Организация транспортных грузов на предприятии. Транспортное хозяйство предприятия

9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия

9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия

Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Классификация транспортных средств предприятий

Признак

Характеристика

1. Зона применения

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:
- железными дорогами;
- аэропортами;
- речными и морскими портами и др. предприятиями

1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного средства

2.1. Колесный транспорт:
- железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики;
- электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.

Рис. 9.4. Структура транспортной службы предприятия

Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Цехи -отправители

Сумма поступлений
грузов в цех
П (итог граф)

Цехи -получатели

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

Предыдущая

Данная работа показывает процесс организации транспортного хозяйства на предприятии. В работе приведен расчет необходимого количества транспортных средств для предприятия. Материалом курсовой работы послужили как печатные издания, так и некоторые внутренние документы предприятий.

Процесс изготовления продукции на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Это обусловливает большие затраты на транспортные работы, которые составляют 10-30% косвенных расходов в себестоимости продукции, а численность работников, занятых в транспортном хозяйстве, составляет около 12% общего числа рабочих. Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.

Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Все вышесказанное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы - «Организация транспортного хозяйства на предприятии».

Целью данной курсовой работы является объективное отражение всех аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

1. Освещение роли, задач и структуры транспортного хозяйства на предприятии.

2. Определение понятия грузооборота.

3. Организация расчета необходимого количества транспортных средств для предприятия.

4. Определение планирования и диспетчирования работы транспортных средств.

5. Освещение основных принципов и направлений совершенствования организации транспортного хозяйства и его технико-экономических показателей.

Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа построена следующим образом:

В первой главе работы содержится краткое описание теоретических задач, а также варианты организации структуры транспортного хозяйства на предприятиях в различных сферах деятельности.

Во второй главе приводится практическая работа организации диспетчерских служб на примере конкретного предприятия и планирования работы транспортного хозяйства в целом.

Задачи, функции и организация транспортного хозяйства.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Функции транспортной службы предприятия:

Разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

Планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

Планирование потребности в запчастях и их приобретении;
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

Обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

Организация осмотров и ремонта транспортных средств;

Организация безопасности движения;

Организация обслуживания транспортных средств;

Организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

1.2 Виды транспорта.

Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

  • доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
  • перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

  • межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),
  • внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

  • рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
  • безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
  • водный (морской, речной);
  • трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
  • специальный (технологический) транспорт;
  • подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

  • транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
  • транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

Подсистемы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга, что активно используется при генерации альтернативных вариантов организации поставок в технологических цепях предприятий. Именно затраты на хранение и транспортировку определяют выбор схем снабжения и сбыта, размещения производства, имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий (компаний). Они вместе выполняют важные функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях (от рабочего места до уровня компании) в сфере производства, снабжения и сбыта.

Назначение и состав транспортного хозяйства предприятия. Назначение транспортного хозяйства предприятия — полное удовлетворение потребностей подразделений предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это возможно только на основе интеграции технологических процессов транспорта и производства, согласования их графиков работы, правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок. Перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов являются основными функциями транспортного хозяйства предприятия. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Производственная деятельность предприятия требует физического перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие предметы материально-технического обеспечения). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, другие предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт. Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутризаводской транспорт, который включает межцеховой и внутрицеховой транспорт. Внутрицеховой транспорт подразделяется на межучастковый и внутриучастковый (межоперационный) транспорт.

На предприятии с общезаводских материальных складов в цехи должны доставляться сырье, материалы и комплектующие. Из цеха в цех по ходу технологического процесса должны перемещаться заготовки, детали и сборочные единицы. Из цехов на общезаводские склады готовой продукции должны вывозиться готовые изделия. Между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия должны перевозиться разнообразные грузы: отходы, рабочий и отработанный инструмент, агрегаты в ремонт и из ремонта, запасные части, порожняя тара, топливо и горюче-смазочные материалы и т. д. Для выполнения этих функций предназначен межцеховой транспорт. Внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки должны транспортироваться заготовки, детали, сборочные единицы и готовые изделия. Для выполнения этих функций предназначен межучастковый транспорт. Внутри каждого участка между рабочими местами должна осуществляться межоперационная транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий. Для выполнения этих функций предназначен межоперационный транспорт.

На предприятиях может применяться разнообразный парк транспорта. По видам транспорта различают рельсовый (железнодорожный узкоколейный), безрельсовый (автотранспорт. электротранспорт), водный (морской, речной), трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т. д.), специальный (технологический) транспорт и подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т. п.). По способу действия различают транспорт прерывного (например, электропогрузчики) и непрерывного действия (например, конвейеры); по направлению перемещения грузов — горизонтальный, вертикальный (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики) и наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры). Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские - транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании и предприятия транспорта общего пользования. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуют согласования: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки единого технологического процесса работы заводского и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов.

Часть внешних и все внутризаводские грузоперевозки осуществляются транспортом, принадлежащим предприятию. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности. Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт. Для внутрицеховых грузоперевозок используются разнообразные средства безрельсового электротранспорта и подъемно-транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт. Внешние и внутризаводские транспортные операции являются составной частью производственного процесса предприятия. Часто внутрицеховые (реже межцеховые) транспортные операции являются составной частью технологического процесса изготовления или сборки изделий, поэтому для их выполнения используются средства специального (технологического) транспорта (например, рабочие конвейеры на сборке).

Состав применяемых на предприятии транспортных и погрузочно-разгрузочных средств зависит от характера выпускаемой продукции, ее весо-габаритных характеристик, особенностей технологии, типа и масштаба производства. В единичном и серийном производстве в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т. д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства. В дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно-транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах на уровне производственного модуля, участка, цеха и завода создаются транспортно-накопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы-загрузчики, роботы-штабелеры, роботокары, поворотные столы-перегружатели, транспортеры и т. п.).

На заводах крупносерийного и массового производства не только для внутрицеховой, но и для межцеховой транспортировки на отдельных стадиях производственного процесса широко применяется специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При наличии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек пог- рузки-выгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных и других) применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, и т. д.).

Транспортное хозяйство предприятия включает общезаводское транспортное хозяйство и транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство). Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется. Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств специального (технологического) транспорта в цехах могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также выполнять общезаводские специализированные подразделения (например, подчиненные отделу главного механика) или ремонтные базы цехов (участки механиков цехов), осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.

Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электро- и автотранспорт предприятия. независимо от места его использования. концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки (заправки), технического обслуживания и ремонта. Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и т. д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и т. п.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.).

Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается, как правило, единый транспортный цех промышленного предприятия или дочернее транспортное предприятие промышленной компании. В их составе может выделяться ряд служб. Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах. Грузовая и коммерческая служба ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками. Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами. Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели. Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия (компании). При наличии на предприятии (в компании) централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав.

Организация я планирование транспортного обслуживания. Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот предприятия, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов. Грузооборот — количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузопоток — количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период. Грузооборот предприятия равен cyмме всех его грузопотоков. На основе данных об объеме грузов (в тоннах), перемещаемых на определенные расстояния (в километрах), определяется объем транспортной работы (в тонно-километрах). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него.

Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Целесообразно грузопотоки разного объема изображать линиями разной толщины, а грузопотоки разного наименования (различающиеся по составу перевозимых грузов) - линиями разного цвета. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения рациональной организации в пространстве. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние возвратные и встречные маршруты, сократить путь для отдельных грузов, проверить соответствие грузонапряженности отдельных транспортных путей их пропускной способное i и. Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузов по технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары.

В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно, их комбинированное использование. Разовые маршруты назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению. так по составу и количеству транспортируемых грузов. Постоянные маршруты назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Комбинированные маршруты представляют собой комбинацию различных постоянных маршрутов или их фрагментов, используемых для выполнения разовых и неповторяющихся заявок, имеющих общие (или достаточно близкие) направления и сроки доставки. Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршруты устанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними, когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой - без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Koльцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком. Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов). Маятниковые двусторонние маршруты более экономичны, так как исключают холостой пробег транспортных средств. Кольцевые маршруты более сложны по организации, чем маятниковые, но позволяют лучше использовать транспортные средства.

Грузооборот завода рассчитывается на основе шахматной таблицы, содержащей данные об объеме перемещаемых грузов и их отправителях (получателях), в качестве которых выступают отдельные цехи и общезаводские склады. На плане завода строится и анализируется схема заводских грузопотоков, которая показывает распределение и направление движения грузов по цехам и общезаводским складам. Аналогично строится и анализируется схема грузопотоков каждого цеха, показывающая трассировку маршрутов движения грузов по территории цеха, его участкам и кладовым, а также схема грузопотоков каждого общезаводского склада.

Номенклатура перевозимых на заводе грузов обычно включает три основные группы: сыпучие/навалочные грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т. д.), наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т. п.) и штучные грузы. В свою очередь, штучные грузы подразделяются на следующие группы:

  • длинномерные, длиной более 3 м (сортовой и профильный прокат, трубы, круглый лес, пиломатериалы и др.);
  • короткомерные, длиной до 3 м (заготовки, детали и пр.);
  • штучные массовые, весом до 50 кг (чушки, мелкие болванки, заготовки, детали и т. д.);
  • тарно-упако-вочные (контейнеры, ящики, кипы, бочки, рулоны и т. п.); тяжеловесные (оборудование, крупные слитки, поковки и др.).

Грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.

Схемы маршрутизации перевозок между цехами и общезаводскими складами устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков завода. На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов и выбранного типа транспортных средств рассчитывается потребность в транспортных средствах (например, в электрокарах).

В массовом и крупносерийном производстве грузопотоки являются относительно устойчивыми, что позволяет организовать грузоперевозки по постоянным маршрутам и работу транспортных средств по графику. За каждым маршрутом закрепляются постоянные транспортные средства (и водители), составляются постоянные графики-расписания работы на смену или сутки. В серийном производстве грузопотоки менее постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам. На основе текущего уточнения запланированных потребностей в услугах транспорта и разовых заявок цехов, складов, служб предприятия каждый день составляется сменно-суточное задание на следующий день, в котором указывается распределение транспортных средств по отдельным маршрутам, включая разовые. В мелкосерийном и единичном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков грузоперевозки организуются по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших от цехов, складов, служб предприятия заявок на перевозки. В соответствии со сменно-суточным заданием диспетчер выписывает водителям путевые листы или наряды. По отметкам в них грузополучателей и грузоотправителей о времени прибытия и убытия транспортных средств диспетчер ведет учет и контроль выполнения водителями сменно-суточных заданий.

Транспортное хозяйство предприятия осуществляет работы по обеспечению производства необходимыми материальными ресурсами (сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами, топливом и др.), перемещению грузов между цехами и складами, холодильниками, внутри цехов и складов, отгрузке готовой продукции. Операции по перемещению грузов, погрузке, выгрузке и складированию выполняются транспортными средствами, от правильного выбора, технического состояния и рациональной организации использования которых во многом зависит организация производства на предприятии. Транспортные средства обеспечивают тесную связь между поставщиками материальных ресурсов и предприятием, предприятием и потребителями продукции, создают условия для согласованной работы цехов, участков и рабочих мест, своевременной переработки сырья, сокращения длительности производственного цикла, эффективного использования оборудования и рабочей силы, своевременного обеспечения населения продукцией.

Задача транспортного обслуживания - бесперебойная транспортировка грузов при полной загрузке используемых машин, минимальной стоимости перевозок и механизации комплекса погрузочно-разгрузочных работ.

Весь используемый на предприятии транспорт классифицируется в целях выработки типовых схем его организации. По способу действия различают: прерывный, непрерывный; по видам - рельсовый, безрельсовый, водный, подземно-транспортный, специальный; по назначению - внешний, внутренний и межцеховой транспорт. Используют также группировку транспорта по направлению перемещения грузов. Структура транспортного состава зависит от характера производства.

В зависимости от сферы обслуживания транспорт подразделяют на внешний (общезаводской), межцеховой, внутрицеховой или внут-рискладской.

Внешний {общезаводской) транспорт связывает предприятие с поставщиками сырья, материалов и топлива, а также с покупателями готовой продукции. К нему относится железнодорожный (специализированные вагоны, рефрижераторы, цистерны), автомобильный (грузовой и специализированный - цистерны, рефрижераторы), водный и гужевой.

Межцеховой транспорт (малотоннажные автомобили, электротележки, транспортеры, подвесные пути, подъемники, трубопроводы) предназначены для перемещения грузов между цехами, холодильником и складами в пределах территории предприятия.

Внутрицеховой транспорт осуществляет перемещение грузов в пределах отдельных цехов, обусловленное технологическим процессом, а внутрискладской - приемку грузов, складирование для хранения и отпуск грузов в складских помещениях (электротележки, трубопроводы, подвесные пути, конвейеры, подъемники, штабелеукладчики, погрузчики, спуски, роликовые пути).

Организация транспортного обслуживания охватывает определение грузооборота и грузовых потоков, выбор системы перевозок и транспортных средств, расчет потребности в транспортных средствах. Рациональной считают такую организацию транспортного обслуживания, которая обеспечивает своевременность доставки грузов в необходимом количестве, без потерь, при сохранении его качества, с наименьшими транспортными расходами и затратами труда, с высоким коэффициентом использования транспортных средств.

Грузооборотом называется общее число грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (сутки, месяц, год). Общий грузооборот складывается из грузовых потоков.

Общий грузооборот предприятия включает грузооборот внешний и внутренний. Внешний грузооборот представляет собой количество грузов, поступающих на предприятие и отправленных с предприятия за определенный период (сутки, месяц, квартал, год) всеми видами транспорта. Внутренний грузооборот - это количество груза, перемещаемого на предприятии между цехами и службами за определенный период, а также внутри них. Грузооборот исчисляют в тоннах.

Грузовой поток - это количество груза, перевозимого за период определенными видами транспортных средств между конкретными пунктами погрузки и выгрузки.

Грузооборот и грузовые потоки служат для правильного выбора транспортных средств, расчета их количества по каждому виду груза, установления маршрутов и системы перевозок грузов.

Для удобства расчета грузооборота применяется специальная таблица, так называемая шахматная, состоящая из двух равновеликих частей, определяющих пункты (приемки-отгрузки), наименование и количество грузов (табл. 16.2).

Каждый груз имеет особенности перевозки, погрузки и выгрузки. Транспорт предприятия должен учитывать их, обеспечивать своевременное перемещение, без потерь - при рациональном использовании грузоподъемности и пробега.

Основную долю перевозок должны составлять постоянные маршруты по повторяющимся заявкам. Тогда можно планировать

Шахматная таблица расчета грузооборта

Пункт отправления

Пункт получения грузов

Подъездные пути

маршруты перевозок, обеспечивающие наилучшее использование грузоподъемности применяемого транспорта. Различают маятниковые и кольцевые маршруты. При маятниковой схеме перевозки ведутся между двумя пунктами. Они могут быть односторонними (транспортное средство движется порожним в хозяйство и затем вывозит груз), двусторонними (перевозка груза в обе стороны) и веерными (в течение суток транспортное средство поочередно делает несколько ездок для обслуживания различных пунктов). Кольцевая схема предполагает последовательное обслуживание нескольких пунктов с отправкой (приемом) грузов от одного пункта к другому. Схема кольцевых маршрутов может быть простой и сложной, с передачей грузов с одного кольца на другой.

Маршруты устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков завода. С учетом избранной схемы и объема перевозок по данной группе грузов определяют выбор транспорта (специальный, общего пользования) и расчет потребности в нем.

Число транспортных средств прерывного действия (автомобили, Ч тп) можно определить с учетом количества перевозимых за смену грузов ((? см), расстояния перевозки (Ь п), средней скорости движения (И д), времени на одну погрузочно-разгрузочную операцию (/ пр), грузоподъемности транспорта (д), коэффициента ее использования (К), продолжительности смены (Т см) и процента регламентированных внутрисменных потерь времени (заправка, зарядка, ремонт) Ц зр):

Если маршрут двусторонний, то число транспорта уменьшается пропорционально сокращению холостого пробега. При кольцевых перевозках дополнительно учитывают фактор числа погрузочно-разгрузочных пунктов (К пр):

где К нп - коэффициент неравномерности грузопотока.

Количество груза, перевозимого за смену, определяется по формуле

где?) г - грузооборот в год, т; К см - количество смен в сутки; Д р - число рабочих дней в году.

Все многообразие грузов, поступающих, перемещаемых внутри предприятия и отправляемых, классифицируют по признакам однородности, транспортабельности, маршрутам перевозок и видам транспортных средств.

При выборе транспортных средств по каждому грузовому потоку прежде всего учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные), вид упаковки (короба, ящики, бочки, фляги, контейнеры и пр.), массу груза, скорость и частоту подачи, маневренность транспортных средств.

Величина грузового потока, рассчитанная в тонно-километрах, зависит не только от объема груза, но и от расстояния, на которое груз перевозится. В свою очередь, грузовой поток и эффективность использования применяемых транспортных средств зависят от системы перевозок.

Внешние перевозки могут осуществляться транспортными средствами предприятия, транспортом поставщика или покупателей,

а также специализированным транспортом автобаз и железной дороги. В последнем случае предприятия заключают с транспортными хозяйствами договоры, представляют заявки на получение вагонов и автомашин.

Централизованная доставка сырья на предприятия и готовой продукции потребителям позволяет организовать доставку грузов по графику и в установленные сроки, устранить простои транспортных средств. Основанием для составления графиков служат данные о величине общего грузооборота, направлениях грузовых потоков, а также выбранные системы перевозок и маршруты.

При этом стремятся к тому, чтобы каждый маршрут обслуживался постоянными транспортными средствами и обслуживающими его рабочими, что уменьшает время на доставку и погрузочно-разгрузочные работы. По каждому маршруту с учетом расстояния, количества обслуживаемых объектов, грузоподъемности машин, времени погрузки или выгрузки рассчитывают общее организационно-техническое время доставки грузов, указывают время прибытия транспорта в пункт и остановки на погрузку (выгрузку).

Маршруты доставки готовой продукции определяют на основании заказов от получателей. Отдел сбыта сначала их обобщает, а затем при необходимости корректирует в соответствии с выпуском продукции и передает согласованные заявки в диспетчерский пункт автотранспортного предприятия. При этом учитывают возможности собственного автопарка по перевозке грузов, количество грузов по видам, то, на какие расстояния и в какие сроки их необходимо перевозить, возможные простои машин в ремонте или по причине бездорожья.

Для повышения эффективности использования автотранспорта (сокращения длительности пробега, уменьшения транспортных расходов), своевременной доставки сырья и продукции предприятия совместно с автотранспортными организациями разрабатывают оптимальные маршруты автомобилей с применением компьютерных программ и экономико-математических методов. Организация работы собственного автотранспорта во многом зависит от профилактики технического состояния и сокращения времени простоя машин в ремонте, четкости диспетчерского управления, заблаговременной подготовки транспортной и грузовой документации, создания достаточного фронта погрузочно-разгрузочных работ, их механизации, обеспечения надлежащего технического состояния весового хозяйства.

При перевозке грузов по железной дороге предприятия представляют в управление железных дорог заявки с необходимыми расчетами и обоснованиями на перевозку сырья и продуктов.

После их рассмотрения и согласования с предприятиями управления устанавливают среднесуточный план подачи вагонов в конкретные пункты погрузки и выгрузки. Если у предприятия имеются собственные тяговые средства, то железная дорога выставляет вагоны на подъездной путь, и дальнейшее маневрирование на нем производится силами предприятия. Вагоны до их разгрузки осматриваются представителем предприятия и железной дороги, затем после их принятия взвешиваются, подаются к местам разгрузки, после чего разгруженные вагоны сдаются железной дороге. Обо всех обнаруженных при приемке вагонов недостатках составляется акт. При простое вагона сверх обусловленного срока предприятие выплачивает штраф.

Для отправки готовой продукции предприятие за день до отправки подает железнодорожной станции заявку на подачу порожних вагонов. Не позднее чем за два часа станция должна сообщить предприятию о времени подачи вагонов. После загрузки в соответствии с грузоподъемностью вагоны взвешиваются на вагонных весах, пломбируются и вместе с сопроводительными документами сдаются железной дороге.

Организация меж- и внутрицехового транспорта непосредственно связана с организацией производственного процесса изготовления продукции.

Для рациональной расстановки оборудования применительно к проблеме транспортировки материалов следует предусмотреть соблюдение следующих условий:

  • проходы должны быть такими, чтобы можно было безопасно пользоваться новейшими типами транспортных средств;
  • первые производственные операции следует разместить как можно ближе к месту поступления материалов и подавать их сразу после приемки;
  • предметы труда должны переходить без промежуточного оседания от одного рабочего места к другому;
  • материалы, требующие промежуточного хранения, следует транспортировать крупными партиями в соответствующей таре (контейнеры, бункеры);
  • в целях экономии площади пола для перемещения материалов необходимо пользоваться подвесными транспортными средствами или надземными емкостями;
  • следует непрерывно удалять отходы во время производственного процесса, чтобы не допускать излишних накоплений их в местах перегрузки и транспортировки;
  • упаковывание продукции по возможности организовать в месте завершения производственных операций, избегать переупаковывания в другом месте;
  • межцеховое перемещение материалов следует осуществлять стандартными партиями в контейнерах;
  • на приемно-отгрузочных площадках целесообразно предусмотреть углубленные пути, чтобы подъемно-транспортные средства могли въезжать на грузовые машины или в товарные вагоны.

При выборе внутризаводских транспортных средств особое внимание уделяют обеспечению комплексной механизации труда, его облегчению на тех участках, где преобладают ручные, многократно повторяющиеся подъемно-транспортные операции.

Для перемещения и штабелирования грузов на рабочих местах производственных участков для разгрузки автомашин и вагонов следует предусматривать по возможности применение вилочных электропогрузчиков. Вместе с тем, при выборе системы транспортировки материалов надо учитывать допустимую нагрузку полов, высоту помещения, размеры дверей, мощности подъемников, изменения вида перемещения материалов по стадиям производственного процесса (непрерывная или прерывная транспортировка насыпных, жидких, штучных материалов).

Для рациональной организации транспортного обслуживания необходимо систематически изучать грузовые потоки, устанавливать оптимальные маршруты, устранять встречные и холостые пробеги транспорта, повышать коэффициент использования их грузоподъемности, сокращать время на погрузку и выгрузку, механизировать погрузочно-разгрузочные операции, применять прогрессивные виды тары, контейнеризацию и бестарное хранение грузов, осуществлять правильную эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств.

Потребность в транспортных средствах (непрерывного и периодического действия) определяют отдельно для внутризаводских и внешних перевозок грузов. Основными данными для расчета являются грузооборот и грузовые потоки, расстояние между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, скорость движения, фонд времени работы за период, продолжительность одного рейса, системы доставки грузов.

Потребность в транспортных средствах непрерывного действия (элеваторы, конвейеры и др.) (Анд) рассчитывают исходя из массы перевозимого груза 0 за смену, часовой производительности транспортного средства (П ч) и фонда времени работы за смену (Ф см)."

П ч =3,6д~,

где д - масса единицы штучного груза, кг; у с - скорость движения транспортера, конвейера, м/с; / - расстояние между двумя смежными штучными грузами на транспортере, конвейере, м.

Потребность в транспортных средствах периодического действия (автотранспорт, электротележки и др.) (УУ НД) определяют исходя из массы перевозимого груза (?)) за сутки, паспортной грузоподъемности транспортных средств Г, коэффициента использования грузоподъемности (К) в зависимости от характера грузов, продолжительности одного рейса (Т Р) и фонда времени работы транспорта за сутки

Продолжительность одного рейса (Т р) рассчитывают исходя из расстояния между пунктами отправки и назначения (2"), скорости движения машины с грузом (у г) и без груза (у 0) времени погрузки (/ п) и выгрузки (/ в) с учетом времени на оформление сопроводительных документов.

Тр=-+-+(? п +0-

Если по условиям эксплуатации предусмотрена временная остановка транспорта (например, зарядка аккумуляторов, заправка машин горючим и пр.), то эта величина простоя транспорта отражается на уменьшении фонда времени работы (Ф с - Т [|р), а потребность в транспорте увеличивается.

Потребность в специализированных вагонах, а также в железнодорожных цистернах рассчитывают исходя из объема перевозок (за месяц, квартал), грузоподъемности вагонов и коэффициента их загрузки, продолжительности одного оборота вагона в сутках и фонда времени в сутках за период (месяц, квартал). При этом продолжительность одного оборота зависит от расстояния доставки, скорости движения, простоев вагонов под погрузку и выгрузку, при формировании состава, на промежуточных станциях и т.п.

После определения потребности в транспортных средствах необходимо предусмотреть улучшение технико-экономических показателей их использования (скорости движения, коэффициентов использования, грузоподъемности, пробега и рабочего времени машин, технической готовности, трудоемкости и себестоимости транспортных работ.

Скорость движения транспортных средств характеризуется технической и эксплуатационной скоростью. Техническая скорость представляет собой отношение длины пройденного пути ко времени, затраченному непосредственно на движение, а эксплуатационная - отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом всех простоев транспортных средств. Чем меньше разница между ними, тем лучше используются транспортные средства.

К, определяется отношением массы перевезенного груза 0 к паспортной грузоподъемности Г, умноженной на количество выполненных рейсов:

К, = я((?/Г п).

На его величину влияют характер перевозимого груза, применяемая тара, неравномерность подачи сырья и материалов.

К пр представляет собой отношение длины пробега автомобиля с грузом I к общей длине пробега:

Величина этого коэффициента увеличивается, если применяют кольцевую систему перевозок, а также если при обратном возвращении транспорта он полностью или частично загружается другим грузом.

Коэффициент использования рабочего времени машин определяют из отношения фактического числа рейсов к нормированному или отношения полезного времени работы машины к календарному. Величина этого коэффициента зависит от затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы, простоев из-за технических неполадок, при ремонте или из-за бездорожья, отсутствия водителей, несвоевременного снабжения топливом, запасными частями и т.д.

Коэффициент технической готовности рассчитывается, исходя из отношения технически исправных и готовых к эксплуатации машин к их списочному парку. Величина его зависит от срока службы и технического состояния машин. Он выше на предприятиях, где правильно организована система технического обслуживания и ремонта, своевременного списания устаревших машин и замены их новыми.

Трудоемкость транспортных работ определяет затраты труда на обслуживание транспортных средств и погрузочно-рагзрузочные работы, приходящиеся на единицу массы груза (по категориям грузов и видам транспортных средств). Эта величина зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности и скорости движения транспортных средств, организации перевозок грузов.

Себестоимость перевозок рассчитывают отдельно для доставки грузов централизованным и собственным транспортом предприятия по каждому виду транспорта, груза и грузовому потоку. Себестоимость перевозки 1 т или 1 т-км определяют из отношения суммы общих затрат по смете к массе перевозимого груза в тоннах или объему перевозок в тонно-километрах.

В себестоимость перевозки грузов централизованным транспортом включают плату по тарифам на перевозку грузов различного класса в зависимости от расстояния их доставки, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, а при использовании специализированного транспорта (автоцистерны, изотермические вагоны, авторефрижераторы и др.), кроме того, - надбавки к тарифу на перевозку этим транспортом.

При перевозке грузов собственным транспортом себестоимость складывается из затрат на содержание и эксплуатацию транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы. В затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств входят переменные расходы, зависящие от расстояния доставки грузов (заработная плата шоферов, стоимость горючего и смазочных материалов, амортизация и текущий ремонт транспорта и др.), и постоянные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, затраты на содержание, текущий ремонт и амортизацию зданий и сооружений, подъездных путей и дорог, водоснабжение и канализацию, конторские расходы и др.). Затраты на погрузочно-разгрузочные работы состоят из заработной платы грузчиков, расходов на материалы, содержание, текущий ремонт и амортизацию погрузочно-разгрузочных механизмов, контейнеров, поддонов и других технических средств, используемых для погрузки и разгрузки.

Для расчета потребности в транспорте и последующей организации его работы на предприятии следует рассчитать грузооборот, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Потребность в транспорте непрерывного действия (транспортер, конвейер) (Ч тн) определяется из величины грузового потока за час (?),) пропускной способности средств в час при перемещении грузов

Расходы на перевозку грузов включают заработную плату водителей и грузчиков с отчислениями на социальные нужды, расходы на ремонт и техобслуживание, на топливо и горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления.

При планировании транспортного обслуживания рассчитывают грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных, ремонтных работ, количество транспорта, численность работающих, размер оплаты труда, потребность в топливе и составляют смету расходов на перевозки. Объем плановых расчетов определяют масштабами перевозок и структурой парка машин. Для оценки эффективности транспортного обслуживания определяется себестоимость перевозки 1 т груза и 1 т-км (табл. 16.3).

Таблица 16.3

Себестоимость перевозки 1 тонны груза и 1 тонно-километра

измерения

Горюче-смазочные материалы

Амортизация

Перевезено грузов

Общий пробег

Себестоимость

Для проведения расчетов ежемесячно делают сводку количества перевезенных грузов, величины пробега и текущих расходов. На эффективность работы транспорта влияют срок его эксплуатации, техническое состояние, норма суточного пробега, скорость, качество шин, состояние дорог, время года, прочие факторы. Поэтому применяют ряд дополнительных показателей оценки уровня организации транспортного обслуживания: скорость движения, использование грузоподъемности, величину пробега и рабочего времени.

При определении скорости движения машин различают техническую (У Т) и эксплуатационную (У э) скорость, которые рассчитывают по формулам:

где Ь р - расстояние между пунктами, км; Т Д]1 - время движения от одного пункта до другого, часов; Т сп - время стоянок на промежуточных пунктах, часов; Т снк - время стоянки на начальных и конечных пунктах, часов.

Коэффициент использования грузоподъемности транспорта К ит определяют из отношения массы одновременно перевозимого груза (0 и грузоподъемности транспорта

Коэффициент использования пробега (К ип) определяют из соотношения пути с грузом (Ь Т) и без груза (Ь бТ):

Коэффициент использования рабочего времени (К^) транспорта рассчитывают по фактическому времени работы (Т тф) и календарному (Т тк):

Чем ближе значения технической и эксплуатационной скорости, тем эффективнее используется сменное время, меньше требуется транспортных средств, ниже себестоимость перевозок. Аналогичное воздействие оказывает улучшение использования грузоподъемности транспорта, пробега и рабочего времени.

Оперативное регулирование работы транспорта заключается в составлении программ перевозок и заданий, включая погрузочно-разгрузочные работы, выписки заявок, маршрутных листов, накладных учета проведенных работ.

Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают влияние и на ход производственного процесса, и на себестоимость продукции. От работы транспорта зависят:

1) ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск готовой продукции;

2) время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла;

3) затраты на содержание транспортного хозяйства составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции.

Основными задачами организации транспортного хозяйства являются:

1) своевременная и бесперебойная доставка грузов;

2) наиболее полное использование транспортных средств;

3) сокращение времени и затрат на транспортировку.

Для решения этих задач создается транспортное хозяйство (рисунок 10.1).

Рисунок 10.1 - Структура транспортной службы предприятия

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, начальник которого подчиняется заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжению, транспорту).

В состав транспортного отдела входят бюро:

1) планово-диспетчерское бюро;

2) планово-нормативное бюро;

3) техническое бюро;

4) бюро учета.

Основными функциями транспортной службы предприятия являются:

1) перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции;

2) планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

3) оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

4) обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

5) организация технического обслуживания и ремонта транспорта;

6) организация приобретения новых транспортных средств, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Транспортное хозяйство завода включает в себя:

Транспортные средства завода, осуществляющие внешние и внутренние перевозки;

Устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские).

Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (рисунок 10.2).

Рисунок 10.2 – Классификация транспортных средств предприятия

По способу действия различают следующие виды транспортных средств:

1) непрерывные транспортные средства – массовое и крупносерийное производство;



2) прерывные транспортные средства – единичное и мелкосерийное производство.

По характеру перемещения грузов непрерывные транспортные средства подразделяются следующим образом:

1) конвейеры;

2) гравитационные транспортные средства;

3) специальный транспорт.

По характеру перемещения грузов прерывные транспортные средства подразделяются так:

1) железнодорожные транспортные средства;

2) безрельсовые транспортные средства;

3) подъемно-транспортное оборудование

Различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов. Внутренняя транспортировка подразделяется на межцеховую и внутрицеховую. Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу (таблица 10.1).

Таблица 10.1 – Виды транспортировок грузов



Маршруты движения транспортных средств предприятия могут быть двух видов (рисунок 10.3):

2) кольцевой маршрут.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть:

Односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую - без груза;

Двухсторонними - грузы транспортируются в обоих направлениях;

Веерными.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза.

Рисунок 10.3 – Маршруты движения транспортных средств на предприятии

Для правильного и бесперебойного перемещения грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи и транспортный цех необходимым числом транспортных средств. Потребность в определенных видах транспортных средств определяется путем расчета следующих показателей:

1) номенклатура транспортируемых грузов;

2) грузовой поток;

3) грузооборот цеха и предприятия.

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки.

Грузооборот - количество грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.

Грузооборот предприятия рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости. Она дает наглядную картину грузооборота и служит для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (таблица 10.2).

Таблица 10.2 – Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

Получатель Отправитель
Железнодорожная станция Общезаводской склад Цех 1 Цех 2 Цех 3 Склад отходов Итого отправлено
Железнодорожная станция - 10 000 - - - - 10 000
Общезаводской склад 7 500 - 2 000 8 000 - - 17 500
Цех 1 - - - 1 500 - 2 000
Цех 2 - - - - 7 500 2 000 9 500
Цех 3 - 7 500 - - - - 7 500
Склад отходов - - - - - - -
Итого получено 7 500 17 500 2 000 9 500 7 500 2 500 46 500

В шахматной ведомости отражаются все перемещения грузов:

По вертикали перечислены цехи-отправители и склады (железнодорожная станция);

По горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады (железнодорожная станция).

Таким образом, каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов.

Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок, по каждой группе грузов выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них.

Количество транспортных средств непрерывного действия n н (ед.) определяется по формуле:

,

где Q сут – суточный грузопоток, т;

P сут – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность транспортного оборудования Р сут (т) рассчитывается по формуле:

,

где F сут – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин.;

Т ц – длительность цикла транспортировки (время погрузки, время пробега и время разгрузки), мин.

Планирование работы транспортного хозяйства предполагает три уровня:

1) технико-экономическое планирование;

2) оперативно-календарное планирование;

3) диспетчеризация.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. При этом определяются показатели:

1) грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ;

2) потребность в транспортных средствах;

3) потребность в кадрах и фонды заработной платы;

4) потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах;

5) объемы ремонтных работ и потребность в запасных частях;

6) цеховые расходы.

Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг.

Себестоимость транспортных услуг складывается из двух показателей:

Себестоимость транспортировки 1 т груза;

Себестоимость погрузки и выгрузки 1 т груза.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) работы транспортного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа производства организация и сменно-суточное планирование транспортных работ изменяются (таблица 10.3).

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчеризация транспортной работы заключается в следующем:

1) составление графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов;

2) оперативное регулирование;

3) оперативный контроль их выполнения.

Таблица 10.3 – Особенности организации ОКП на предприятии

Тип производства Характеристика грузопотоков Формы организации оперативно-календарного планирования
1 Массовое и крупносерийное производство Грузопотоки являются относительно устойчивыми. Перевозка грузов организуется по постоянным маршрутам, а работа транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).
2 Серийное производство Грузопотоки менее устойчивы, чем в крупносерийном и массовом. Перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов. На основе чего диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день. В нем указывается, как распределяются транспортные средства по отдельным участкам работы и разовым маршрутам.
3 Единичное и мелкосерийное производство Устойчивые грузопотоки отсутствуют. Перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. ОКП осуществляется как в серийном производстве.

Решение задачи повышения эффективности производства требует совершенствования организации транспортного хозяйства предприятия. Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

1) механизация и автоматизация транспортных операций;

2) использование унифицированной тары;

3) внедрение единой производственно-транспортной технологии;

4) специализация средств межцехового транспорта исходя из перевозимых грузов;

5) широкое внедрение контейнерных и пакетных перевозок;

6) внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

К основным показателям работы транспортного хозяйства относятся:

1) коэффициент использования парка транспортных средств по времени - число часов фактической работы парка к фонду рабочего времени парка;

2) коэффициент использования пробега - пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком;

3) коэффициент использования тоннажа - фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженную на число поездок;

4) себестоимость 1 машино-часа работы и простоя;

5) расход энергии (топлива);

6) расход смазочных и обтирочных материалов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то