Лицензирование предпринимателей. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным закономот 8 августа 2002 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",ПостановлениемПравительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы вп. 2 ст. 1Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

Наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;

Фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей;

Лицензируемая деятельность;

Номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

Идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;

Место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

Дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицензирование – ограничение права на предпринимательскую деятельность: обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность (общий запрет). Этот запрет действует в отношении всех предпринимателей, не имеющей соответствующей лицензии на осуществлении лицензируемого в соответствии с законом вида деятельности. Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

На каждый вид деятельности предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Для получения лицензии пишется заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и сокращенное наименование, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.



Виды: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство патронов к оружию и составных частей патронов; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; производство медицинской техники; перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; туроператорская деятельность; турагентская деятельность.

Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности - 5 лет. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются: наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность; наличие у туроператора имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет; наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности; предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. Лицензирование производства медицинской техники осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Лицензионными требованиями и условиями при производстве медицинской техники являются: соблюдение требований законодательства Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно - технических документов по производству и контролю качества медицинской техники; обязательная государственная регистрация в Российской Федерации в установленном порядке медицинской техники, заявленной соискателем для производства; наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; соответствие производственных помещений и оборудования техническим нормам и требованиям, предъявляемым к помещениям и оборудованию, используемым при производстве медицинской техники; наличие у работников лицензиата, ответственных за производство и качество медицинской техники, высшего или среднего специального технического или медицинского образования и стажа работы по соответствующей специальности не менее 3 лет. Лицензия на производство медицинской техники предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для переоформления лицензии.

Правовые основы инвестиционной и инновационной деятельности. Правовое регулирование иностранных инвестиций.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инновация – это деятельность по созданию и освоению новых знаний с целью внедрения их в процесс производства товаров, работ и услуг. Основная задача инновации – прибыльность. Свойства: научная новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них кардинально меняет природу данного явления. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые – это вложение в производственный процесс.

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации. Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Гражданско-правовая ответственность - взыскание убытков, причиненных хозяйствующему субъекту.

2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ

3 . Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:

монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;

ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.

штрафы от 200 до 700 МРОТ;

арест от 4 до 6 месяцев;

лишение свободы до 7 лет;

конфискация имущества.

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.



Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811-1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991-1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994-1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время - в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.

Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

О. Олейник считает, что «лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

государственный контроль за осуществлением деятельности;

возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства».

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Здесь, нам представляется, сделан «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.

Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

Хотя ГК РФ в ст. 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Из смысла ст. 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

Видимо, ст. 49 ГК нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.

Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со ст. 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в ст.3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:

– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;

– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;

– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;

– гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

– соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов.

Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое лицо наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых - соблюдение лицензионных требований и условий. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. Изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента России или постановлением федерального Правительства. Существуют следующие предпосылки прекращения правомочий лицензиата как юридического лица:

– к объективным предпосылкам прекращения статуса лицензиата относятся ликвидация юридического лица (для гражданина - предпринимателя - смерть) по решению его учредителей или органа юридического лица и по другим обстоятельствам, указанным в п. 2 ст. 61 ГК;

– субъективными предпосылками прекращения правомочий лицензиата служат обстоятельства, связанные с противоправным действием (бездействием) лиц, выполняющих от имени юридического лица организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности: например, при признании судом недействительным свидетельства о регистрации юридического лица.

Таким образом, кроме обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 49 ГК (истечение срока действия лицензии), можно указать следующие причины прекращения правоспособности лицензиата как юридического лица:

– ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации (юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц - п. 8 ст. 63 ГК);

– аннулирование лицензии.

Индивидуальные предприниматели - самая распространенная разновидность субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью юридических лиц - коммерческих организаций; таким образом, основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.

Большинство стадий лицензионного регулирования обеспечивается властными полномочиями компетентных органов. Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа - последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.

Приоритет общегосударственных интересов обеспечивается и на последующих стадиях лицензионного регулирования: лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении контроля и надзора.

После получения лицензии ее соискатель именуется лицензиатом. Данные о выдаче ему лицензии (как и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговый орган, квитанцию об уплате лицензионного сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством. Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ. Новый Закон о лицензировании исключил из числа лицензирующих органов органы местного самоуправления, Президента РФ, суды. Единственными источниками лицензионных требований и условий являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Но Президент РФ, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней (по предыдущему закону - 30) со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий (100 рублей).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О лицензировании» за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

По ранее действующему закону размеры лицензионных сборов были установлены в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда. При этом были установлены только максимальные размеры лицензионных сборов. Сам же размер лицензионных сборов определялся самим лицензирующим органом (но не более вышеупомянутого максимума).

На каждый вид деятельности, указанный в ст. 17 ФЗ «О лицензировании», предоставляется лицензия. Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу.

Если лицензия выдана органом исполнительной власти РФ, то деятельность может осуществляться на всей территорией РФ. Если же лицензия выдана органом исполнительной власти субъекта РФ, то она, по общему правилу, может вестись только в пределах данного субъекта. Но на практике часто встречаются случаи, когда субъекты РФ «договариваются» между собой о том, что лицензия, выданная на конкретный вид деятельности в одном субъекте, действует и на территории другого субъекта.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет (по старому закону - не менее трех лет). Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующий орган, и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Новый Закон о лицензировании, в отличие от предшествующего, не предусматривает возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (об этом см. подробнее ниже).

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. Приостанавливать действие лицензии вправе только выдавший ее лицензирующий орган, указанные санкции применяются в случае выявления последним либо иным государственным органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

Приостановление действия лицензии осуществляется по усмотрению выдавшего ее лицензирующего органа, который при этом должен учитывать потенциальную вредоносность выявленных нарушений либо общественную опасность ущерба общегосударственным или частноправовым интересам, причиненного деяниями лицензиата.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии по результатам собственной надзорной деятельности либо на основе нарушений, выявленных государственными органами: к последним относятся не только специализированные надзорные и контрольные органы, но и иные органы государственной власти, например органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ) и др. Приостановлению действия лицензии лицензирующим органом всегда предшествует его обращение к лицензиату, в котором указаны выявленные по результатам надзора нарушения лицензионных требований и условий, определенных федеральным законом либо положениями о лицензировании, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Решением лицензирующего органа должен быть определен срок устранения выявленных нарушений, невыполнение лицензиатом этого решения в указанный срок может привести к приостановлению действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В этих случаях имеет место переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и др.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случаях неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обжалование решений лицензирующих органов относится к экономическим спорам и осуществляется в соответствии с гл. 22 АПК РФ.

Лицензиат вправе обжаловать указанное решение лицензирующего органа, предъявив исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Порядок обжалования непосредственно в арбитражный суд обусловлен тем, что в Законе о лицензировании не предусмотрена процедура претензионного урегулирования спора с ответчиком.

В исковом заявлении должны быть подтверждены правовые основания обжалования. К ним могут относиться: а) несоразмерность решения, принятого лицензирующим органом, вреду, причиненному правонарушением лицензиата, при подтверждении последним факта правонарушения; б) отрицание лицензиатом факта правонарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии. В первом случае в исковом заявлении необходимо привести обоснования того, что выявленные нарушения лицензиата не могли повлечь общественно опасных последствий и лицензирующий орган должен был избрать иные, более гуманные санкции.

Заявление лицензирующего органа об аннулировании лицензии также рассматривается арбитражным судом по месту нахождения ответчика.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, предметом лицензирования выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по предоставлению, отзыву, приостановлению, аннулированию лицензий, надзору за выполнением правил лицензирования, привлечению к ответственности за нарушение лицензионных отношений. Иными словами, речь идет об общественных отношениях по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих отдельный вид деятельности.

В то же время, раскрывая лицензионные правоотношения, нельзя не заметить их особенностей, которые проявляются:

– во-первых, в субъектах, (с одной стороны орган государства, а с другой - предприниматель);

– во-вторых, в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений;

– в-третьих, в объектах (определенный вид деятельности).

Лицензионные отношения требуют различного сочетания юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на участников общественных отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Это сочетание проявляется в методе правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания, запрещения, согласования.

Для правовой характеристики лицензирования представляет интерес рассмотрение и функционального критерия, который включает регулятивную и охранительную функцию.

Системный критерий лицензирования включает в себя и принципы лицензирования.

Уяснение общих положений в области лицензирования позволяет сконцентрировать свое внимание и на изучении особенностей правового регулирования, которое в настоящее время страдает недостатками.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Данный перечень является исчерпывающим, следовательно, те виды предпринимательской деятельности, которые в нем не указаны, лицензированию не подлежат. Каков порядок лицензирования предпринимательской деятельности рассмотрим подробнее в представленном материале.

Что такое лицензирование и зачем оно нужно

Согласно положений ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юрлицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование подразумевает деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

В законодательстве РФ закреплены несколько принципов лицензирования, вне зависимости от вида лицензируемой деятельности:

  • разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории РФ вне зависимости от того, выдана она федеральным либо региональным органом исполнительной власти;

Обратите внимание!

В случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

  • лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

Как правило лицензия выдается бессрочно, но в некоторых случаях нормативными актами может быть ограничен ее срок.

Как получить лицензию

Для получения лицензии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая включает в себя, прежде всего, предоставление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же в нормативно-правовых актах, которые регламентируют получение лицензий для осуществления конкретных видов деятельности.

Заявление о предоставлении лицензии должно содержать:

  • для юрлиц: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождение, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • для ИП: Ф.И.О., место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, паспорт, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об ИП в ЕГРИП;
  • ИНН и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии нотариально заверенных учредительных документов – для юрлиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Обратите внимание!

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Иногда для некоторых видов деятельности устанавливаются более короткие сроки принятия данного решения.

Что подлежит лицензированию

Лицензированию подлежат многие виды деятельности, которые перечислены в ст. 12 Закона № 99-ФЗ:

  • разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;
  • переработка нефти и газа и продуктов их переработки;
  • фармацевтическая деятельность;
  • космическая деятельность и др.

Но на практике для предпринимательства наибольший интерес представляют:

  • образовательная деятельность;
  • медицинская деятельность;
  • деятельность по перевозкам пассажиров;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • частная охранная деятельность;
  • оказание услуг связи и др. востребованные в жизненной сфере виды деятельности.

Получение лицензии для некоторых видов предпринимательской деятельности является иногда сложным и длительным процессом, поскольку некоторые виды деятельности имеют специфические признаки и требуют предоставления дополнительных документов. Стоит учитывать и тот факт, что существуют и множество подзаконных актов, конкретизирующие и детализирующие закон о лицензировании. В каком бы регионе страны вы не проживали, Москве или на периферии, наши онлайн-консультанты помогут разобраться в вопросах лицензирования вашей деятельности в краткие сроки.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец заявления о предоставлении лицензии (.docx)

В соотв. с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основные принципы осуществления лицензирования:

Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

Установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

Установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

Гласность и открытость лицензирования;

Соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

В науке ПП выделяют:

Общий лицензионный режим (осуществляется по правилам данного закона);

Специальный лицензионный режим (осуществляется по правилам специального законодательства).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юр. лицу или ИП.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата, может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Чтобы стать лицензиатом , т.е. лицом, имеющим лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, соискатель лицензии направляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: наименование и организационно-правовая форма юр. лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юр. лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юр. лице в ЕГРЮЛ; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя с необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть:


Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Основанием переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии является реорганизация юр. лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения; изменение имени или места жительства ИП; изменение адресов мест осуществления юр. лицом или ИП лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Кроме того, предусматривается, что действие лицензии прекращается со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17 Закона о лицензировании):

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Геодезическая деятельность;

Картографическая деятельность;

Фармацевтическая деятельность;

Производство лекарственных средств;

Производство медицинской техники;

Оценочная деятельность;

Туроператорская деятельность;

Турагентская деятельность;

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то