Противодиверсионный катер проекта 21980. Грачонок, противодиверсионный катер

На верфи Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького (Татарстан) 5 мая текущего года был заложен четвертый в серии боевой катер специального назначения пр. 21980 с характерным названием «Грачонок».

Как сказал Александр Карпов, первый заместитель генерального директора завода, по завершению строительства в 2013 г., катер должен поступить в состав Черноморского флота и нести боевую службу по охране акватории военно-морской базы (ВМБ) в Новороссийске.

Ожидается, что этот катер будет участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности при подготовке и проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г. Примечательно, что это событие состоялось ровно через год после закладки и начала строительства третьего катера этого же проекта.


На возможный вопрос, заслуживает ли это событие такого внимания, следует ответить утвердительно и однозначно - да, заслуживает! В первую очередь, потому, что строительство этого, пусть и небольшого по размерам катера, говорит о продолжающейся реализации планов по развитию и повышению возможностей российского ВМФ. А второй причиной для такого утверждения является то, что сам катер неординарен и вызывает определенный интерес к себе. Что же представляет собой этот катер и оправдано ли к нему такое внимание на самом деле?

«Грачонок» (пр.21980) представляет собой высокоскоростной маневренный противодиверсионный катер (ПРДК) многоцелевого назначения. Уникальный, по словам заместителя начальника отдела надводных кораблей Департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны РФ Андрея Шербаня, катер предназначен для борьбы с террористическими силами и средствами при защите акваторий ВМБ и пунктов базирования ВМФ России.

Кроме того, оснащение и технические характеристики катера позволяют использовать его в интересах антитеррористической безопасности при подготовке и проведении крупных мероприятий, а также для содействия Пограничной службе РФ в охране и защите государственной границы России. Следует отметить, что катер типа «Грачонок» в составе советского флота не было и на вооружение российского ВМФ принят недавно.


Катер пр. 21980 «Грачонок» разработан специалистами ОАО «КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и серийно производится на мощностях ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по контракту с Минобороны, подписанного в 2007 г. Головной катер П-104 (заводской номер 981, бортовой 889) был заложен 18.02.2008 г., спущен на воду 25.04.2009 г. и после успешных испытаний в акваториях р. Волга и Балтийского моря в декабре того же года вошел в состав Балтийского флота ВМФ России.

На следующий год (4.05.2010 г.) на нем был поднят Адреевский флаг. В настоящее время катер несет боевую службу по охране водного района Ленинградской военно-морской базы, а летом 2011 г. в оригинальной маскировочной окраске он демонстрировался на Международном военно-морском салоне.


Второй ПРДК пр.21980 «Грачонок» (заводской номер 982, бортовой 840) был заложен 7.05.2010 г, спущен на воду в июле 2011 г. В конце октября этого же года был подписан акт о передаче катера в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской ВМБ Черноморского флота. Накануне 67-ой годовщины Великой Победы на нем планировалось торжественное поднятие военно-морского флага.

В мае прошлого 2011 г. на мощностях Зеленодольского судостроительного завода был заложен третий противодиверсионный катер пр. 21980, активное строительство которого активно ведется в настоящее время. Таким образом, майская закладка катеров этого проекта стала традиционной в практике одного из крупнейшего судостроительных предприятий России, основанного в 1895 г.

На стапелях этого завода было построено около 600 военных кораблей для России и ряда зарубежных (Германии, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии, Сирии и др.) стран, а также около 900 пассажирских морских и речных судов. Сегодня ОАО «Зеленодольский судостроительный завод» входит в состав структуры холдинговой компании «Ак Барс».


Катер «Грачонок» (пр. 21980) имеет следующие основные характеристики. При стандартном водоизмещении в 138 т (длина, ширина, осадка – 31 м, 7,4 м, 1,85 м соответственно) силовая установка из двух дизелей обеспечивает движение полным ходом со скоростью 23 узлов и автономность действий экипажа из 8 человек до 5 суток. На вооружении катера состоит комплекс огневых и радиоэлектронных средств.

В состав первых входит 4 переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39), одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ), а также 55-мм десятиствольный (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионные гранатометы.

ПЗРК «Игла» (9К310, SA-16, Gimlet) представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.


14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.


Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса ДП-65 обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.

Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.


Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет ДП-64 предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.


Вторая группа объединяет в своем составе современные радиоэлектронные и радиотехнические средства, а также водолазное оборудование, позволяющее обнаруживать и обследовать подводные объекты – гидроакустический комплекс «Кальмар», навигационная РЛС МР-231 «Пал», оптико-телевизионный комплекс МТ-201.М3 и противодиверсионная ОГАС «Анапа».

Особое значение в решении катером задач по предназначению имеет гидроакустический комплекс «Кальмар» (ОАО «Тетис Про». Входящие в его состав многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов (дальность до 500 м), в т.ч. пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, и обследование дна (на глубине до 200 м) при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов.

Кроме того, «Кальмар» позволяет вести гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработку и сохранение, а также решать др. задачи.


По результатам госиспытаний комплекса «Кальмар» на головном катере «Граченок» была проведена модернизация гидролокационной станции, позволившая значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов. В ходе испытаний, при движении судна со скоростью около 6 узлов, она обеспечивала наблюдение различных объектов на дне, в т.ч. якорных цепей и причальных стенок, на расстояниях 70-400 м. В дальнейшем планируется модернизация комплекса «Кальмар», в т.ч. использование нового телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.


Корабельная навигационная РЛС типа «Пал» (ОАО КБ «Аметист») предназначена для кругового радиолокационного обзора и обеспечения безопасного судовождения. Она позволяет обнаруживать надводные цели с отражающей поверхностью 5500 (300) кв. м на дальности до 16 (6) миль. При разрешающей способности 20 м по дальности и 1 градус по азимуту РЛС способна в автоматическом режиме одновременно сопровождать до 50 целей в течение 24 часов непрерывной работы.

Станция имеет систему опознавания государственной принадлежности целей, позволяет накладывать радиолокационную информацию на цифровую карту района плавания, отличается повышенными скрытностью собственного излучения и точностью определения угловых координат.


Гидроакустическая станция типа «Анапа» (ЗАО «Аквамарин») предназначена для поиска и обнаружения боевых пловцов на дальности не менее 300 м при одновременном обзоре горизонтального сектора в 360 градусов. При одновременном сопровождении всех обнаруженных целей среднеквадратическая ошибка определения координат каждой из них по дальности и пеленгу не превышает 2% и 2 град. соответственно.

Таким образом, судя по известным данным и характеристикам вооружения и др. технических средств, противодиверсионный катер пр.21980 «Грачонок», несмотря на его скромные размеры, способен решать целый комплекс задач в области обеспечения безопасности.

Если у вас нет дальнобойной оптики и привычки внимательно всматриваться вдаль, вы можете пройти по набережной Невы и даже не заметить этот корабль. Со своими размерами и окраской он теряется даже на фоне парадной питерской архитектуры. Но я не мог пройти мимо и не сфотографировать его.
Знакомьтесь: противодиверсионный катер П-104 «Нахимовец» проекта 21980.
Предназначение: борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Катер построен на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Про завод я рассказывал в репортаже .

Этот катер был заложен на заводе 08.02.2008, спущен на воду 25.04.2009, постройка завершена. П-104 стал первым построенным катером этого проекта. Строительство их продолжается до сих пор.
23.11.2009. Название «Нахимовцу» дали в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Сейчас он несет службу в составе Дважды Краснознамённого Балтийского флота, относится к 105-ой бригаде кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы, порт приписки Кронштадт.

Основные характеристики:

Водоизмещение 139 т.

Длина 31,04 м, ширина 7,4 м, осадка 1,85 м.

Два дизеля обеспечивают скорость хода в 23 узла.

Дальность плавания 200 миль, автономность плавания 5 суток

Экипаж 8 человек

Вооружение

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение ОЭКН МТК-201

Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок», головной катер — П-104) - проект (тип)катера охраны водного района, разработанный для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Катера проекта 21980 «Грачонок» предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защитыгосударственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота нижегородским КБ «Вымпел». Благодаря заложенным в него высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного вооружения и энергетической установки, размещению нового водолазного комплекса катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач. Основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Строительство

Головной катер этого проекта П-104 (заводской № 981) был заложен в г. Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» 8 февраля 2008 года. Спущен на воду 25 марта 2009 года и вошел в состав Балтийского флота в мае 2010 года.

Второй катер (заводской № 982) был заложен в цеху Зеленодольского ССЗ в мае 2010 года, спущен на воду в июле следующего года. Осенью 2011 года катер прибыл в Новороссийск на испытания, и после их завершения в октябре подписан приемный акт. 3 сентября 2012 года поднят военно-морской флаг.

Третий катер, заложенный в мае 2011 года, спущен на воду 16 июня следующего года. 14 ноября 2012 года подписан приемный акт и катер вошел в состав Черноморского флота.

На ноябрь 2012 года в составе ВМФ 3 единицы: один катер на Балтике и два на Чёрноморье.

На «Восточной верфи» во Владивостоке начато строительство первого противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок» для Тихоокеанского флота. Закладка головного катера (заводской № 8002) состоялась в апреле 2012 года в эллинге «Восточной верфи» в рабочем порядке, второй катер (зав. № 8003) начат строительством в августе 2012 года, третий (зав.№ 8004) - в декабре. Всего Министерство обороны Российской Федерации законтрактовало с ООО «Восточная верфь» постройку трех таких катеров с последующей возможностью увеличения серии на несколько единиц.

Судостроительный завод во Владивостоке стал вторым предприятием, где развернуто строительство катеров специального назначения проекта «Грачонок».

Строительство катеров этого проекта на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» и ОАО «Восточная верфь» будет продолжено.

Служба

Головной катер проекта - П-104 входит в состав 105-й бригады кораблей охраны водного районаЛенинградской военно-морской базы с базированием в Кронштадте. Он успел зарекомендовать себя как удачное и высокоэффективное средство борьбы с подводными диверсионными силами и средствами. В 2011 году П-104 участвовал в Международном военно-морском салоне, привлекая к себе повышенное внимание специалистов и гостей салона. 30 мая 2014 г. в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название "Нахимовец".

Вооружение

Катер вооружен крупнокалиберным пулеметом, двумя противодиверсионными гранатометами и ПЗРК «Игла». Однако основное вооружение радиоэлектронное, для обнаружения и обследования подводных объектов. В первую очередь необходимо отметить поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар». В его комплект входят многолучевые эхолот и гидролокатор, навигационная гидроакустическая станция (ГАС) (в комплекте - несколько гидроакустических маяков-ответчиков и телеуправляемый подводный аппарат), а также пульт управления комплексом. Технические возможности ПОК позволяют проводить планомерный гидролокационный поиск объектов, находящихся и перемещающихся под водой (в число гарантированно определяемых объектов включены боевые пловцы, даже с изолированными дыхательными аппаратами, аппаратами замкнутого цикла) на расстояниях до 500 м. Обнаружение и сопровождение объектов возможно с борта неподвижного катера при волнении моря в районе поиска до 3 баллов, а также при скорости движения до 8 уз. При соблюдении этих параметров возможно проведение детального обследования дна на глубинах до 200 м. При помощи телеуправляемого подводного аппарата (необитаемого) осуществляется гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов, разметка квадрата поисковых работ, обозначение выявленных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками (привязав их к географическим координатам), отображение данных подводной обстановки в реальном времени, обработка и сохранение полученной информации.

Технические характеристики

Видео

Когда говорят о мощи военно-морского флота, то подразумевают, обычно, самые крупные корабли – авианосцы или ракетные крейсера. По отношению к малому флоту это несколько несправедливо. А катера проекта 21980 – не просто суда обеспечения, а настоящие боевые корабли, на которые возложена важнейшая задача по защите баз от диверсантов.

Нет сомнения, что ущерб, который способна причинить диверсионная группа, может быть огромен. Значит, и возможности ПДРК должны быть велики. Катер «Грачонок» может не только обеспечивать защиту от лазутчиков, но и служить пограничным сторожевиком.

Конструкция и оборудование

Катер «Грачонок» – небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.

После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» – дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.

Для обнаружения надводных объектов и навигации на судне установлен радар МР-231.

Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.

Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.

С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.

Вооружение

«Традиционное» оружие противодиверсионного катера, на первый взгляд, не очень впечатляет. Пулемёт КПВ калибра 14.5мм, конечно, остаётся самым мощным среди крупнокалиберных пулемётов, но на море может представлять угрозу только для других катеров. Но «главным калибром» «Грачонка» является не КПВ, а десятиствольный гранатомёт ДП-65 (калибра 55мм), разработанный специально для уничтожения боевых пловцов. Его фугасные гранаты РГ-55М, взрываясь на глубине до 40 м, поражают всё живое в 16-метровом радиусе.

В качестве вспомогательного средства для борьбы с диверсантами-аквалангистами применяется ручной гранатомёт ДП-64 (он же «Непрядва»).

Калибр «Непрядвы» несколько меньше – 45мм, соответственно меньше и радиус поражения подводных целей – 14 м. В случае необходимости отражения атаки с воздуха (или для превентивной атаки летательных аппаратов) на ПДРК имеются четыре ПЗРК «Игла».

Тактико-технические характеристики

Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.


В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.

Катер проекта 21980 Патрульное судно класса “Island”
Водоизмещение, т 139 168
Длина, м 31 34
Скорость, уз 23 29
Автономность, сут. 5 5
Экипаж, чел. 8 16
Вооружение 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта

Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».


Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.

С 2009 года в строй вошло 16 «Грачат», ещё два строятся.

Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах.
Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.

Видео

Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 ПРДК «Грачонок» строится на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»), к которой ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» приступило в 2008 году.

ПРДК проекта 21980 шифр «Грачонок» разработан ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (город Нижний Новгород) для Военно-морского флота России. Благодаря заложенным в проект высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного и противодиверсионного вооружения катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач.

Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы.

Основные тактико-технические характеристики катера проекта 21980: Водоизмещение 138 тонн. Длина 31 метр, ширина наибольшая 9,5 метра, осадка 1,85 метра. Скорость полного хода 23 узла. Дальность плавания 200 миль. Автономность 5 суток. Экипаж составляет 8 человек.

Вооружение катера:

ракетное зенитное оружие: ПЗРК «Игла»;

артиллерийское оружие: пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм;

противодиверсионное оружие: гранатометы ДП-65 и ДП-64.

Противодиверсионный катер проекта 21980 оснащен современным радиоэлектронным вооружением (гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», навигационная радиолокационная станция МР-231, оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3) и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс ). На борту катера имеется водолазное снаряжение.

Головной катер проекта 21980 (П-104, бортовой номер 889), строительный номер 981, был заложен 18 февраля 2008 года.

С ноября 2009 года находится в составе соединения кораблей Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте, Балтийский флот. Летом 2011 года участвовал в Международном военно-морском салоне, где привлек повышенное внимание посетителей. Согласно приказу Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации 27 февраля 2014 года присвоено наименование П-104 «Нахимовец».

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля.

По сообщению от 28 июня 2017 года в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). С 22 по 27 августа участие в региональном форуме «Армия-2017» в Кронштадте.

Второй катер проекта 21980 (П-191, бортовой номер 840), строительный номер 982, был передан в октябре 2011 года в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Кадет".

Третий катер проекта 21980 (П-349, бортовой номер 841) «Суворовец», строительный номер 983, был заложен 06 мая 2011 года. 16 июня 2012 года был спущен на воду. 14 ноября 2012 года на Новороссийской военно-морской базе был подписан приемный акт. Катер вошел в состав Черноморского флота России. 16 февраля 2015 года переименован в "Суворовец".

24 мая 2019 года черноморских проливов Босфор и Дарданеллы в рамках первого выхода в дальнюю морскую зону.

Четвертый катер проекта 21980 (П-350, бортовой номер 842), строительный номер 984, был заложен 05 мая 2012 года. 22 августа 2013 года был подписан приемным акт. Катер вошел в состав Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Курсант-Кировец".

Пятый катер проекта 21980 (П-351, бортовой номер 930), строительный номер 985, был заложен 27 июля 2012 года. 15 октября 2013 года в городе Махачкала был подписан приемный акт. Катер войдет в состав Каспийской флотилии. В 2016 году был переименован в "Юнармеец Каспия".

По сообщению от 11 августа 2017 года катер, открывавший Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге 30 июля, по Волго-Балтийскому водному пути на Каспийское море. Возвращение в пункт базирования Махачкала на Каспийском море ожидается в третьей декаде августа.

Шестой катер проекта 21980 (П-355, бортовой номер 836), строительный номер 986, заложен 07 мая 2013 года. 22 августа 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очереднойкатер на три месяца раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь, в конце 2014 года . В 2016 году был переименован в «Юнармеец Крыма».

По сообщению от 11 апреля 2017 года постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море. По сообщению от 08 сентября выполнение задач в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море и вернулся в Севастополь.

Седьмой катер проекта 21980 (П-424, бортовой номер 837), строительный номер 987, заложен 27 июля 2013 года. 09 октября 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был . Черноморский флот России получил очереднойкатер на тринадцать месяцаев раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь. По сообщению от 17 марта 2015 года . С июня 2017 года переименован в «Кинель».

30 июля 2017 года принял участие в главном Военно-морском параде в День ВМФ России в Санкт-Петербурге. 31 августа в Черное море, совершив под буксирами переход к месту постоянной дислокации по внутренним водным путям.

Восьмой катер проекта 21980 (П-433, бортовой номер 844), строительный номер 988, 12 января 2015 года. 17 мая 2017 года из Зеленодольска на внешнюю сдаточную базу в город Кронштадт, где ему предстоит пройти все этапы ходовых и государственных испытаний. По сообщению от 12 сентября в Севастополь. 16 сентября был торжественно Андреевский Военно-Морской флаг, катер вошел в состав отряда ПДСС Крымской военно-морской базы Черноморского флота.

Девятый катер проекта 21980, строительный номер 989, 07 мая 2015 года. Должен быть спущен на воду в 2018 году. Переименован в «Юнармеец Татарстана».

Десятый катер проекта 21980, строительный номер 990. Должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году. По сообщению от 29 октября 2018 года Санкт-Петербургский филиал ОАО «ВНИИР-Прогресс» оборудование для катера.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то