Главное управление процессуального контроля за следственными органами. Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, и , недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК ) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он , что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) - следственный орган в России , образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации . Начал свою деятельность 15 января 2011 года

Председатель

Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель имеет допуск к гос.венной тайне .

В соответствии со ст.11 ФЗ «О прокуратуре» от 1992г в систему органов прокуратуры входят:

1)органы прокуратуры, создаваемые на режимных объектах (на военных заводах)

2)органы прокуратуры, создаваемые в закрытых административно-территориальных образованиях

3)научно-образовательные учреждения по подготовке прокурорских кадров

4)редакции печатных изданий, имеющие статус юридического лица, печатного органа прокуратуры РФ (редакция журнала «Законность»)

5)Следственный комитет при прокуратуре РФ (он надзора не осуществляет, а выполняет функцию расследования преступлений).

Звенья следственного комитета :

1)следственные отделы СК при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним, специализированные следственные отделы СК при прокуратуре РФ, в т.ч. военные следственные отделы

2)следственные управления СК при прокуратуре РФ по субъектам и приравненным к ним специализированные следственные управления СК при прокуратуре РФ, в т.ч. военное следственное управление

3)главное следственное управление СК при прокуратуре РФ

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Все прокуроры наделены одинаковыми полномочиями по осуществлению надзора, у них разные организационные возможности, территории юрисдикции.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В системе органов прокуратуры присутствует строгая иерархическая подчинённость нижестоящих прокуратур вышестоящим и Ген. прокурору РФ.

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составляет с 1 января 2012 года - 21 156 сотрудников. Штатная численность военных следственных органов СК - 2 034 сотрудника.

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

    Главное следственное управление

    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности

      Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики

      Управление методико-аналитического обеспечения

      Отдел информационно-технического и документационного обеспечения

    Главное военное следственное управление

    Главное управление процессуального контроля

Управление процессуального контроля за следственными органами, Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции,Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел, Организационно-аналитический отдел, Отдел документационного обеспечения

    Главное организационно-инспекторское управление

Организационно-контрольное управление,Информационно-методическое управление,Управление собственной безопасности,Управление оперативных служб, Отдел документационного обеспечения и корректуры,Главное управление криминалистики, Методико-криминалистическое управление, Технико-криминалистическое управление,Управление организации экспертно-криминалистической деятельности, Отдел документационного обеспечения

    Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации

    Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу

1. Обеспечение в пределах своей компетенции контроля за деятельностью следственных органов и учреждений Следственного комитета по исполнению федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Следственного комитета, организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета и заместителей Председателя Следственного комитета.

2. Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

3. Формирование перечня подведомственных Следственному комитету распорядителей и получателей бюджетных средств.

4. Ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

5. Осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований.

6. Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи , распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.

7. Обеспечение реализации Следственным комитетом полномочий по администрированию доходов федерального бюджета в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации .

8. Осуществление приема, оформления и проверки авансовых отчетов, учета расчетов с подотчетными лицами

9. Проведение проверки и визирования организационно-штатных приказов Следственного комитета, приказов о назначении работников на должности в центральном аппарате, на должности в следственных органах и учреждениях Следственного комитета, назначение на которые осуществляется Председателем Следственного комитета, их поощрениях, установлении им надбавок, доплат и оказании материальной помощи.

10. Проведение взаиморасчетов с организациями за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе по централизованным поставкам.

11. Организация в установленных законодательством Российской Федерации случаях в системе Следственного комитета проведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств и принимает в ней участие.

12. Организация и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью следственных органов и учреждений Следственного комитета, путем проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности.

13. Проведение анализа выявленных нарушений и недостатков в деятельности следственных органов и учреждениях Следственного комитета.

14. Организация подписания от имени Следственного комитета государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд Следственного комитета, согласно установленному порядку.

15. Организация работы комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Следственного комитета.

16. Осуществление контроля исполнения заключенных Следственным комитетом государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров.

17. Осуществление сбора и изучения сведений о потребностях структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета в оргтехнике, средствах связи, канцелярских товарах, полиграфической продукции, иных материальных ценностях, организация их приобретения, хранения, учета и выдачи в соответствии с нормами.

18. Осуществление приема, хранения, выдачи и учета товарно-материальных средств, находящихся в введении центрального аппарата Следственного комитета.

19. Организация и осуществление транспортного обеспечения центрального аппарата Следственного комитета, организация технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых транспортных средств, доведение до следственных органов норм расхода топлива эксплуатируемого автотранспорта.

20. Осуществление учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, совершенных с участием автотранспорта центрального аппарата Следственного комитета, их документальное оформление, а также принятие мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий.

21. Определение потребности в государственных капитальных вложениях (включая жилые помещения), топливно-энергетических ресурсах, оборудовании, транспортных средствах, технических средствах связи.

22. Обеспечение в установленном порядке сотрудников Следственного комитета форменным обмундированием, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, ведение учета обеспеченности следственных органов и учреждений Следственного комитета в форменном обмундировании, специальной одежде, специальной обуви и других средствах индивидуальной защиты.

23. Разработка и доведение до сведения Следственного комитета и его следственных органов нормы обеспечения материально-техническими средствами и иными материальными ценностями.

24. Осуществление содержания и эксплуатации занимаемых центральным аппаратом Следственного комитета административных зданий и сооружений, а также содержание прилегающих к ним дворовых территорий в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

25. Координация деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, направленная на их размещение, строительство для их нужд зданий и сооружений, содержание, ремонт и реконструкцию объектов Следственного комитета. Ведение учета недвижимого имущества (зданий и сооружений) и земельных участков следственных органов и учреждений Следственного комитета.

26. Организация эксплуатации линейных и станционных сооружений связи, систем звукозаписи и звукоусиления центрального аппарата Следственного комитета, разрабатывает предложения по их развитию и совершенствованию.

27. Участие в приемке и освоении вновь вводимых в эксплуатацию или после капитального ремонта зданий , сооружений и систем связи центрального аппарата Следственного комитета.

28. Участие в разработке и согласовании с соответствующими органами проектов планов с технико-экономическим обоснованием строительства, реконструкции и ремонта объектов Следственного комитета.

29. Организация заключения договоров на выполнение проектно-изыскательских, ремонтных и строительных работ , на выполнение авторского и технического контроля (надзора) за строительством, ремонтом, осуществляет подготовку технических заданий на проектно-изыскательские, ремонтные и строительные работы.

30. Обеспечение получения разрешительной документации на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ, реконструкцию зданий , осуществляет организацию проведения этих работ.

31. Планирование, распределение и доведение до следственных органов и учреждений Следственного комитета лимитов бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям на приобретение зданий и помещений, проектно-изыскательские работы, строительство и реконструкцию, готовит и представляет в установленном порядке соответствующую отчетность в уполномоченные органы государственной власти.

32. Организация выполнения планов капитального строительства.

33. Планирование, распределение и доведение до следственных органов и учреждений государственных капитальных вложений на жилищное обеспечение работников, подготовка отчетов.

34. Представление в уполномоченный орган государственной власти сведений об имуществе для включения его в реестр федерального имущества.

35. Организация проведения работ по информатизации и информационной безопасности деятельности.

36. Организация разработки и внедрения информационных систем , обслуживания компьютерной техники в центральном аппарате Следственного комитета.

Главное управление процессуального контроля (ГУПК) СК России фактически упразднено, а его сотрудники выведены за штат. Сегодня, 14 июня, об этом сообщает РБК со ссылкой на осведомленные источники.

По данным СМИ, 9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня начались сокращения сотрудник​ов, занимавшихся процессуальным контролем.

Согласно инсайдерской информации, руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, таким образом, как самостоятельный главк подразделение процессуального контроля перестает существовать.

В региональных СУ СКР также ликвидируются управления процессуального контроля. В подтверждение РБК ссылается на письмо и.о. руководителя управления кадров Следственного комитета РФ Анатолия Яковлева, адресованное и.о. начальника ГСУ СКР по Москве Андрею Стрижову. В документе, в частности, говорится, что «принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве и «особенно руководящего звена». Причем «высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ.

Собеседники информагентства не исключают того, что ликвидация ГУПК связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, который, собственно, и создавал эту структуру. По словам источника, Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал ГУПК недружественной себе структурой.

Как пояснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев, функции по контролю и надзору за следствием есть у руководителя следственного органа, процессуального контроля и прокуратуры. Титаев отметил, что они обладают дисциплинирующим влиянием, и их «действительно боятся на низовом уровне».

«Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности - скорее благо. Точно не зло», - подчеркнул он.

«Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он заявил, что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел», - пишет информагентство.

Профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров считает вполне возможным вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре). «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени», - предположил политолог.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то