задавать зону фокуса, перемещая палец по LCD-экрану, при этом компонуя кадр через видоискатель. В разделе, посвященном автофокусировке (ближе к концу этого ревью), я подробнее опишу, как это работает на практике.

Сам LCD-экран поворотнщ-откидной: открывается в сторону, и его можно поворачивать в любую сторону, в том числе вниз для съемки из положения «над головой» и вперед для «самострелов». Однако наиболее часто используемыми положениями дисплея такой конфигурации являются «обычное», как в случае с неповоротными дисплеями, и «первернутое обратной стороной» (используется для защиты экрана). Пропорции экрана 3:2, так что при фотосъемке в формате 4:3 остаются пустые поля по обеим сторонам. Справа это пространство занимается сенсорными иконками, организованными в сокращенную полоску. Остальная информация высвечивается на экране поверх изображения, но у вас есть возможность изменить конфигурацию и ЭВИ, и дисплея таким образом, что съемочная информация будет размещена внизу, под снимком, при этом зона изображения уменьшится. Так легче контролировать ваши настройки, но тяжелее видеть то, что вы снимаете.

Кнопка дисплея позволяет выбирать между режимом «с информацией» и «без информации», а также одним из этих режимов плюс горизонтальный и вертикальный уровни наклона камеры. Как я уже написал, дисплей можно вообще полностью отключить. В дополнение, на дисплее есть две программируемые кнопки, обозначенные как Fn4 и Fn5, по умолчанию включающие уровень наклона камеры и «живую» гистограмму. Учитывая, что посредством этой кнопки можно включать уровень, не понятно, зачем перепрограммировать их для активации двух других конфигураций дисплея. На мой взгляд, Panasonic могли бы использовать эти кнопки более рационально.

Объективы для Panasonic Lumix G5 и стабилизация изображения

Lumix G5 продается как отдельная тушка либо же в комплекте с одним из китовых объективов на выбор. Я протестировал камеру с Lumix GX Vario PZ 14-42 мм f/3.5-5.6 ASPH.POWER O.I.S.. Это - моторизованный зум, анонсированный еще в августе 2011. Он стал первым зумом для компактных системных камер, который и сам был компактным, а не просто меньшей по размеру версией DSLR’овских китовых зумов. Если прежде, для того чтобы сохранить системную камеру компактной, вам приходилось использовать только фиксы-блины, то с появлением этого объектива эту же степень компактности стало возможным получить со стандартным зумом.

За исключением металлического байонета Micro 4/3, этот объектив выполнен из высококачественного пластика. В сложенном виде с отключенным электроприводом его толщина составляет всего 27 мм, однако при включении камеры он вытягивается до 49 мм. Две "качельки" на левой стороне корпуса управляют зумом и мануальным фокусом. В отличие от односкоростной системы управления на Sony E PZ 16-50 мм, тумблер зумирования предлагает две скорости. Кроме того, между разными позициями - приличное расстояние, в несколько миллиметров; так что, хотя и требуется какое-то время, чтобы привыкныть к нему, в итоге у вас появляется возможность зумирования на низкой скорости без риска нежелательного ускорения из-того, что вы случайно чуть пережмете на рычаг тумблера.

Panasonic Lumix G5 Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 coverage wide Panasonic Lumix G5 Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 coverage tele

Единственное мое замечание относительно системы управления с двумя переключателями - это то, что, несмотря на несколько бóльший размер тумблера зумирования, на ощупь их все-таки не так просто отличить: я, к примеру, неоднократно пытался зумировать ручной фокусировкой. Хотя, есть, конечно, и еще одна опция: пользоваться новым тумблером зума на самой камере Lumix G5. Он расположен сразу за кнопкой спуска затвора, также представляет из себя двухскоростной переключатель; хотя им пользоваться не так удобно, как тумблером на корпусе объектива.

Диапазон возможных фокусных расстояний 14-42 мм соответствует диапазону 28-84 мм на 35миллиметровой матрице, что предоставляет широчайшие возможности: от достаточно широкого угла до портретного телеобъектива. Зум 14-42 мм PZ не дает такого супер-широкого угла зрения, как Sony E PZ 16-50 мм, однако, как я обнаружил в ходе подготовки ревью по NEX-6, при съемке с самым широким углом зрения эта камера дает слишком много оптических искажений, и впоследствии с ними приходется повозиться. Сравнение RAWов и JPEGов, полученных при обработке внутрикамерным процессором, снятых камерой G5 и объективом 14-42 мм PZ, будет очень показательно: это случай, когда вы получаете практически то, что видите.

Однако, как и в случае с Sony E PZ 16-50, при максимальной апертуре f/5.6 на самом длинном конце диапазона, потребуется очень постараться, чтобы получить достаточно малую глубину резкости, чтобы задний план получился нерезким. Для этой цели лучше привлечь светосильный фикс, такой, например, как Leica DG Macro-Elmarit 45 мм f/2.8 или более доступный по цене Olympus M.Zuiko Digital 45 мм f/1.8. Это наглядно иллюстрирует преимущества формата Micro 4/3 над конкурирующими беззеркальными системами: это по-настоящему зрелый формат беззеркальных камер, способный похвастаться самым широким спектром оптики (объективы для которого производятся и Panasonic, и Olympus, а также сторонними производителями). Здесь не просто доступны практически все самые широкоиспользуемые фокальные длины, но и есть возможность выбора как минимум из двух производителей по показателям светосилы, скорости AF, качества изображения и цены.

Как и Sony в камерах NEX-серии, Panasonic не включают в свои тушки Micro 4/3 систему оптической стабилизации изображения, предпочитая выпускать объективы со встроенной оптической стабилизацией изображения. В зум PZ 14-42 мм встроена Рanasonic’овская Power O.I.S. которая, по их заверениям, в два раза эффективнее более ранней Mega O.I.S. Хотя эта система стабилизации основана на смещении линз и расположена в объективе, на самом корпусе объектива нет выключателя, позволяющего включать и отключать ее; вместо этого управление осуществляется по средством закладки Rec в основном меню. Здесь имется возможность выбора из трех режимов работы: Обычный (Normal), Панорамирование (Panning), Отключена (Off). В Обычном режиме идет компенсация вертикальных и горизонтальных колебаний камеры, в режиме Панорамирования - только вертикальных; опции же корректировки только горизонтальных колебаний для съемки панорамированием при положении камеры в портретной ориентации нет.

Чтобы испытать качество системы оптической стабилизации Lumix G5, я выставил следующие настройки: режим приоритета выдержки (S - Shutter Priority), фокусное расстояние объектива максимальное - 42 мм. Так я сделал серию снимков при постепенном уменьшении скорости срабатывания затвора сначала при отключенной O.I.S., а затев в Обычном (Normal) режиме. Если имеется возможность снимать через видоискатель, я всегда при таких тестах пользуюсь им, чтобы минимизировать колебания камеры и обеспечить максимально стабильное положение камеры при съемке. При съемке через видоискатель и при включенной стабилизации, G5 выдает резкие снимки вплоть до выдержки 1/5 сек., что на 4 стопа больше, чем стандартные рекомендации для съемки при этом фокусном расстоянии. Фрагмент, представленный ниже, слегка мылит, достаточно резким он становится только при 1/10 выдержки, так что я думаю, будет справедливым сказать, что стабилизация объектива PZ 14-42 мм дает от трех до четырех стопов.

Panasonic Lumix G5 Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 Power O.I.S. Off/On

100% crop, 14-42mm at 42mm 160 ISO 1/5th O.I.S. Off. nbsp; 100% crop, 14-42mm at 42mm 160 ISO 1/5th O.I.S. On.


Режимы съемки

Помимо основных режимов съемки PASM, у Lumix G5 на поворотном диске выбора режимов имеются позиции SCN для сюжетной съемки и Creative control для доступа к расширенному набору художественных фильтров. Посредством специальной кнопки на верхней панели, которая в активном положении подсвечивается, осуществляется включение режимов Intelligent Auto и Intelligent Auto Plus. На камерах, ориентированных на фото-любителей, эти режимы зачастую остаются не востребованными, а, между тем, они активируют защиту от неправильного использования, что очень полезно для новичков, и удобно, когда у вас на камере выставлен определенный режим съемки, а вам случайно подвернулся кадр, требующий других настроек.

В режиме Intelligent Auto используются технологии Scene detection, распознающая характер сцены и выбирающая соответствующий съемочный режим из семи доступных, и Face recognition, распознающая лица в кадре и подбирающая оптимальный фокус и экспозицию. Нажатие большим пальцем на другой поворотный диск, расположенный на задней панели камеры, позволяет размывать задний план: на дисплее при этом отображаются данные об апертуре. Кроме того, камера G5 делает вам подсказки, если считает, что данный снимок мог бы выиграть от использования того или иного художественного фильтра из режима Creative control.

Режим Intelligent Auto также автоматически активирует три других функции улучшения изображения, которые в качестве опции присуствовали и на предыдущих компактных моделях от Panasonic. Первая - это Intelligent ISO (интеллектуальное ISO), являющееся по сути более продвинутым вариантом Авто-ISO, повышающее чувствительность ISO при распознавании в кадре движущихся объектов с целью выбора достаточно малой выдержки, чтобы «успеть за движением». Вторая - Intelligent resolution (интеллектуальное разрешение), подразумевающее, в свою очередь, четыре режима - Высокое (High), Стандартное (Standard), Низкое (Low) и Отключено (Off) - каждый из которых автоматически выбирает соответствующую степень резкости (программный шарп) для изображения; при этом артефакты, обычно сопутствующие такой обработке, подавляются. И наконец, третья - функция Intelligent Dynamic Range (Интеллектуальный динамический диапазон), компенсирующая перепады между светлыми и темными зонами кадра. Она опять-таки применяется автоматически при активном режиме iA, а при съемке в одном из режимов PASM по умолчанию отключена; здесь вы можете выбрать из четырех вариантов: Высокий (High), Стандартный (Standard), Низкий (Low) и Отключен (Off).

В камере Lumix G5 представлен новый для этой линейки режим HDR, делающий серийную съемку на высокой скорости из трех последовательных снимков и сохраняющий один, скомпанованный из трех, кадр с более широким тональным диапазоном. Эта функция без дополнительных возможностей, как бывает, а базовая: например, вы не можете изменить экпозицию или компенсацию EV; однако режим HDR можно применять при работе в любом из PASM - режимов, так что все-таки появляется возможность бóльшего контроля над экспозицией. Ниже представлен пример, сравнивающий снимки одной и той же сцены в режиме P - Program Auto при ISO 160: слева - единственный вариант экспозиции, справа - компановка из трех в режиме HDR.

HDR-снимок справа характеризуется бóльшей детализацией в тональном диапазоне теней, нагляднее всего это проявляется на двери в правой части снимка; светлые блики на окнах в левой части также прорисованы более детально. Это подтверждается и гистограммами обоих снимков, которые я привожу ниже: на гистограмме HDR справа - засветы подавлены, а детали в тени лучше прорисованы.

Panasonic Lumix G5 Program mode HDR On / Off

Program Auto 1600 ISO f4 1/8th HDR Scene mode 1600 ISO f2.8 1/16

Для тех, кто намерен делать HDR-снимки в программах на компьютере G5 предоставляет функцию автобрэкетинга экспозиции, одну из лучших по качеству из представленных на рынке беззеркалок, превосходящую даже автобрэкетинг на некоторых бюджетных DSLRах. Можно снимать автоматически до 7 фреймов при шаге изменения экспокоррекции до 1/3EV. Компенсация экспозиции возможна в столь же широком диапазоне: до +/-5EV. Здесь G5, безусловно, бьет Sony NEX-6, предлагающую автобрэкетинг в 3 фрейма при шаге изменения до +/-3EV, или до +/-5EV при установке платного ($4.99) приложения Bracket Pro app.

Набор художественных фильтров для креативной съемки (Creative Control) также расширился по сравнению с G3: добавились новые эффекты, такие как Soft Focus, Dynamic Monochrome, Impressive Art, One Point Colour, Cross Process, Low Key и Star Filter. Все они предполагают некоторые настройки, будь то выбор цвета для эффекта, интенсивность фильтра, степень виньетирования или, как в случае с Dynamic Monochrome, степень контрастности. Дополнительно можно применить размытие фона и установить компенсацию экспозиции.

Если бы мне нужно было назвать недостатки режима Creative Control, я бы обратил внимание на то, что, несмотря на то, что для креативной съемки имеется выделенное положение на колесе выбора режимов и управление через touch-screen, все равно менять фильтры чрезвычайно сложно. Иконка в левом верхнем углу дисплея, показывающая, какой фильтр применяется в настоящее время, несенсорная, так что приходится изменять фильтры через основное меню.

Dynamic Monochrome Cross Process Impressive Art

И, наконец, отмечаю, что у G5 появилась новая опция - электронный затвор (Electronic Shutter). Он не увеличивает число фреймов в секунду при серийной съемке и не улучшает другие показатели работы камеры, просто отключает механический затвор, обеспечивая при этом более тихую работу, что важно при таких ситуациях, где звук затвора может отвлечь или помешать, например, в музеях, на концертах и т.п.

Режимы съемки видео

Как и предшественница G3, камера G5 способна записывать видео в Full HD-качестве при автофокусировке в режиме слежения и стерео аудио через встроенные микрофоны. Но, если G3 ограничивалась 1080i, то G5 предлагает 1080p50 или 1080p60 в зависимости от региона. Таким образом, по этому параметру камера становится на одну ступень с GH2, хотя у нее все еще нет порта для внешнего микрофона и она не может выдавать чистый сигнал через HDMI-порт при записи видео. Также у нее нет ручного контроля экспозиции, как в GH2, и возможности выбора частоты кадров. Так что G5 пока не может покуситься на место флагмана в среде профессионалов и продвинутых любителей видеосъемки, особенно сейчас, когда вышла модель GH3, еще больше увеличивающая этот разрыв путем добавления поддержки timecode, более высокого битрейта и предоставления выбора из разных функций компрессии видео в дополнение к прочим характеристикам профессиональной камеры, таким, например, как защита от плохих погодных условий.

Вторым важным нововведением в видеосъемке камерой Lumix G5 стал отказ от устаревшего кодека JPEG и переход на более современный и эффективный H.264 для видео-форматов низкого разрешения. Как и ранее, full HD видео кодируется с помощью AVCHD. Выбор AVCD обеспечивает возможность выбора из четырех режимов качества: 1080p50 при 28Mb/cек., 1080i50 при 17Mb/cек., 1080p25 при 17 Mb/cек и 720p50 при 17 Mb/cек. При переключении в режим записи MP4 появляются еще три опции, все при скорости записи 25 фреймов в сек.: 1080p при 20 Mb/cек., 1080р при 10 Mb/cек. и 720p и 640x480 (VGA) при 4 Mb/cек. В регионе NTSC (США, Канада) характеристики 25 и 50 фреймов в секунду становятся, соответственно, 30 и 60 фреймов в секунду.
Можно начинать съемку видео, находясь в любом режиме фотосъемки, просто нажав специальную кнопку ‘Record’, находящуюся сразу справа от видоискателя; при этом G5 может делать статичные снимки, не прерывая процесса видеосъемки, правда, только с видеоразрешением. Как вариант, вы можете выставить камеру на статичную съемку в полном разрешении 16:9 во время записи видео, но это приведет к кратковременному прерыванию в записи аудио, но видео будет продолжать писаться. В этой камере нет возможности ручного контроля экспозиции для видео, равно как и возможности поменять экспозицию, если вы уже начали видео-съемку. По этим характеристикам она уступает NEX-6 от Sony и Panasonic’овскому флагману GH3.

Камеры, предназначенные европейскому рынку, ограничены временем записи 29мин 59сек, что объясняется особенностями налогообложения для этого типа техники.

Panasonic Lumix G5 with Lumix G X Vario PZ 14-42mm sample video 1: outdoors, overcast, handheld pan

Для записи этого и остальных видео-роликов, представленных здесь, Lumix G5 была выставлена на максильно возможное качество 28 Mb/c 1080p50. Это видео было снято с рук с включенной оптической стабилизацией изображения; большинство колебаний прекрасно сглажены. Я пользовался "качелью" зумирования на корпусе объектива, выставленным по умолчанию на среднюю скорость (также имеются режимы быстрого и медленного зумирования).

Здесь съемка велась со штатива с отключенной функцией оптической стабилизации. Следящий режим автофокусировки G5 демонстрирует небольшое «рысканье» во время зумирования; других серьезных проблем не возникало. На записи не различим ни звук зумирования, ни шум привода AF.

При съемке в помещении в условиях недостаточного освещения наблюдаются небольшие шумы от Lumix G5; в остальном - качество очень хорошее. Встроенные микрофоны отлично справляются с фоновыми шумами. Авто-контроль экспозиции и авто-баланс белого прекрасно реагируют на изменение условий съемки.

Для демонстрации действия сенсорной автофокусирвки touch-AF Lumix G5 я приблизился немного зумом и сфокусировался на чашке кофе до начала записи видео. Затем я касался экрана попеременно то в зоне бара, то в месте с чашкой кофе, перемещая точку фокуса туда-сюда. Каждый раз G5 реагировала правильно: фокус менялся быстро и плавно. На некоторых камерах с такими системами приходится делать не одно касание, прежде чем экран среагирует.

При съемке видео можно применять практически все фильтры из творческого режима Creative control, за исключением Soft Focus и Star Filter. Здесь представлен Miniature Effect: записывается он без аудио и проигрывается на скорости 8х.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то