Местного самоуправления организаций общественных объединений. Ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). Управление. Вып. 7. С. 14-18.

Р. Х. Мухаметшина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Общественные объединения, участвующие в решении социально значимых проблем территорий муниципальных образований, способны стать мостиком между жителями и органами местной власти. В статье рассмотрены проблемы функционирования общественных объединений и изложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями.

Ключевые слова: общественные объединения, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления.

Общественные объединения1 и иные некоммерческие организации являются важным источником социальных инноваций, вносят весомый вклад в реализацию основных целей и задач социальной политики, осуществляемой органами местного самоуправления, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства.

Наиболее заметно данный процесс нашел свое воплощение в жизни Челябинска, несомненно, в большей степени благодаря содействию администрации города.

В Челябинской области по состоянию на 01.07.2011 г. в ведомственном реестре Управления юстиции зарегистрировано 3906 некоммерческих организаций. По сравнению с 2006 г. число зарегистрированных некоммерческих организаций увеличилось на 18802.

«Территориально основное число общественных организаций и некоммерческих партнерств сосредоточены в областном центре -примерно 80 %. Во втором по величине городе области - Магнитогорске - функционируют примерно 6 % общественных объединений и 17 % некоммерческих партнерств. Остальное число зарегистрированных общественных ор-

Сравнительный анализ показателей по государственной регистрации некоммерческих организаций за 2010 и 2011 гг.4

ганизаций распределяются по области в зависимости от размеров муниципальных образований - Миасс (232 зарегистрированных общественных организаций), Златоуст - 192, Озерск

87, Снежинск - 78, Касли - 52, Кыштым - 51, Карабаш - 13 и т. п.»3.

От того, насколько грамотно будут построены отношения органов местного самоуправления с общественными объединениями, в немалой степени зависит и благополучие населения.

Успешность городской политики, проводимой органами местного самоуправления, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в реализацию принятых решений местного значения, т. е. успешностью процесса взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций.

Активную работу по данному направлению осуществляет Управление по взаимодействию с общественными объединениями, основной задачей которого является функциональное обеспечение взаимодействия Администрации города с различными общественными объ-единениями5. Эффективность деятельности Управления по взаимодействию с общественными объединениями достигается в первую очередь благодаря многоуровневому партнерству, при использовании потенциала общественных организаций, граждан совместно с административным ресурсом и ресурсами бизнеса для блага и развития города.

На сегодняшний день существуют следующие формы взаимодействия с общественными объединениями:

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд6. К сожалению, на сегодняшний день у общественных объединений нет возможности даже участвовать в конкурсе на размещение заказа, так как соперничать с коммерческими предприятиями они не в состоянии. Хотя у общественных объединений имеется большой потенциал, они наиболее приближены к местному населению, видят его проблемы и в решении некоторых из них могут действовать эффективнее бизнес-структур.

2. Выделение грантов на конкурсной основе и контроль за их использованием. «Грант -денежные средства, в том числе материальные ресурсы, предоставляемые на безвозмездной и

безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов и благотворительных организаций. В системе бюджетного федерализма термин ‘грант’ используется как синоним термина ‘трансферт’»7. Право участия в конкурсе на получение муниципальных грантов предоставляется некоммерческим организациям, действующим на территории города Челябинска не менее одного года. Необходимо отметить, что Челябинск - первый город в нашем регионе, который стал предоставлять муниципальный грант общественным организациям.

3. Предоставление некоммерческим организациям льгот налогового и неналогового характера. «Органы местного самоуправления города Челябинска оказывают поддержку некоммерческим организациям, цели и направления деятельности которых соответствуют направлениям развития города Челябинска в форме предоставления льгот в виде полного или частичного освобождения от местных налогов, направляемых в бюджет города, в соответствии с законодательством в установленном порядке, либо в форме установления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Челябинска, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Челябинска»8.

4. Совместная разработка городских и отраслевых целевых программ и координация деятельности при их реализации.

5. Предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью некоммерческих организаций с целью привлечения граждан города Челябинска к более активному участию в жизни города.

Таким образом, формы взаимодействия органов местного самоуправления и общественности условно можно разделить на две группы

Экономические и неэкономические формы. Основными неэкономическими формами являются общественные советы, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают совместная реализация социальных программ, формирование и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, гранты (субсидии), имущественная поддержка негосударственных некоммерческих организаций.

В настоящее время в Управлении по взаимодействию с общественными объединениями можно выделить следующие проблемы:

1. Финансирования - из бюджета выделяется только % средств на реализацию мероприятий, основные источники - средства партнеров, спонсоров.

2. Нехватка кадров - штат структурного подразделения состоит из 6 должностных единиц.

3. Управление не разбито на отделы по видам деятельности.

Многие общественные объединения сталкиваются с целым рядом трудностей в процессе своего функционирования. Можно выделить 3 группы проблем по степени их остроты.

совую, информационную и консультационную помощь, передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы на одинаковых с государственными и муниципальными учреждениями условиях (сегодня последние освобождены от НДС).

Подобный реестр может быть размещен в открытом доступе на Web-странице Управления и обновляться в текущем режиме. Подтверждением статуса может быть размещение ежегодного публичного отчета о деятельности данных организаций.

Группы проблем по степени остроты для общественных объединений

Степень остроты проблемы Проблема

Проблема очень остра - Нехватка денежных средств

Проблема ощущается не очень остро - Отсутствие необходимой материальной базы - Недостатки системы налогообложения - Несовершенство законодательной базы - Неразвитость финансовой поддержки со стороны органов власти - Отсутствие центра общественных объединений - Отсутствие реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - Отсутствие муниципального социального заказа

Проблема ощущается слабо - Проблема с арендой помещения - Недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности объединения - Отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.) - Нехватка знаний о некоммерческой деятельности - Пассивность членов и участников объединения - Недостаточное внимание со стороны средств массовой информации - Недостаточное количество активистов (волонтеров, добровольных помощников) - Отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях - Организационные/управленческие проблемы

Одним из способов совершенствования взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления является создание реестра социально ориентированных некоммерческих организаций.

У общественных объединений, включенных в подобный реестр, появится возможность рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финан-

Проблему неразвитости финансовой поддержки может решить размещение муниципального заказа на выполнение социальных услуг для социально ориентированных некоммерческих общественных организаций.

Некоммерческие организации должны участвовать в конкурсе на размещение муниципального социального заказа в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие.

Общественные объединения имеют определенные преимущества, такие как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов.

Размещение муниципального социального заказа среди некоммерческих организаций привело бы к более эффективному использованию бюджетных средств и обеспечению качественного предоставления населению социальных услуг. Социальный заказ не только позволит органам местного самоуправления эффективно делать свою работу, но и даст некоммерческим организациям нормальную основу для существования, для активной, а главное, высокопрофессиональной работы.

Некоммерческие организации станут более популярными, благодаря публикациям в средствах массовой информации, и, следовательно, более жизнеспособными, они научатся деловому образу жизни. Общественные объединения и органы местного самоуправления станут партнерами, а не начальниками - подчиненными, что повысит степень демократии в обществе и активизирует население на участие в самоуправлении.

Конечная цель размещения данного заказа

Снятие некоторой доли социального напряжения в обществе путем вовлечения людей в социально значимую деятельность и максимально рациональное использование средств, выделяемых на муниципальные социальные программы, с гарантированным конечным результатом.

Важным шагом к совершенствованию взаимодействия является создание Центра общественных объединений.

Основной целью Центра станет координация деятельности общественных объединений, создание инфраструктуры и материальной базы поддержки общественных структур, а также содействие развитию демократии и гражданского общества, социально-экономическому развитию города Челябинска, эффективному взаимодействию бизнеса, власти и общественности.

Создание Центра позволит решить такие проблемы, как отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях; проблему с арендой помещения; недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений; отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.).

Кроме того, передав Центру имущество в оперативное управление, Администрация города сократит расходы бюджета на аренду помещений для проведения различных мероприятий с участием общественных объединений. Исчезнет проблема поиска помещений для проведения данных мероприятий, как для Администрации города, так и для самих общественных объединений, поскольку в данном Центре появится возможность создания постоянно действующей площадки для проведения научно-практических конференций, форумов, обучающих семинаров, праздников, концертов, переговоров и др.

Общественные организации смогут объединяться друг с другом и с органами местного самоуправления для решения общественно значимых проблем. Повысится внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений, поскольку население будет знать, что существует Центр, объединяющий правозащитные, национально-культурные, спортивные, военно-патриотические, женские, молодежные и иные общественные организации и в который можно будет обратиться по интересующим вопросам.

Таким образом, необходимость создания Центра обусловлена как социальными потребностями самих общественных объединений, так и необходимостью объединения информации о позитивном опыте работы общественных структур, развитием гражданского общества, демократических институтов в городе Челябинске.

С самого начала функционирования общественные объединения включаются в сложную систему отношений со своими партнерами: другими некоммерческими организациями, органами власти различных уровней, коммерческими структурами и т. д. В данной системе взаимодействия на сегодняшний день накопилось множество сложных проблем, которые препятствуют ведению конструктивного диалога между властью и «общественниками». Эти проблемы требуют незамедлительного решения, поскольку бездействие может привести к ослаблению роли общественных объединений как важнейшего института гражданского общества, а возможно и утраты их прямого предназначения - реализации общественнозначимых интересов.

На сегодняшний день общественные объединения обладают огромным потенциалом по концентрации усилий с целью защиты соци-

ально-экономических интересов местных жителей. Общественные объединения способны стать инструментом по реализации интересов местного населения. Они могут взять на себя функцию защиты жителей города и активно представлять их интересы в органах местного самоуправления, могут совместно взаимодействовать с муниципальными органами власти по вопросам социально-экономического благополучия территориального образования и способствовать повышению качества жизни местного сообщества.

Примечания

1 Под «общественным объединением» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

2 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год. иКЬ: minust74.ru/index. php?optюn=com_content&view=artide&id=9&It emid=12.

3 Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области: докл. Обществ. палаты Челяб. обл. Челябинск: ПРИНТМЕД, 2007. С. 8.

4 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год.

5 Официальный сайт администрации города Челябинска. Управление по взаимодействию с общественными объединениями. URL: http:// www.cheladmin.ru/pages/29.php.

6 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления города Челябинска и некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

7 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

8 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления...»

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Россия – демократическая страна, поэтому в основе развития общества лежат демократические принципы и ценности. Одной из важнейших задач государства является налаживание диалога между всеми членами общества. В реализации данной задачи государству помогают общественные объединения и некоммерческие организации.

К сожалению, на данный момент диалог между властью и общественными объединениями только начинает развиваться. И инициатива, как правило, идет от органов власти, в то время как, в Европе процесс взаимодействия с общественными организациями давно налажен и приносит свои плоды. Например, развитое социальное партнерство активно практикуется в Европейских странах и позволяет снизить социальную нагрузку с государства, переложив часть своих обязанностей на общественные организации.

Во взаимодействии между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями на сегодняшний день существуют некоторые проблемы. К таким проблемами взаимодействию относятся:

− Информационная закрытость;

− Отсутствие обратной связи с гражданами и организациями;

− Слабая самоорганизация населения для решения проблем;

− Низкая социальная активность и др.

Задачей органов местного самоуправления становится выстраивание благоприятных отношений с общественными организациями, ведь, от того на сколько эффективными будут отношения между ними зависит благополучие всех граждан. Одним из важных показателей успешной деятельности органов МСУ является степень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций.

Основными формами взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций являются те же формы, что и при взаимодействии с общественными объединениями, так как общественные организации являются частью таких объединений. К таким формам относятся:

− Размещение социальных муниципальных заказов;

− Выделение грантов и субсидий;

− Предоставление льгот налогового и неналогового характера;

− Совместная разработка программ;

− Информирование о проводимой социально-экономической и бюджетной политике;

А теперь подробнее рассмотрим все эти формы.

Размещение социальных муниципальных заказов самый популярный способ взаимодействия городских властей с общественными организациями, некоммерческими организациями, а также коммерческими предприятиями. Муниципальный заказ – это соглашение между органом местного самоуправления и коммерческими или некоммерческими, общественными организациями об оказании определенных услуг, или о выполнении работ, финансируемых за счет средств муниципального бюджета. К сожалению, на сегодняшний день, у некоммерческих организаций почти нет шансов участвовать в конкурсе размещения муниципального заказа, так как они просто не могут конкурировать с коммерческими предприятиями. Хотя именно у НКО имеется большой потенциал, так как они больше других организаций приближены к местному населению, видят основные проблемы и, в решении некоторых из них, могут оказаться эффективнее коммерческих предприятий.



Выделение грантов и субсидий происходит на конкурсной основе и происходит контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием. Грант – денежные средства или материальные ресурсы, предоставляемые организациям, предприятиям, физическим лицам на безвозмездной основе из бюджетов разных уровней. Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Гранты и субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям на реализацию проектов

Предоставление льгот некоммерческим организациям налогового неналогового характера. Некоторые НКО имеют право на налоговые льготы. Согласно статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения общественные организации инвалидов, в которых 80 процентов участников составляют инвалиды и их законные представители; организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов участников инвалидов; организации, единственными собственниками которых, являются инвалиды .

Так же некоммерческие организации имеют льготы при уплате налога на прибыль. Согласно статье 251 Налогового Кодекса целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. Так же не учитываются при налогообложении право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом. Еще одним «бонусом» для общественных и некоммерческих организаций является, то, что организации, которые не имеют доход от реализации товаров и услуг уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. А так же, если у организации не возникает обязательства по уплате налога на прибыль, то и отсутствует и обязанность по предоставлению налоговой декларации .



Еще одной формой взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций является совместная разработка программ и их координация, а так же, контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию по проводимой в городе бюджетной и социально-экономической политике и о мероприятиях, связанных с работой некоммерческих организаций.

Еще одной формой взаимодействия являются общественные советы при органах местного самоуправления. Такие советы создаются для более эффективного общения между представителями некоммерческих организаций и представителями органов местного самоуправления. Такие советы могут собираться «по поводу», то есть когда необходимо срочно решить какой-то вопрос, в котором необходимо участие некоммерческих организаций, или же они могут быть постоянно действующими.

Разобрав все эти формы взаимодействия их можно условно поделить на экономические и неэкономические. Это проиллюстрировано ниже (табл.1)

Таблица 1 -

Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

Существует еще одна, схожая схема (рис.1), наглядно показывающие формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления .

Рисунок 1 – формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

Так же условно можно поделить все формы взаимодействия НКО и власти на патрон-клиентский тип и тип межсекторального социального партнерства. Первый характерен тем, что со стороны НКО отсутствует контроль за деятельностью органов власти и не участвуют в распределении денежных средств. А тип межсекторального социального партнерства характерен повышением доверия населения к НКО, самоорганизацией НКО и участие в распределении денежных средств.

Орган местного самоуправления при взаимодействии с некоммерческими организациями должен:

− Постоянно контактировать с лидерами НКО;

− Проводить мониторинг состояний НКО, следить за их созданием и ликвидацией;

− Контролировать деятельность НКО (что бы она ни несла деструктивный характер);

− Привлекать НКО к процессу принятия общественно важных решений;

− Оказывать поддержку разных форм НКО;

− Оказывать информационную поддержку – рассказывать о социально полезной деятельности НКО;

− Создавать условия для развития и создания новых НКО.

Во всем мире власть и НКО выступают как партнеры. В России же, согласно законодательству, НКО обязаны отчитываться о своей деятельности регулярно, а государство же должно реализовывать права граждан на участие в решении общественных дел, а так же обеспечивать поддержку деятельности некоммерческих организаций. Но на практике дело обстоит немного иначе, государство неохотно, а точнее «условно» или декларативно оказывает поддержку таким организациям. Реальность такова. Что поддержка оказывается не всем некоммерческим организациям. В первую очередь финансируются организации, занимающиеся социальной работой, а вот, организации, которые занимаются правозащитной и аналитической деятельностью поддерживаются государством значительно меньше.

Подводя итоги, необходимо отметить, что основной целью любой некоммерческой организации вне зависимости от ее формы является выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение, деятельность на благо общества в целом. Некоммерческие организации могут оформлять интересы граждан, и вносить предложения в органы власти по их удовлетворению.

Для обеспечения взаимодействия согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти областей с некоммерческими организациями создаются советы при губернаторе. Так же, при министерствах создаются координационные советы, в которые входят представители общественных организаций.

Руководители некоммерческих организаций входят в коллегии и комиссии при министерствах. Представители общественных и некоммерческих организаций входят в общественные палаты.

Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью дали возможность НКО начать влиять на власть - общественные организации получают возможность высказать свои суждения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. В связи с этим можно выделить конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния. К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ. Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть. Это такие способы как создание различных советов, официальные обращения, экспертные встречи, круглые столы через СМИ. Работники последних участвуют в написании докладов, проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти. К деструктивным способам взаимодействия можно отнести митинги и протесты.

Соответственно, как только органы местного самоуправления научатся взаимодействовать с общественными объединениями, некоммерческими и общественными организациями, это принесет свои плоды. Ведь благодаря работе общественных организаций, муниципальные органы власти могут реализовывать некоторые свои функции, например, социальная защита граждан. А также, используя некоммерческие организации можно эффективнее и быстрее отследить реальные потребности населения, увидеть их настроения, и начать активно действовать. Конечно, существуют и определенные проблемы при взаимодействии власти и НКО, например, не желание граждан участвовать в жизни общества, не достаточная социальная активность и ответственность населения, недостаточное финансирование отдельных форм некоммерческих организаций. Как только власть и организации научатся грамотно пользоваться услугами друг друга, можно будет наблюдать высоко социализированное общество с высокой гражданской ответственностью. Но на все это, конечно же, необходимо время.

Марийский юридический вестник

Р. В. Горнев

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья посвящена проблемам взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений. Общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Считаем, что необходимо законодательно закрепить формы и способы правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, некоммерческие организации, взаимодействие, формы.

Проблема гражданского общества, взаимодействия его элементов с органами публичной власти относится к числу фундаментальных научных проблем современности. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности1. При этом, если в области взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и общественными объединениями, в частности, некоторые проблемы в настоящее время решены1 2, то сфера взаимодействия местного самоуправления с общественными объединениями по-прежнему является мало изученной. Кроме того, следует отметить несовершенство собственно законодательного регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями.

Помимо указанного, стоит отметить отсутствие в юридической науке комплексных исследований непосредственного взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления. Все вышеуказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.

Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативных правовых актах и документах. В правовой литературе отмечается, что Конституция РФ непосредственно не предлагает исчерпывающей юридической трактовки местного самоуправления, вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного феномена в российских условиях3. Многообразие конституционных характе-

1 Лысенко В. В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2001. - № 1. - С. 25.

2 Шерьязова А. С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2011.

3 Князев С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

ристик местного самоуправления, сопряженное с их известной противоречивостью и неупорядоченностью, на первый взгляд, позволяет с одинаковым успехом говорить как об абсолютной самостоятельности (изоляции) муниципальных институтов от системы управления государством, так и о самой жесткой зависимости от нее\ В этой связи полагаем, что особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеют положения Европейской хартии местного самоуправления1 2. В соответствии со статьей 3 указанного международного правового акта под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Ни российское законодательство, ни указанный международный правовой акт не оставляют сомнений по поводу сути местного самоуправления. Это -самостоятельный уровень публичной власти в государстве, одна из форм народовластия. Вместе с тем, иногда в юридической литературе можно встретить высказывания о местном самоуправлении как составной части гражданского общества, приводится мотивация о заинтересованности граждан в решении местных проблем на локальной территории, самостоятельных инициативах населения. Подобная самостоятельность ассоциируется с основополагающим принципом гражданского общества - его независимым положением по отношению к государству. Однако правильным представляется высказывание о том, что нельзя отождествлять местное самоуправление с одним из элементов гражданского общества3. Думается, что местное самоуправление - своеобразный мост между гражданским обществом и государством.

В правовой литературе общественные объединения определяются как «важнейшие институты гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации разнообразных личных интересов субъектов этих организаций и через их всеобщую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных»4.

В работах отечественных исследователей В. С. Нерсесянца и Е. А. Лука-шевой отмечается, что общественные объединения есть «правовая форма взаимоотношений личности и общества»5, «форма ограничений притязаний

1 Волков В. Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2007. - С. 3.

2 Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 // СЗ РФ. - 1998. - № 36. -Ст. 4466.

3 Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.

4 Солдатов С. А. Общественные организации в РФ (политико-правовое и институционное исследование). - М, 1994. - С. 34.

5 Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. - М, 1993. - С. 15.

Марийский юридический вестник

власти..., противовес всесилию государственной власти, призванный обеспе-

чить ее ограничение и самоограничение» .

Общественное объединение является самостоятельным, самоуправляемым, независимым от органов публичной власти элементом гражданского общества, основной целью деятельности которого является реализация целей и интересов его участников.

Вместе с тем, И. В. Мерсияновой высказывается точка зрения об общественных объединениях как элементах местного самоуправления. В обоснование автор замечает, что указанная точка зрения, в отличие от юридической трактовки, более полно отражает социальную сущность местного самоуправления как системы субъектов, объектов, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующей с целью удовлетворения потребностей населения1 2. Не вдаваясь в социологическую сущность исследуемых вопросов, отметим, что общественные объединения, будучи важным институтом гражданского общества, не являются элементом местного самоуправления, поскольку не входят в систему публичной власти и независимы от нее.

Отмечается, что некоммерческие организации (соответственно, и общественные объединения, в том числе) - это активная часть населения, взявшаяся за решение социальных проблем и образовавшая для этого формальные или неформальные группы. Поэтому они являются одними из институтов гражданского общества, и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем3.

Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О неправительственных организациях и местной и региональной демократии» устанавливает, что местные неправительственные организации выполняют свои задачи в жизни и деятельности граждан. Они, будучи организованы на добровольной основе, играют в рамках уставных задач и в соответствии с правилами своей деятельности важную роль в строительстве подлинного гражданского общества, сближая граждан с органами местного самоуправления, и в укреплении подлинной плюралистической демократии. Партнерство, основанное на общем стремлении, как со стороны местных властей, так и со стороны некоммерческих организаций, позволяет укрепить местную демократию и расширить участие граждан, уменьшив дистанцию между местными властями и гражданами, гарантируя учет всех мнений и позиций.

1 Приоритет прав человека как определяющий принцип правового государства. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М, 1996. - С. 25.

2 Мерсиянова И. В. Общественные объединения как элемент местного самоуправления: проблемы институционализации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2010.

3 Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова. - М., 2006. - С. 418.

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Данное партнерство основывается на необходимости приближения процесса принятия решений к уровню граждан и расширении механизмов консультаций, информирования и участия граждан в оценке новых форм управления на территориальном уровне, а также в направлении процесса постоянного согласования действий между НКО и местными властями. Такое партнерство характеризуется взаимодополняемостью тех услуг, которые могут предоставить гражданам на местном уровне, с одной стороны, местные власти, а с другой -НКО, во многих областях, таких, как социальная сфера, образование, культура, окружающая среда, градостроительство и управление природными ресурсами в контексте устойчивого развития территорий1.

В условиях реформирования отечественной правовой политики в рассматриваемой сфере целесообразным представляется законодательное совершенствование форм и способов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. В частности, по нашему мнению, следует закрепить в Федеральном законе «Об общественных объединениях»1 2 следующие формы взаимодействия:

1) вовлечение представителей общественных объединений в работу временных рабочих органов по разработке проектов муниципальных правовых актов;

2) участие в избирательном процессе на местном уровне;

3) заключение договоров и соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и общественными объединениями;

4) участие общественных объединений в выработке решений, принимаемых органами местного самоуправления в рамках постоянно действующих консультативных советов, экспертных советов, общественных палат, «круглых столов».

Кроме того, следует совершенствовать существующие и создавать новые экспертные и консультативные советы, общественные палаты, которые будут своеобразной «площадкой» для правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Считаем, что указанные меры позитивно отразятся на механизме взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений.

1 Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О НПО и местной и региональной демократии» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. Обнинск: Институт муниципального управления (серия «Документы Совета Европы»), 2005. - С. 26-27.

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

Марийский юридический вестник

SOME PROBLEMS OF THE CONNECTION OF THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC ASSOCIATIONS

This article covers the problems of the connection of the local government and public associations is actual and insufficiently explored question nowadays. Public associations are one of the institutes of the civic society. Connection of the local government and public associations should be directed on the decision of the problems by municipality. We consider it is necessary to legislate forms and means of law connection local government and public associations.

Keywords: local government, public associations, uncommercial associations, connection, forms.

ГОРНЕВ Роман Вадимович - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

GORNEV Roman Vadimovich - Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 9
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 9,68 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 4,105