К признакам совместной деятельности людей относится. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности

К признакам совместной деятельности относятся:

Единая цель участников деятельности;

Общая мотивация

Объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого); - разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

Согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

Единый конечный результат;

Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

Общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

Общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

Совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

Общий результат.

Типы совместной деятельности по Уманскому

Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Профессор предложил типологию совместной деятельности

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (рис. 5.5.). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

Рис. 5.5. Совместно-взаимодействующий тип деятельности

2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе (рис. 5.6.). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

Рис. 5.6. Совместно-последовательный тип деятельности

Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем Кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 5.7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности - индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

Рис. 5.7. Совместно-индивидуальный тип деятельности

В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности - совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого “сумасшедшего” видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, - синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа “следы” индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от стоящей перед группой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом - создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах организации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойственна, как отмечалось, особая ориентация - ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельности, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессионал в отличие от специалиста способен и даже стремится выходить за рамки своей специальности и работать, пользуясь инструментами других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем.

Таким образом, участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности, основной ценностью становятся достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа невозможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсусом, и итоговое решение в обязательном порядке должно оставлять возможность реализации законных интересов меньшинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Психологические особенности совместной жизнедеятельности группы А.Л. Журавлев (из указанного ею источника,тут история в основном)

Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии

За последние 40 лет в нашей стране выполне

но большое число психологических исследований по проблеме совместной деятель­ности, которые внесли определенный вклад в становление соот­ветствующей концепции, ставшей одной из наиболее распростра­ненных в психологии групп н коллективов, особенно трудовых коллективов Данная проблема формулировалась по-разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследова­телями С ее формулированием связаны прежде всего такие тер­мины как «групповая активность «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «со­вместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую оче­редь, социальных психологов, психологов труда и управления.

В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

единой цели для участников, включенных в деятельность;

общей мотивации;

объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характери­стик деятельности: пространственных, временных (те\та, ин­тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

управления - важнейшего признака и атрибута СД;

единого конечного результата (совокупного продукта);

единого пространства и одновременности выполнения ин­дивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест 1 ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06- щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельно- стями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаи­модействию;

в) уклонение от взаимоД|йствия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си­туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи звд&ляют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого_и обидах целей СД.

Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру­гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

Контрастное взаимодействие: один из участников старает­ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про­являют отдельные элементы как содействия, так и противодей­ствия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированное™), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива. Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога.

Модель регуляции совместной деятельности. Концептуальный анализ полевых наблюдений и результатов экспериментов по­зволяет построить относительно гипотетическую модель регуля­ции совместной деятельности. Как видим, централь­ным блоком в этой системе является блок "Условия деятельно­сти и взаимодействия". Разграничение таких понятий, как "дея­тельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юнощеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое- либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стиму­ляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других". В совместной деятельности можно выделить два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность про­цессов, устанавливающих различные связи и зависимости меж­ду людьми в процессе этой деятельности или общения.

Это мнение подтверждает факт разделения условий деятель­ности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные свя­зи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной свя­зи, то в условиях взаимодействия большего числа людей систе­ма обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка):

а) направленных на отношения, т.е. взаимодействия;

б) направленных на действия и деятельность.

Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется на­личием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, харак­теризуют степень удовлетворенности совместной деятельно­стью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенны­ми эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, мы выяснили принцип разграничения та­ких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие".

Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протека­ет. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.

1. Одним из важнейший факторов, определяющих эффектив­ность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность за­дачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

Время совместной работы любого другого вида взаимодей­ствия, например общения приятелей, супругов, может рассмат­риваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совме­стной деятельности; время же взаимодействия при неофициаль­ных отношениях определяется внутренними потребностями ка­ждого из участников общения. Время совместной работы и со­вместного проживания - это не только условие проверки проч­ности отношений, но и, что еще более важно, - фактор форми­рования личностных, в частности характерологических, особен­ностей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по этому поводу: "При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы об­мен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобре­тают общие черты, становятся в некоторых отношениях похо­жими друг на друга".

Количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется из­вне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов писал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем уве­личении - эффективность снижается (слишком большая чис­ленность приводит к тому, что люди начинают мешать друг дру­гу)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятель­ности группы, сложность решаемых задач с реальной численно­стью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог - это число лиц, способных спра­виться с общей задачей; б) верхний порог - это число лиц, эф­фективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимо­действием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официаль­ный или неофициальный. В официальной организации прин­цип взаимосвязанности не зависит от желания людей. Неофи­циальные межличностные взаимоотношения не являются задан­ными, они регулируются самими участниками общения.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможно­сти для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьша­ются, но одновременно усиливается роль общегрупповых дости­жений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависи­мости с учетом сложности и качества межличностных связей:

1й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект";

2й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном.случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного со­трудничества. ..".

Функциональную структуру группы можно дифференци­ровать на: первичную (заданная условиями, а также формаль­ными признаками организации); вторичную (распределение ро­левых функций в процессе решения задач, например в зависи­мости от коммуникативных качеств участников). Любая группо­вая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы, как отношения между двумя людьми. Для оптимального регули­рования системы управления необходимо рациональное соотно­шение между заданным и произвольным распределением функ­циональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распреде­ление функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типиче­скими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. "Сплоченность группы" и "эффективность лидерства" - это взаимозависимые перемен­ные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естествен­но, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы.

Для нас также является интересным тот факт, что многие группы являются изолированными от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Мера автономности группы может выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний объект (например, любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая авто­номность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отно­шений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Су­жение круга и углубление общения быстрее исчерпывают ин­формативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только фи­зических условий, но и внутренних и внешних социально-пси­хологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

В деятельности любого человека или группы людей выделяют мотив. Как побуждение - это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание од­ного может не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целям различается по силе и направленности. Внутренняя мо­тивация каждого члена группы, коллектива определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне по­ложительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой ре­зультат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей моти­вации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.

8. Разнообразной по структуре является система дополни­тельных факторов.

Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):

первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обла­дает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллекту­альные, социально-психологические особенности людей);

второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важным является близость, подобие чле­нов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половый различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:

1-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, ми­ровоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных от­ношений людей. Однако его регулирующая функция может ма­ло осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между со­бой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся;

2-й уровень однородности-разнородности группы есть со­отношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй уровень подразделяется на два подуровня:

первичный (или исходный). Этот подуровень - есть ис­ходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оце­нок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к ми­ру предметов и к себе подобным);

вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз- личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодей­ствия между членами группы. Он является следствием взаимо­действия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров и регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуро­вень преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость за­висит не только от исходного соотношения параметров первич­ного подуровня неоднородности, но и от первого уровня неод­нородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личност­ных и социально-психологических особенностей членов груп­пы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оце­нок, отношений участвует в формировании ценностных ориен­таций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности -разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выража­ет сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и лич­ностных установок. Партнеры не только осознают сходство-раз­личие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и меж­личностных отношений.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

а) внегрупповые (физические и социальные);

б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);

в) внеличностные (однородность-разнородность по индиви­ду ально-психологическим параметрам);

г) внутриличностные (индивидуально-психологические осо­бенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения). "

Фактором, связывающим все перечисленные системы, явля­ется фактор общественной значимости совместной деятельно­сти группы людей.

Анализируя литературу, посвященную феномену "совместная деятельность", видим, что существует несколько разных подходов к трактовке совместной деятельности, которые зависят от принадлежности авторов к разным отраслям психологии. Но наибольшее внимание феномену «совместная деятельность» уделяется в социально психологии. Здесь термин «совместная деятельность» рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствуют о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, и о взаимодействии индивидуально- и социально-нормативных условий совместного процесса (Рубцов В.В. 1989; словарь, 1999).

Итак, совместная деятельность — это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры, и где отличительными признаками совместной деятельности являются:

      1. пространственное и временное соприсутствие участников. Создающее возможность непосредственного личного контакта между ними. В том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

        наличие единой цели предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;

        наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями. Либо распределены между ними;

        разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены, специализированы и иерархозированы, поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;

        возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты.

Кроме того, литературные источники указывают на наличие психологической структуры совместной деятельности. Например, Журавлев А.Л. (2000) утверждает, что основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности, ранее выделенной в общей теории психологии Ананьевым Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьевым А.Н., Ломовым Б.Ф., Рубенштейном С.Л. и многими другими исследователями, могут использоваться для анализа структуры совместной деятельности. Описание психологической структуры деятельности обычно начинается с выделения ее целей. Общая цель совместной деятельности является важнейшим компонентом структуры совместной деятельности. Под ней понимается идеально представленный будущий результат, который стремится достичь общности индивидов, то есть коллективному субъекту. Общая цель может быть расписана в виде более частных совместных задач, поэтапное решение которых приближает коллективный субъект к достижению общей цели.

Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Это то, что побуждает общность индивидов к выполнению совместной деятельности, то есть непосредственная побудительная сила.

Следующим компонентом в структуре совместной деятельности являются совместные действия, направленные на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности и выполняемые с помощью многочисленных средств осуществления совместной деятельности, причем как индивидуальных, так и групповых средств, способов, приемов.

Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный группой участников совместной деятельности. Здесь важное значение имеет не только общий объективный результат, но и его субъективное отражение индивидуальными и коллективным субъектами. Конечный результат совместной деятельности может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в совместной деятельности.

Кроме того, одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность совместной деятельности, является коммуникация. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий (Ломов Б.Ф., 1975. С. 132; хрестоматия, 2000). В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

Важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласованности (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, то есть все перечисленные процессы имеют отношение ко всем основным структурам, составляющим деятельности.

Так же важно подчеркнуть, что если конкретный вид деятельности группы не отвечает какому-то признаку или у него отсутствуют отдельные структурные компоненты совместной деятельности, то это еще не означает, что у этого вида деятельности полностью отсутствуют свойства совместной деятельности. Деятельность с неполной структурой, многими авторами считается при этом разновидностью совместной деятельности. А эмпирические исследования совместной деятельности А.Л. Журавлевым (2000) показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой — не полная совместная деятельность. Деятельность с неполной структурой, по его мнению, остается при этом разновидностью совместной деятельности. Причем, отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой совместной деятельности, например:

      1. совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности;

        процесс совместной деятельности может проходить без достижения общего конечного результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, поэтому не осознается;

        совместная деятельность может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участниками, интегрируясь на относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных длительностей через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты.

Кроме того, необходимо отметить роль взаимодействия в процессе совместной деятельности. И так, в процессе совместной деятельности имеет место единство двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т. п.); во-вторых, это взаимные воздействия участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых элементов. Такими составляющими компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками совместной деятельности, однако не всякие, а именно те, которые детерминированы направленностью на общий предмет совместной деятельности, то есть предметно-направленные взаимодействия. Под взаимодействием здесь Журавлевым А.Л. (2000) понимается такая система действий участников совместной деятельности, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействий между участниками деятельности, сколько характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.

Фактически, структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается именно через предметно-направленное или целевое взаимодействие участников деятельности, которые в свою очередь, включены в психологическую структуру совместной деятельности с одной стороны, а с другой — изменяют структуры индивидуальных деятельностей ее участников, подчиняя их общим целям и задачам совместной деятельности. Предметно-направленное взаимодействие как одно из реальных проявлений социальных отношений между участниками деятельности приводит к формированию некоторой их общности в виде трудового коллектива или группы медитативного тренингакак субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта.

Проанализировав прочитанную литературу, видим, что в настоящее время в социальной психологии существуют структурный и динамический или процессуальный подходы к анализу совместной деятельности, которые дополняют друг друга.

В соответствии со структурным подходом исследователи концентрируют внимание на анализе структурных составляющих совместной деятельности. Таким образом, сделав теоретический анализ трудов сторонников данного подхода (Абульханов Р.Ф., Вострокнутов А.И., Головаха Е.И., Журавлев А.Л., Ломов Б.Ф., Николов Л. и др., 2000) можно выделить следующие признаки совместной деятельности, где под признаками понимаются отличительные особенности, свойства, позволяющие определить специфику совместной деятельности как целостного и относительно самостоятельного феномена:

      1. Наличие общих целей для разных включенных в деятельность участников. Совместная деятельность, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или доступны частично. Как и всякая человеческая деятельность, совместная деятельность становиться целесообразной в том случае, когда заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс совместной деятельности подчинен их достижению.

        Участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, то есть должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать индивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).

        Необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций или частей деятельности и их распределение между участниками этого процесса. Распределение составляющих совместной деятельности в группе участников приводит к формированию функциональной структуры этой группы. Распределение функций совместной деятельности не является чисто случайной, а характеризуется их взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников совместной деятельности.

        Объединение или совмещение индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование целостности совместной деятельности и приводящее к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей между участниками совместной деятельности. Таким объединением и порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы. Совместная деятельность осуществляется в условиях разной тесноты связей людей друг с другом.

        Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников совместной деятельности. Согласование предусматривает строгую последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности, таких как: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т. д.

        Необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая совместная деятельность. Именно последняя неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью, которой является непосредственная направленность на участников совместной деятельности, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда.

        Наличие единого конечного результата, общего для участников совместной деятельности. Она и возникает для того, чтобы вообще был достигнут результат, то есть совокупный продукт, или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно. Соотнесение единого конечного результата с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в совместную деятельность.

        Единое пространственно - временное функционирование участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления совместной деятельности.

В соответствии же с динамическим подходом к анализу совместной деятельности, внимание исследователей концентрируется на изучении процессов ее изменения, развития (А.Л. Журавлев, 2000). На этом основан поиск специфики совместной деятельности по сравнению с индивидуальной деятельностью. Фактически, динамический подход составляет сущность социальной-психологической теории деятельности, а именно: совместная деятельность развертывается в совокупности групповых процессов, которые позволяют анализировать содержание совместной деятельности и формы ее организации в ниже приведенных таблицах (табл. 1, 2):

таблица 1

Основные признаки и динамические свойства совместной деятельности и ее коллективного субъекта:

Признак совместной деятельности (СД)

Социально—психологический процесс (СД)

1.Наличие единой цели

Целеобразование

(целеполагание)

Целенаправленость

2.Побуждение работать

вместе (общая) мотивация

Мотивообразование

(мотивирование)

Мотивированность

3. Разделение деятельности на функционально связанные составляющие

Распределение функций между участниками

Структурированность

(распределеность)

4. Объединение

индивидуальных деятельностей

Объединение

(совмещение)

Интегрированность

(объединенность)

5. Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных

деятельностей

Согласование

(координация)

Согласованность

(координированность)

6. Наличие управления как

атрибутной функции СД

Управление

(регулирование)

Организованность и управляемость (регулируемость)

7. Единый конечный

результат

Оценивание групповых результатов

Продуктивность

(результативность)

8. Наличие единого

пространства и

одновременность выполнения

индивидуальных

деятельностей

Функционирование в едином пространстве и времени

Условия (пространственные и временные) СД группы

Таблица 2

Основные свойства совместной деятельности — их эмпирические проявления (референты):

Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта

Эмпирические проявления свойств СД и коллективного субъекта

1. Целенаправленность

Соотношение индивидуальных и групповых целей: соответствие, взаимное дополнение, расхождение, противоречие и т. п.

2. Мотивированность

Активное, заинтересованное выполнение СД, направленность работы, сходства — различия в направленности участников СД, интенсивность включенности участников СД и т. д.

3. Структуированность

(распределенность)

Характер распределения функций, строгость, четкость, наличие / отсутствие дублирований, частичное наложение функций, страхование

4. Итегрированность

(объединенность)

Уровень взаимосвязанности участников, степень их зависимости друг от друга, плотность функциональных связей

5. Согласованность

(координорованность)

Последовательность выполнения деятельности, ритмичность, соответствие индивидуальных деятельностей друг другу, наличие связанности между этапами работы, дисциплина деятельности

6. Организованность и

управляемость

(регулируемость)

Следование управляющим воздействиям, содействие управлению, противодействие ему, уклонение от управляющих воздействий, самоуправление

7. Продуктивность

(результативность)

Показатели конечных совместных результатов (количественные, качественные)

8. Условия

(пространственные и

временные) СД

Расположение рабочих мест участников деятельности, особенности территории (зоны работы), распределение во времени выполняемых индивидуальных деятельностей

По мнению Журавлева А.Л. (2000), социально-психологические процессы строятся на трех основаниях: 1) структурных элементах совместной деятельности; 2) группе людей — участников совместной деятельности; 3) на предметно-направленном (целевом) их взаимодействии, включающем как воздействия участников друг друга, так и совместные их воздействия на общий предмет деятельности. То есть в предметно-направленном взаимодействии одновременно интегрируются два основных свойства совместной деятельности: предметность (через направленность на предмет деятельности) и субъективность (в виде совместности, коллективности).

Коротко обобщая, можно утверждать, что основной теоретической схемой анализа психологии группы в процессе совместной деятельности должна выступать следующая последовательность: предметно-направленное (целевое) взаимодействие — социально-психологические (групповые) процессы — совместная деятельность — психология самой группы.

Сам же социально-психологический анализ совместной деятельности, не зависимо от подхода к анализу феномена «совместная деятельность», должен выполняться в неразрывной связи с изучением субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта. Однако, анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Тем не менее, за всем этим разнообразием просматривается две схемы его описания:

1. Субъектом совместной деятельности является индивид. В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместно - индивидуальной модели совместной деятельности (Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Щербо Н.П.) или обозначают термином «совместная деятельность» ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Обозов Н.Н., 2000). подобный взгляд на субъекта совместной деятельности, характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельность рассматриваются как два полюса одного континуума. Сильверман Дж. и Джерингер И. полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы «поглощает» деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих одну «общую» задачу на «одном пространстве в одно и тоже время» (Уманский Л.И., Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003). Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участниками предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов).

Кроме того, известно, что еще в 20 веке такими исследователями, как В. Мёде, Ф. Олпорт и В.М. Бехтеревым было установлено различие в протекании психических процессов человека в условиях индивидуальной и совместной деятельности. И было выявлено, что при сравнительном анализе психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности, возможно четкое разграничение с учетом взаимосвязанности субъектов. Таким образом, условно выделяются два уровня:

      1. Уровень «молчаливого соприсутствия» - имеет фактически условное значение, но уже здесь проявляется эффект «социального влияния». Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет состояние человека, заставляет его вести себя иначе, нежели в условиях изоляции.

        На уровне «взаимовлияний» взаимосвязанность действует на психические процессы и функции уже в большей мере: в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение и конформность. Они, в свою очередь, определяют единообразие в группе и образование норм в оценках, мнениях, поведении. Средством взаимовлияний является обмен информацией. На уровне «взаимовлияний» оценки и мнения либо констатируются (первый подуровень), либо обсуждаются с последующим индивидуальным принятием решения (второй подуровень), либо обсуждаются, и принимается одно общее групповое решение (третий подуровень). Переход от «молчаливого соприсутствия» к «взаимовлияниям» означает преобразование индивидуальной деятельности в совместную. Констатация и высказывание оценок, мнений и их обсуждение даже при последующем индивидуальном принятии решения вызывают взаимный обмен мыслями и чувствами и могут уже, хотя часто и неосознанно, формировать «совокупный фонд совокупного субъекта» (Обозов Н.Н., 2000).

Обозов Н.Н. (хрестоматия, 2000) систематизировал некоторые экспериментальные данные и провел анализа различий динамики психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности с учетом уровня взаимосвязанности субъектов. Его анализ исследования психических процессов и функций в условиях первого уровня взаимосвязанности или «молчаливого соприсутствия» показал, что присутствие других людей приводит к увеличению силы мышечного напряжения и продуктивности памяти, в частности улучшению долговременной памяти и увеличению количества направленных (по сходству) и свободных ассоциаций. Вместе с тем в этих условиях у субъекта происходит снижение различных видов чувствительности; ухудшение внимания и показателей простых умственных действий, требующих концентрации внимания уменьшение количества направленных ассоциаций (по контрасту); снижение качества результатов при решении «абстрактных» проблем. Так же Обозов Н.Н. утверждает, что детальный анализ накопленных по этому вопросу данных говорит о том, что совместность пребывания вызывает совозбуждение субъектов, решающих индивидуальные задачи, что сказывается на динамике психических процессов и уровне проявления функций, а также способствует малоосознаваемому «сближению» субъектов в динамике психических процессов и функций, а также в оценках, мнениях, суждениях.

В условиях же второго уровня взаимосвязанности или «взаимовлияния» изменения в психических процессах и функциях по сравнению с индивидуальной деятельностью фиксируются по следующим параметрам: увлечение точности восприятия простых объектов (количество деталей, размер), а также восприятие времени, увлечение точности восприятия сложных объектов при длительной экспозиции, улучшение определения в объектах сходных элементов, но при этом, происходит ухудшение показателей в условиях «взаимовлияний» по параметру качества сложной интеллектуальной деятельности. Таким образом, усиление взаимной зависимости вызывает существенные изменения в психических процессах и функциях субъектов.

Важным условием более эффективной совместной деятельности является срабатываемость. Срабатываемость же определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения. То есть можно предположить, что срабатываемость зависит от уровня эмпатии. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001).

Кроме всего выше описанного, важно упомянуть, что эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической, где под «совместимостью» понимается многомерный и многоуровневый феномен внутригруппового взаимодействия и взаимоотношений, который отражает состояние взаимной удовлетворенности членов группы, в результате оптимального сочетания их индивидуально-психологических характеристик и межличностных ролей. И на основе совместимости и срабатываемости формируются различные стратегии поведения участников совместной деятельности (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001). Итак, в совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

    содействиекак действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

    противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;

    уклонение от взаимодействия, активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, и применяемый в практическом исследовании, описанном ниже, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:

    Сотрудничество— оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

    Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

    Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

    Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

    Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Подводя итог обзору литературы, посвященной феномену «совместная деятельность», кратко можем ее охарактеризовать как процесс группового достижения целей, где группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает существенные черты совместной деятельности. А на достижение положительных результатов совместной деятельности влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление являются условием успешного осуществления совместной деятельности.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск: СибГАФК, 2001.

    Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. - Новосибирск: НГУ, 1997.

    Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. - М., 2003.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., «Наука», 1975, с.124-135

    Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. - С.-П.: «Персей», 1997.

    Обозов Н.Н., Овчинникова В.С. Установка для исследования сенсомоторной совместимости. //Электроника и спорт.// - Л., 1968.

    Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989.

    Социально - психологические проблемы совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы международных Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев, 1992. Т. 2.

    Хрестоматия: Социальная психология в трудах отечественных психологов. - С. - П., 2000.

  1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов - на - Дону, 1992.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

В соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется пунктами 13 - настоящего Положения, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17 - настоящего Положения.

13. Активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.

14. При формировании финансового результата каждая организация-товарищ включает в состав прочих доходов или расходов прибыль или убытки по совместной деятельности, подлежащие получению или распределенные между товарищами.

15. Имущество, подлежащее получению каждой организацией-товарищем по результатам раздела в соответствии со статьей 1050 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении совместной деятельности, отражается как погашение вкладов, учтенных в составе финансовых вложений. В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности она включается в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата. Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

По принятому к бухгалтерскому учету после прекращения совместной деятельности амортизируемому имуществу начисление амортизации производится в течение вновь установленного срока полезного использования в соответствии с правилами, определенными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2689).

16. Бухгалтерская отчетность организацией-товарищем представляется в установленном для юридических лиц порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору о совместной деятельности. В бухгалтерском балансе организации-товарища вклад в совместную деятельность отражается в составе финансовых вложений, а в случае существенности показывается отдельной статьей. В отчете о прибылях и убытках причитающиеся организации-товарищу по итогам раздела прибыль или убыток включаются в состав прочих доходов или расходов при формировании финансового результата.

(см. текст в предыдущей редакции)

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в рамках раскрытия информации по отчетному сегменту о совместной деятельности организацией-товарищем показываются:

доля участия (вклад) в совместную деятельность;

доля в общих договорных обязательствах;

доля в совместно понесенных расходах;

доля в совместно полученных доходах.

17. При организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности.

Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются.

Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.

18. Имущество, внесенное участниками договора о совместной деятельности в качестве вклада, учитывается товарищем, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел, обособленно (на отдельном балансе).

Вклады, внесенные участниками совместной деятельности, учитываются товарищем, ведущим общие дела, на счете по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором.

В бухгалтерском учете приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д. Учет приобретения или создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядке вне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.

19. По окончании отчетного периода полученный финансовый результат - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) распределяется между участниками договора о совместной деятельности в порядке, установленном договором. При этом в рамках отдельного баланса на дату принятия решения о распределении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отражается кредиторская задолженность перед товарищами в сумме причитающейся им доли нераспределенной прибыли, либо дебиторская задолженность за товарищами в сумме их доли непокрытого убытка, причитающегося к погашению.

20. Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619; 2002, N 13, ст. 1179; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 2, ст. 160; N 27 (ч. I), ст. 2700).

21. Ликвидационный баланс составляется товарищем, ведущим общие дела, на дату прекращения договора о совместной деятельности. При этом причитающееся каждому товарищу по итогам раздела имущество учитывается как погашение его доли участия (вклада) в совместную деятельность.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то