Правильная выкладка обуви. Основные принципы мерчандайзинга обуви

Экономические науки / 6.Маркетинг и менеджмент

Магистр экономики Смагулова Ж.Б.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Казахстан

Основные принципы мерчандайзинга обуви

Мерчандайзинг - комплекс мероприятий в магазинах, направленных на привлечение внимания покупателей к товару или группе товаров.

Если первоначально мерчандайзинг наиболее серьезно использовался в продуктовых магазинах, то сегодня к нему активно прибегают и промтоварные торговые предприятия.

Обувной мерчендайзинг предполагает структуризацию размещения обуви в магазине по стилю / функциональности (спортивная, casual, офисная, пляжная, домашняя и т.п.), по цвету, по цене, по маркам, по размеру, не говоря уже о разделении обуви на мужскую, женскую и детскую. Отдельно, вне зависимости от выбранной классификации обуви, принято выделять новую коллекцию.

Выкладка обуви по маркам, с одной стороны, помогает людям, которые уже нашли «свою» марку обуви, сориентироваться в магазине; а с другой – сдерживает интерес покупателей к другим маркам: если человек уже выбрал обувь той марки, что покупает обычно, то зачем ему смотреть на что-то другое? Чтобы избежать такой проблемы, в обувных магазинах принято в разное время продажи коллекции комбинировать разные типы выкладки.

Выкладка по цвету особенно актуальна для тех торговых предприятий, где в одном торговом зале продается и одежда, и обувь: это помогает покупателям подобрать обувь к одежде и наоборот. Однако все чаще такой подход используют и в обувных магазинах – по аналогии с зарубежными торговыми предприятиями.

Обувной ряд должен открываться светлой обувью, а заканчиваться темной, следующий ряд – начинаться темной, а заканчиваться светлой обувью. Многое зависит от освещенности – там, где больше света, должна быть более темная обувь, и наоборот

Выкладку по цене имеет смысл комбинировать с другими вариантами представления обуви в период распродаж, сезонных скидок. И, наконец, все направления можно комбинировать или чередовать в зависимости от сезона, от коллекции. Даже при наличии в магазине разных отделов (мужская, женская, детская обувь) в каждом из них можно использовать разный принцип выкладки.

При ассортиментной коллекции класса бридж (средний ценовой уровень) необходима трехуровневая презентация обуви. Верхний уровень торговых полок заполняется особо модными моделями, продающихся по достаточно высокой цене, со средне-высоким и высоким каблуком. Эти полки «предназначены» для покупателей, которые хорошо осведомлены о последних модных тенденциях, уверены в себе и хотят это продемонстрировать окружающим. Средний уровень торговых полок принято называть «золотой полкой». «Здесь мы выкладываем самый коммерчески успешный товар. О психографическом портрете потребителя можно сказать следующее: он ориентируется на свое окружение, готов платить за удобство, стиль, следит за модой и предпочитает среднюю высоту каблука

На нижний уровень торговых полок обычно выставляется удобная обувь на низком каблуке или без каблука. Такая обувь важна для покупателя, привыкшего к комфорту, универсальности, консервативности.

Выкладка обуви, вне зависимости от выбранного принципа, должна меняться не реже 1 раза в две недели. Периодичность изменения выкладки зависит от следующих факторов:

· Особенности расположения магазина: активная пешеходная зона или проезжая часть, центр города или «спальный район», «транзитный» покупатель или постоянный, наличие уличной витрины и т.п. Понятно, что в спальном районе, при большом количестве постоянных посетителей выкладку надо менять чаще;

· Насколько часто поставляются новые коллекции. В связи с тем, что новым коллекциям традиционно отдается лучшее место в магазине и остальной товар вынужден «потесниться», при частых поставках и выкладка меняется чаще. Но и в промежутках между поставками необходимо создать иллюзию появления новых моделей: следует перемещать обувь в торговом зале, чтобы все модели оказались на лучшем месте и смогли заинтересовать покупателя. Более того, модели, которые являются топовыми на данный момент, выявляются постепенно, при заказе коллекции мы не можем гарантировать, что она произведет фурор, поэтому при определении на основе продаж уверенных лидеров коллекции, выкладка в магазине также меняется;

· Погода заметно влияет на выкладку весной и осенью, когда резко меняется температура, выпадают осадки;

· Насколько распроданы коммерческие модели, насколько полно представлен размерный ряд. Если в размерном ряду есть значительные бреши, то потребитель начинает скучать в торговом зале: в этом случае выкладку следует пересмотреть немедленно. Иногда, чтобы оживить торговый зал, достаточно поменять цветовой акцент.

Если магазин ориентирован преимущественно на молодёжь, яркие и недорогие образцы следует помещать на видное место. Молодым людям нравится яркое оформление торгового зала, звучание современной музики, акцент на знаменитые в молодёжных кругах бренды. Желательно, чтобы в магазине работали молодые и общительные продавцы и продавщицы
Для покупателей среднего возраста нужно делать акцент на модели среднего же ценового сегмента, это должны быть современные, но спокойные, не экстремальные образцы. Покупатели среднего возраста обращают внимание на оформление магазина, оно не должно быть дешёвым. Их прежде всего интересует информация, поэтому ценники должны быть подробными, а продавцы квалифицированными.
Людей, которым за сорок, интересуют дорогие модели премиум-класса. Того же класса должна быть и отделка магазина, и уровень продавцов. Образцы должны быть солидными, тяготеть к классике. Желательно, чтобы в магазине не было суеты и скопления людей, очередей.

Таким образом, мы можем объединить советы по мерчандайзингу обуви в нижеследующее:

1. Очень важна чистота магазина, поэтому полки, а также обувь на этих полках не должны быть пыльными.

2. Обувь лучше всего расставлять по группам: мужская и женская, классическая и спортивная, в зависимости от сезонности, акционные предложения и т.д

3. Товар, выставленный на полках, не должен выстраиваться в одну прямую линию по вертикали.

4. Более дорогую обувь лучше всего выставлять на уровне глаз покупателя и в центре полки. Обувь подешевле можно разместить на полках ниже.

5. В выставлении обуви надо учитывать так называемый принцип треугольника. Возьмем, для примера, две полки -одну под другой. На вышестоящей полке находятся две пары обуви. Это два угла треугольника. Третий, нижний угол треугольника должен располагаться на нижестоящей полке. Третий нижний угол - это другой бренд, который для магазина важнее первых двух.

6. В выкладке обуви цвет должен быть либо последовательным (то есть соблюдаться определенный ритм, например от светлых тонов к темным или от холодных оттенков к теплым), либо этот ритм надо перебивать яркими пятнами. Яркая обувь сама по себе привлекает внимание, поэтому ее можно разместить на нижних полках, либо в начале любой другой полки.

7. Перед каждым выставлением обуви необходимо определить, где вы хотите сделать основной акцент. Акцент -это фокусная (фокальная) точка, часть выставки или композиции, которая крайне важна для магазина. Эта точка наиболее заметна в магазине и больше всего притягивает взгляд покупателя.

8. Стойки и аксессуары не должны отвлекать внимание потребителя от главного объекта. Поэтому полки под обувь рекомендуется делать из матового стекла с местной подсветкой, желательно снизу полки.

9. Обувь среднего ценового сегмента может располагаться на полках плотнее друг к другу. Обувь более высокого ценового сегмента должна располагаться свободнее.

10. Для акцентирования внимания и лучшей ориентированности покупателя рекомендуется использовать POS-материалы – т.е. материалы, которые позволяют выделять товарные зоны, акционный товар, новый товар и т.д. Это могут быть плакаты, вывески, рамочки, вобблеры и др.

Частые ошибки ассортимента:
1) Небольшой ассортимент как в плане количества моделей, так и в плане размеров;
2) Отсутствие обуви на маленькую и узкую, либо наоборот, большую и широкую стопу, обуви для проблемных и больных ног;

3) Часто наблюдаемая ошибка, особенно в недорогих обувных бутиках – монотонность, которая просто «убивает» этот товар, т.к. не дает покупателю увидеть отдельные модели и получить полное представление об ассортименте.

Существует несколько способов избежать монотонности.

Первый способ: группировать товар, и пространственно выделить каждую группу.

Второй способ. Использовать эффект LIM («Less is more» - «меньше – значит больше»). Его открыл немецкий психофизиолог Арнд Трайндл, автор книги «Нейромаркетинг». Суть сводится к следующему: часто, стремясь представить весь ассортимент, продавцы пытаются выставить на полку максимум имеющегося товара. Этот прием хорошо работает там, где есть большой поток покупателей, а ценовой сегмент средний или невысокий – в супер- и гипер-маркетах (кто-нибудь что-нибудь да возьмет). В fashion бизнесе, напротив – такое расположение «убивает» товар. Это связано с тем, что когда товар представляется сплошной массой, покупателю трудно выделить для себя что-то конкретное.

В основе эффекта LIM – особенности функционирования психики человека. Дело в том, что наше внимание способно удержать одновременно 7 плюс-минус две единицы информации. То есть если на полке представлены 5-7 моделей, покупатель заметит их все. Если 8-9, то возможно да, а возможно уже и не в полном объеме (в зависимости от тренированности внимания и памяти). А вот уже из 10-11 - ему надо выделять те самые 5-7, которые он способен охватить вниманием. Внимание при этом рассеивается, а психика быстро утомляется, в результате человеку хочется побыстрее покинуть магазин.

Литература :

1. http://www.retail-tech.ru/fashion/articles/1704/28592/

Путешествие обуви по торговому залу... Мацкивская Ю. Сентябрь 2005 года

2.http://www.pos-material.ru/index.php?act=cat&right=3&n=1

3. Мерчандайзинг обуви. Олещенко Ю.В Журнал "Товарный рынок"
Январь-февраль 2012 г

4.Искусство торговать или секреты мерчандайзинга Семин О.А. – Дело и Сервис, 2006

5.Федько В.П., Бондаренко А.В. Мерчандайзинг и сэмплинг. – Москва – Ростов-на-Дону, 2006

Для того чтобы увеличить продажи в вашем магазине, нужно приложить все усилия, для создания наиболее благоприятных условий. Одним способом для создания этих условий для повышения сбыта товара, является грамотный мерчандайзинг. Мерчандайзинг – это "комплекс мер по стимулированию и увеличению продаж", также он является искусством сбыта, или маркетингом в стенах магазина, так говорил Уильям Уэллс. Он в настоящее время используется практически во всех видах торговли, и в том числе в обувных магазинах. В связи с распространенным использованием этой науки, появилась должность мерчандайзер, и практически в каждом магазине в штате есть такой сотрудник, также написано огромное количество литературы на эту тему и проводятся различные семинары с последующим обучением. Мерчандайзинг является способом общения между магазином и покупателем. Самое важное – это правильно организовать торговое пространство. Главные вопросы, которые возникают при этом, в каком порядке находится торговое оборудование и выкладка товара? И думают ли сотрудники магазина о покупателях? В обувных магазинах - это особенно актуально. Так как коллекции меняются очень часто и покупателей довольно таки много, а товар имеет похожий вид. «Мерчендайзинг – это не только проверенная и эффективная схема расположения товара или психологическая система воздействия на покупателей, но и элемент продвижения товара, ведь мерчендайзинг – это тот ресурс, на котором строится динамика повышения оборота». Нужна ли должность мерчандайзера, решается в каждом магазине в отдельном порядке, по желанию руководства. Конечно, в некоторых магазинах продавцы выполняют его обязанности, но максимум что они делают, просто выкладывают товар на полки. А при работе мерчандайзера обеспечивается такая выкладка товара, при которой покупатель без проблем находит нужную ему покупку. Также в обувном магазине нужно самим выбирать правильное место расположение товара для увеличения продаж, так как производитель обуви не диктует, в какой зоне он должен находиться, в отличие от продовольственных производителей.

Каждой туфельке свое место

Мерчандайзинг в обувном бизнесе имеет особенно сложную выкладку, так как обувь, нужно расположить по стилю, цвету, размеру, по функциональности, (т.е. разделяются на спортивную, пляжную, офисную, casual, домашнюю и т.д.), также по маркам, цене. Не говоря уже о разделении на женскую, мужскую и детскую. Как уже говорилось, в каждом магазине своя политика расположения обуви. Если вспомнить года перестройки, в основном обувь располагалась по размерам. Но при этом покупатель направляется сразу к той обуви, за которой пришли, не рассматривая других вариантов. Тем более это унижает людей с нестандартным размером ноги, и наверняка в другой раз такие покупатели обойдут ваш магазин стороной. Также не совсем правильно расставлять обувь по маркам. Просто, когда человек идет за определенным брендом, он направляется к нему, не замечая остального разнообразия товаров. Выкладка по цвету актуальна в магазинах, где продается и обувь и одежда, чтобы можно было быстрее подобрать обувь под цвет одежды. Также эту методику используют при подражании зарубежным магазинам. По цене можно расставлять обувь при различных распродажах, акциях и сезонах скидок. И конечно можно соединять или чередовать разные направления в период сезонных распродаж и выходов новых коллекций. В таких отделах, как мужской, женский и детский можно также экспериментировать с разными принципами выкладки.

Что нужно для успешного мерчандайзинга

Для успешной выкладки обуви мерчандайзер, должен понять модное направление сезона: какой цвет, каблук, модель, материал актуален именно в этот момент. Для этого нужно чтобы мерчандайзер чувствовать и понимать покупателя. Например, при ассортиментной коллекции класса бридж (средний ценовой уровень) необходима трехуровневая презентация обуви. Верхний уровень торговых полок заполняется особо модными моделями, продающихся по достаточно высокой цене, со средневысоким и высоким каблуком. Эти полки «предназначены» для покупателей, которые хорошо осведомлены о последних модных тенденциях, уверены в себе и хотят это продемонстрировать окружающим. Средний уровень торговых полок принято называть «золотой полкой». Здесь выкладывается самый коммерчески успешный товар. О психографическом портрете потребителя можно сказать следующее: он ориентируется на свое окружение, готов платить за удобство, стиль, следит за модой и предпочитает среднюю высоту каблука. На нижний уровень торговых полок обычно выставляется удобная обувь на низком каблуке или без каблука. Такая обувь важна для покупателя, привыкшего к комфорту, универсальности, консервативности. Когда с покупателем налажена коммуникативная связь при помощи презентации товара, необходимо сосредоточиться на зрительном формировании экспозиции. В мерчендайзинге существует закон оптимальной протяженности зрительного контакта, при котором фейсинг мелких товаров на торговой полке короче 40 см неэффективен. Исходя из этого, модели обуви класса бридж целесообразно объединять в группы по 2-3 образца, при этом количество блоков на одной торговой полке не должно превышать 5-9 единиц: исследования показали, что человеческий глаз способен зафиксировать в большом ряду однотипных товаров от 2 до 9 объектов. Шаг групп может варьироваться от 0,20 до 0,40 м. В блоках обувь должна соединяться некоторыми признаками: единая конструкция, похожая или различная носочная часть, одинаковая высота каблука, цвет – контрастный либо нюансный и т.п. Чтобы не допустить монотонности в презентации товара, используется так называемый «параллельно-перпендикулярный» способ выкладки. В такой ситуации блоки обуви, чередуясь, выставляются либо параллельно, либо перпендикулярно краю торговой полки. Ракурс моделей для блоков подбирается исходя из конструктивных особенностей обуви (конструкция, фурнитура, отделка).

Мерчандайзинг является одновременно наукой и искусством. Посещая изобилующие товаром супермаркеты, многие не подозревают о гигантской работе, проделанной маркетинговыми службами торгового заведения. Это философия грамотных продаж, работающая одновременно на потребителя и продавца.

Мерчандайзинг – составная часть маркетинга. Термин «merchandising» означает деятельность, связанную с продвижением продукции и товарных брендов на региональных рынках, методику ведения продаж крупными розничными предприятиями сферы торговли. Для оптовых баз данное понятие неприменимо.

Идея состоит в создании условий, способствующих привлечению клиента к товару, приводящих к совершению незапланированных покупок. Серьёзные предприятия розничной торговли тратят немалые средства на грандиозные реконструкции помещений, закупкe нового оборудования. Но это не приводит к существенному росту выручки. Мерчандайзинг – гораздо менее затратное мероприятие, способное в разы увеличить продажи без особых вложений.

Главные принципы и правила мерчандайзинга

  • Совместимость . Расположенная рядом продукция должна принадлежать к одному потребительскому сегменту (имидж, ценовая категория, популярность).
  • Зона вытянутой руки . Смысл в том, чтобы целевая аудитория могла без затруднений дотянуться до интересующего товара.
  • Золотой треугольник . Максимальное количество продукции размещается в трёх зонах: вход – место выкладки товара – касса.
  • Принцип «паровоза» . Логика простая – возле брендовых вещей располагается неходовой товар-аутсайдер, привлекающий низкой ценой.
  • Комбинирование . Речь идёт о расположении товара, абсолютно разного по размерам, форме, расцветке и содержанию. Такая контрастность заметна издалека и реально работает.
  • Звуковое и ароматическое сопровождение . Приятная музыка в супермаркетах – обычное явление. Звуковые эффекты настраивают на позитивный лад, создают нужную атмосферу в торговых отделах. Схожее действие имеют запахи. Нужный аромат расслабляет, возбуждает аппетит и провоцирует совершить покупку.

Это только основные приёмы в мерчандайзинге. Существует множество других тонкостей рационального расположения товара, учитывающих привычки покупателей, их движение по павильону, визуальное восприятие и другие факторы. В идеале для всех полок и витрин должна составляться , учитывающая вышеперечисленные принципы и правила.

Читайте также:

Визуальный мерчандайзинг

Правильная визуальная подача позволяет довести до покупателя определенную информацию. С научной точки зрения визуальный мерчандайзинг основывается на психологии, теории дизайна, психофизике и экономике.

Ключевые моменты:

  • Внимание и восприятие потребителя
  • Художественно-образное моделирование
  • Обозначение определенных свойств товарной единицы

Визуальный мерчандайзинг сконцентрирован на вопросах правильного расположения товара, ценников, табличек, вывесок, а также оформления торгового места. Данный инструмент маркетинга может быть нацелен на увеличение продаж в целом, или на продвижение конкретной марки.

Магазин, где всё расположено логично, интуитивно понятно и приятно для глаз, располагает к себе клиента. Это происходит на уровне психологии, неосознанно. Наиболее эффективен визуальный мерчандайзинг при реализации косметики и парфюмерии, обуви, одежды и прочих аксессуаров, располагаемых на полках в большом ассортименте и объёме.

Визуальный мерчандайзинг – прерогатива не только больших торговых павильонов. Эксперименты, связанные с презентацией продукции потенциальному покупателю, можно применять в маленьких магазинах.

Кросс (перекрёстный) мерчандайзинг

В перекрёстном мерчандайзинге ключевым моментом является выкладка или расстановка продукции. Используется розничными торговыми предприятиями с полным или частичным самообслуживанием покупателей. Покупатель, заходя в магазин, имеет цель удовлетворить определённую потребность. Задача кросс-мерчандайзинга – напомнить о необходимости купить ещё что-то, связанное с первым товаром.

Типичные схемы:

  • Пиво, рыба, чипсы, сухарики
  • Сигареты, зажигалка, жвачка, напиток
  • Хлеб, сливочное масло, шоколадный крем, сгущёнка, джем
Пример кросс-мерчандайзинга (обувь — носки)

Первый, ключевой товар, может стоить намного дешевле сопутствующих продуктов. Это приводит к многократному увеличению выручки. Недостаточно единожды организовать кросс-мерчандайзинг. Он требует постоянного поддержания и совершенствования в зависимости от настроений целевой аудитории, сезонности и других факторов.

Технический мерчандайзинг

Техническая составляющая не менее важна в маркетинге. Для этой цели используются рекламные материалы, торговое оборудование. К категории рекламных средств технического мерчандайзинга можно отнести различные промо-стойки, баннеры, световые панели. Торговое оборудование включает в себя полки, стеллажи, холодильные камеры, а также кассовую зону.

  • Минимум навязчивости, чтобы не вызвать обратную реакцию покупателя
  • Надёжность и удобство в использовании, исправное техническое состояние
  • Правильное размещение во избежание создания помех при передвижении клиентов по торговому залу

Многие магазины практикуют использование оборудования, специально разработанного для конкретной торговой точки. Это позволяет предприятию более выгодно позиционироваться в глазах покупателей, поддерживать общий имидж.

Примеры мерчандайзинга

Аптека

Правильно оформленная витрина увеличивает товарооборот аптеки и её прибыль. Фармацевтический мерчандайзинг основан на стандартных принципах, с учетом особенностей продаваемого товара и контингента покупателей.

Лекарственные средства раскладываются на полках с чётко разделёнными рубрикаторами, понятными и доступными простому потребителю. Это позволяет посетителю быстро выбрать нужное средство, чтобы осталось время для рассмотрения другого товара.


Пример мерчандайзинга в аптеке

При рубрикации товарных зон недопустимо использовать сложные профессиональные термины (антигельминтные средства, сорбенты), одновременно избегая просторечных, упрощённых наименований (от головы, для носа). Оптимальный вариант – противопростудные, обезболивающие средства, лекарственные травы.

Рядом с популярными и достаточно дорогостоящими лекарствами можно расположить менее известные средства-аналоги. Вокруг товара – лидера продаж целесообразно также выкладывать только появившиеся на рынке новинки.

Другой эффективный инструмент аптечного мерчандайзинга – массовые выкладки лекарств, создающие иллюзию повышенного спроса на данные препараты.

Магазин одежды

Для мерчандайзинга магазина одежды и обуви можно отметить действие следующих принципов:

  • Богатый ассортимент. Полупустые павильоны не настраивают на совершение покупок. В торговом зале должны присутствовать востребованные вещи в достаточном количестве
  • Расположение. Продукция разделяется по зонам, с учетом направления движения потока покупателей. Наиболее дешевые вещи находятся в конце пути, дорогостоящие – у входа. Устраиваются дополнительные места продажи (ДМП)
  • Визуализация. В магазинах одежды при организации выкладок товара приветствуется индивидуальность и креативность. Обязателен трёхмерный эффект для более выгодной подачи. Используется принцип контрастности цветов, разнообразное расположение товара на полках, использование манекенов и имиджевых зон

Визуальный мерчандайзинг в магазине одежды Incanto:

Продуктовый магазин

В продовольственной торговой точке уместно соблюдать сочетание групп товаров. Человек, покупающий кофе или чай, обязательно заинтересуется кондитерскими изделиями.

Наиболее выигрышными считаются входная и центральная зоны, в которых располагаются наиболее прибыльные и востребованные продукты. Товару периодического спроса отведены внутренние стеллажи. Возле кассы традиционно прописались виновники импульсных покупок – леденцы, жвачки, сигареты, пакеты, журналы. Для выгодной подачи товаров на витрине, особенно в холодильной зоне, используется правильное освещение. Задача подсветки – привлечь внимание покупателя, не ослепив его.

Стандарты мерчандайзинга с примером

Чтобы стать успешным, любому розничному торговому предприятию необходимо иметь единые стандарты мерчандайзинга. Их разработка производится самостоятельно, с учетом своих наработок, либо при участии сторонней консалтинговой фирмы.

Стандарты мерчандайзинга обеспечивают:

  • Эффективные выкладки продукции в магазине
  • Снижение затрат на обучение новых сотрудников
  • Более быстрое внедрение системы при открытии дополнительных филиалов
  • Простые, удобные критерии оценки результативности работы персонала

Пример: стандарты мерчандайзинга компании HAYAT (pdf откроется по клику)

Стандарты мерчандайзинга включают теоретические основы, правила оформления входной группы, расположения и презентации товара, оформления витрин. Руководство (мерчандайзинг-бук) для удобства работы оформляется в виде буклета форматом А4 или А5. При разработке стандартов обязательно учитываются архитектурные особенности помещений.

Логичный, правильный мерчандайзинг, независимо от сферы деятельности торгового предприятия, способен в разы увеличивать выручку. Любая серьёзная компания понимает эффективность данного маркетингового направления, его перспективы. И здесь важно успевать за изменениями покупательских настроений, возможностей, предпочтений. В этом основная задача маркетинга.

Все владельцы розничных продаж знают слово “мерчандайзинг”. Не встречался мне еще ни один предприниматель, не знающий такого понятия.

Но на этом их знания заканчиваются. И в этом случае остается открытым вопрос, почему все знают, но оставляют этот инструмент в стороне?

Это один из самых важных элементов бизнеса, поэтому нужно не только знать, но и использовать.

Тема мерчандайзинга и выкладки очень объемна, уложить ее в одну статью невозможно. Полноценное руководство выйдет в 100-200 довольно скучных страниц со схемами, цифрами и психологией людей.

И именно из-за огромного количества информации, которую нужно изучать с грустным лицом, многие начинают и не доводят дел до конца, или вовсе не берутся со словами:

И так сойдет!

В больших руководствах по мерчандайзингу очень большое внимание уделяется деталям.

Но если Вы только встаёте на этот путь, то сначала нужно изучить основные правила мерчандайзинга и выкладки, а уже потом переходить к фишечкам.

Поэтому сегодня обсудим какие базовые принципы нужно соблюдать для роста продаж, и всё это без скучных и стандартных определений из Википедии.

Интересно. Очень многие допускают ошибку при написании и произношении этого слова. Правильно писать через букву “а”, и выглядит это так “мерчАндайзинг”.

Невидимый, но полезный

Правильный мерчандайзинг, как и любое действие маркетинга, повышает лояльность покупателей и стимулирует их к покупкам.

И очень жаль, что возможности мерчандайзинга часто остаются недооценены, хотя статистика неумолимо доказывает обратное:

  • на 80% выбор потребителя определяется окружением (цена, дизайн, марка, сервис, удобство приобретения);
  • на 20% выбор потребителя определяется основными свойствами продукта.

Но мне больше нравится другая статистика, которая говорит, что более 60% решений о покупке принимается непосредственно на месте. То есть у Вас есть возможность 2-х из 3-х человек убедить купить у Вас на месте.

И сделать Вы можете это как с помощью персонала, так и с помощью мерчандайзинга.

Однако, есть такое негласное правило: хороший мерчандайзинг - незаметный мерчандайзинг. А значит, не навязчивый.

Чтобы у покупателя не сложилось впечатления так называемого “впаривания” товара. Поверьте, клиент купит у Вас сам, важно лишь следовать определенным правилам, суть которых заключается в воздействии на все пять каналов восприятия информации:

  1. Зрительный канал (зрительная информация);
  2. Слуховой канал (звуковая информация);
  3. Осязательный канал (тактильная информация);
  4. Вкусовой канал (вкусовая информация);
  5. Обонятельный канал (обонятельная информация).

Причём, расположены эти каналы по приоритетности. И первым делом Вам нужно сделать всё, чтобы глаза человека получали максимальное удовольствие от Вашей выкладки.

Затем начинаете работать со слухом, после идёт тактильный источник информации. Ну и дальше по списку.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Небольшое отступление

Очень хочется выделить отдельную группу владельцев и их продавцов, которая выстраивает мерчандайзинг исходя исключительно из своего понимания и видения.

И вроде бы стараются, все делают правильно и всем “удобно” делают. Но почему-то эффекта нет. Клиенты лучше не покупают, а порой даже продажи падают…

В итоге, из-за таких попыток, формируется устойчивое мнение “мерчандайзинг - запудривание головы”.

И обычно в таких ситуациях мы выявляем две ошибки, которые портят весь имидж правильной выкладки товара:

  1. Делается так, чтобы было удобно продавцам, а не клиентам;
  2. Если красиво, значит всё правильно.

Мерчандайзинг - это не “я так вижу”, а набор стандартных техник и инструментов, которые нужно лишь правильно применить именно в Вашем случае.

Хотя есть и сложности, в магазине одежды и продуктов питания одна и та же схема не сработает. Поэтому теория теорией, а понимание своей целевой аудитории и ее поведения здесь никто не отменял. Поэтому вернемся к сути.

Правила продающего мерчандайзинга

Прежде всего нужно начать с составления “карты движения клиента”. Это изучение, анализ и проектирование передвижения клиента по торговой точке.

И, пожалуйста, не упускайте этот момент, даже если у Вас небольшие по площади магазины.

Помимо движения Вам желательно записать среднее время нахождения клиента на контрольных точках (чек поинты). Это также поможет Вам понять стратегически важные моменты.

Но представим, что этот этап Вы уже прошли и Ваша карта готова. Поэтому далее переходим к “визуальному маркетингу”.

То есть к правильной выкладке и расположению товара, рекламных материалов и оформлению витрин для достижения максимального результата.

Правило 1 - Расположение

Самое популярное правило в мерчандайзинге - “Золотой треугольник”. На деле это не всегда фигура с тремя углами, поэтому название является лишь типовым решением.

Смысл заключается в том, что самый популярный продукт мы располагаем в дальнем углу от входа. А кассу в дальнем углу от популярного продукта.


Правило - золотой треугольник

Самый простой и понятный пример реализации это большой гипермаркет. Хлеб всегда расположен в крайнем углу, для того чтобы Вы прошли через весь магазин.

А касса находится в другом крайнем углу от хлеба, чтобы Вы окончательно прошли через весь магазин, но уже по другой дороге.

Самое главное, что Вы должны вынести из этого правила - самый популярный товар в конце. Но будьте внимательны, может так получится, что клиент зайдёт к Вам в гости, не увидит требуемый (популярный) товар, и уйдёт.

К этому правилу добавлю ещё несколько замечаний. После того как клиент зашёл в магазин, справа и слева находятся мертвые зоны, по причине того что человек находится в режиме адаптации и делаем пару шагов в лёгком “трансе”.

Поэтому не делайте ставку на боковое размещение после входа, результат будет маленький.

И после включения режима покупки самое время разместить продукцию не популярную, но для Вас выгодную.

Ведь клиент уже находится в состоянии покупки, до идти далеко, а мысли в голове в стиле “В кармане все 100% денег, значит можно купить что-то “ненужное”.

Правило 2 - Уровень глаз

Когда человек заходит в торговый зал, его взгляд чаще всего направлен вперед. Этот фактор грех не использовать.

Если хотите привлечь внимание клиента к определённому товару, расположите его на уровне глаз. И правильнее даже не на уровне глаз, а на 15 градусов ниже, так как мы психологически привыкли при передвижении смотреть слегка вниз.


Правило - уровень глаз

Однако, Вы можете использовать это и в других целях, например, чтобы обратить внимание клиентов на залежавшийся товар, который нужно скорее распродать или обратить внимание на новое поступление.

В продуктовых магазинах на уровне глаз стоят те компании, которые больше всего платят супермаркетам.

Как Вы уже догадались, самые мёртвые зоны - это снизу (меньше 70 сантиметров от пола) и сверху (больше 2 метров от пола).

Причём, нижнее размещение более опасно, чем верхнее, так как чтобы изучить товар сверху клиенту достаточно поднять голову, а чтобы изучить товар у пола, ему нужно сесть практически на пол, что уже приводит к лишним (и ленивым) действиям.

Важно! Обязательно зафиксируйте средний рост своего идеального клиента, чтобы понять на какой высоте находится именно их уровень глаз. Ведь то, что удобно бабушке, неудобно баскетболисту. И наоборот.

Правило 3 - Выделение товара

Если всё сделать неправильно, то при просмотре Вашей продукции клиент быстро всё изучит и пойдёт дальше, возможно даже в другой магазин. А причина тому - ничего не “зацепило”.

Поэтому Вам нужно научиться делать специальные действия, чтобы “хватать клиента за глаза” во время его пробежки.

1. Много товара. Можно сделать горку из товара и тем самым увеличить зрительно массивность.

Это вызовет мысль “много, значит популярно”. Но не забудьте убрать с краёв пару единиц товара, чтобы ликвидировать страх нарушения композиции и показать, что товар пользуется спросом.


Много товара

2. Свет. Очень популярный прием в ювелирных магазинах, где с помощью подсветки выделяют особо ценные экземпляры и сами прилавки. То же самое нужно сделать Вам.

Вывести отдельные споты (настенно-потолочные светильники) на необходимые для Вас экземпляры.


Выделение подсветкой

3. Товар на отдельной экспозиция. Хорошим способом выделения станет отдельное выставочное место и оформление. Популярный прием с товарами высокой ценовой категории.

Например, техника Apple всегда стоит отдельно от всех. Но может использоваться не только в этих сферах, главное включить фантазию.


Отдельное выставочное место

4. Цвет. “Цветовые пятна” были всегда популярным приемом. Для этого Вам нужно товары одной цветовой палитры сгруппировать в одном месте, так как и выбирать проще клиентам будет (например, если парень ищет синюю куртку), так и глаз будет двигаться по этапам.


Цветовые пятна

5. Маркеры. Мой любимый трюк. Вам нужно на выбранные товары разместить маркеры “Хит продаж”, “Новинка”, “Последний экземпляр” и так далее. Это поможет зацепить взгляд клиента и намекнуть ему, что нужно брать.


Маркеры на ценниках

Правило 4 - Разделение

Расстановка по группам - очень важный фактор. Человек, который ищет туфли, маловероятно будет искать их в нижнем белье.

Поэтому товар должен находиться в той группе, где ему место быть. Например, аксессуары должны стоять отдельно от домашней одежды.

Если у Вас не такое разнообразие ассортимента, воспользуйтесь разделением внутри самой группы товара. Например, разграничьте более дорогие сумки от более доступных. Или отделите кожаные сумки от тряпочных. Также можно сделать деление по брендам или по виду.


Разделение товаров

Но при этом не забывайте, что между собой группы должны дружить. Это наше правило 3.1.

Например, возле светильников должны лежать лампочки или возле курток должны быть шапки, перчатки и шарфы. Таким образом, Вы , так как клиент, не отходя от места, покупает всё, что ему нужно.

То же самое касается про дружбу межу брендами. С популярными брендами нам нужно размещать продукты менее популярных компаний, но при этом для Вас очень выгодных.

Таким образом, клиенты начнут изучать известный товар, а рядом волей-неволей заметят ещё другие предложения.

Правило 5 - Движение

Ни для кого не секрет, что большая часть людей - правши. Поэтому при входе в любое помещение, большинство людей сразу поворачивает голову направо и начинают неосознанное движение против часовой стрелки.

И это касается не только случаев связанных с торговым площадями. У нас даже движение в России правостороннее.


Правило - движение

Вспомните, например, супермаркеты. Этот поведенческий фактор используют практически все, за небольшим исключением - справа вход, слева - выход.

И чтобы выйти, в итоге нужно пройти весь магазин, прихватив по пути пару вещей, которые зацепили взгляд, опять же благодаря использованию других приемов мерчандайзинга.

Вам нужно перенять в свой опыт пример выше. А именно, Вам нужно создать движение у себя в магазине против часовой стрелки.

При этом предусмотреть, чтобы клиент прошёл весь магазин. То есть у Вас не должно быть коротких, обходных путей до выхода. Ориентируемся на принцип “Хочешь выйти? Пройди весь магазин”.

Правило 6 - POS-материалы

Point of sales или, по-русски, место продажи. Это инструменты мерчендайзинга для привлечения внимания покупателей к определённому товару.

В своей статье мы приводили массу примеров их реализации. Если коротко, то использовать их можно и нужно даже в офисе.

Покупатели оценивают постельное белье за такими потребительскими свойствами: размером, составом ткани, рисунком, ценой, торговой маркой. Все эти параметры учитывают в процессе организации выкладки белья в магазине.

Особенности выкладки постельного белья зависят в первую очередь от позиционирования торговой марки. Если постельное белье относится к низкому или среднему ценовому диапазону, то она выкладывается на стандартном торговом оборудовании (стеллажах). Упаковки с комплектами постельного белья выкладывают лицевой стороной. Упаковки комплектов белья, которые приносят максимальную прибыль магазина, размещают на уровне глаз. Отдельные недорогие предметы - наволочки, простыни, пододеяльника можно выкладывать на полки на уровне бедра. Нижняя полка для выкладки комплектов белья применяется только в "ценовых" магазинах. Как правило, там излагается белье низкого ценового сегмента. В специализированных бутиках белья товар не выкладывается ниже уровня бедра, а место внизу (закрытые шкафы и ящики) используется для хранения товарного запаса.

Если постельное белье относится к ценовому диапазону "средний +" или "премиум", то чаще всего используются специальные приемы выкладки и презентации товара с целью акцентирования внимания покупателей на его достоинствах. Например, демонстрация постельного белья в интерьере, объемная выкладка, презентация по коллекциям/цене, цветовой гамме, тематике и тому подобное. Для стимулирования комплексной покупки используется совместная выкладка сопутствующих товаров (полотенец, халатов, тапочек). В магазинах, предлагающих белье высокого ценового сегмента, необходимо обеспечивать тактильный контакт покупателя с продукцией. Подобные приемы выкладки, как правило, применяются в специализированных магазинах или отделах постельного белья, что имеют достаточно вместительную торговую площадь.

Выкладка белья на торговом оборудовании происходит за торговыми марками (как правило, для высокого ценового сегмента), по цвету, размеру и составу комплекта.

Выкладка по составу комплекта постельного белья происходит таким образом:

Двуспальные с одной большой підковдрою и двумя наволочками; двуспальные с двумя підковдрами и двумя наволочками;

Односпальные разного размера.

Отдельно группируются подарочные комплекты. Далее внутри каждого блока товары разделяются по цвету и тону.

Выкладка обуви

В процессе формирования системы мерчандайзинга обувного магазина необходимо учитывать его вид и формат. Традиционно выделяют два вида обувного магазина: с индивидуальным обслуживанием (предполагается сочетание продажи товаров через прилавок и свободного доступа) и самообслуживания.

Четкой классификации форматов обувных магазинов не существует. Но можно выделить такие их основные форматы:

1. Форматы, относящихся к "среднего", "среднего" и "низкого" ценового сегмента - обувные супермаркеты, дискаунтеры, магазины обуви эконом-класса. Организация продажи товара в следующих форматах построена по методу самообслуживания предусматривает свободный доступ покупателей к товару и его самостоятельный отбор в соответствии со вкусами покупателей. Как правило, торговая площадь таких магазинов не превышает 300-600 м2, ассортимент внутри товарной группы достаточно широкий, ценовая политика соответствует среднему и низкому ценовому диапазону. Обеспечение широкого ассортимента и привлекательного уровня цен происходит в основном за счет эксклюзивных условий сотрудничества с поставщиками обуви и организации эффективной системы логистики. Преимуществом супермаркетов и диска-унтеров обуви является возможность создания единого торгового пространства, в котором выделяют особые зоны, где представляют обувь по высоте каблука, форме носочної части, количеством фурнитуры, цветом и тому подобное. Такой принцип выкладки обуви предусматривает его трехмерное представление: по вертикали, горизонтали и объемом. Формат супермаркета и дискаунтера позволяет эффективно организовать трафик покупателей в торговом зале, зонировать пространство торгового зала с учетом требований целевой аудитории и применять принципы мерчандайзинга.

2. Форматы, относящихся к "среднего" и "среднего +" ценового сегмента - фирменные магазины обуви, салоны обуви (монобрендовые и мультибрендовые) (рис. 81).

В таких магазинах представлен ассортимент обуви преимущественно одного производителя (торговой марки). Указанные магазины, как правило, имеют торговую площадь в пределах 60-250 м2, фирменный интерьер, индивидуальное обслуживание покупателей и регламентирован процесс продажи. Важнейшим принципом работы таких магазинов является соблюдение соотношения "цена - качество - имидж торговой марки". В торговом зале часто выделяются "корнера" тех торговых марок, которые наиболее широко представлены в магазине и есть "ядром" позиционирование его концепции. Представителями этого формата есть "Carlo Pazolini", "TJ Collection)), "Ecco", "Salamander".

Рис. 81. в

3. Форматы, относящихся к "высокому" ценового сегмента - бутики (монобрендовые и мультибрендовые). Организацией продажи обуви в бутиках предусмотрено наличие жестких требований к интерьеру торгового зала, ассортимента, процесса продаж и персонала. Дизайн торгового пространства должен соответствовать последним тенденциям в области магазиностроения и соответствовать требованиям имиджевой политики производителя торговой марки. Особые требования выдвигаются также к месту размещения бутике, оформление его витрин и фасада, наличия мест для парковки автотранспорта. Как правило, ассортимент обуви в бутиках является достаточно узким, а ассортимент сопутствующих товаров - сумок, мелкой галантереи, бижутерии, иногда верхней одежды - позволяют создать имидж "total look".

4. Формат "каскет", в отличие от элитных монобрендовых бутиков, предлагает несколько торговых марок (не менее 100 моделей от каждой торговой марки). Форматом также предусмотрен собственный склад с полным размерным рядом, стильный дизайн торгового зала, высокий уровень сервиса (с этой целью обязательно проводят обучение и аттестацию персонала в собственных учебных центрах). В каскетах покупателям предлагают лишь высококачественную марочную продукцию, которая в течение года должна представлять не менее четырех новых коллекций. За ценовой политикой каскет приближается к традиционным обувных салонов или фирменных магазинов (в случае представления в нем коллекций "limited edition").

Независимо от формата магазина по продаже обуви, особое внимание уделяется эффективному планированию торговых площадей. Основные требования к планировке торгового зала заключаются в обеспечении технологической связи помещений для хранения товаров с торговым залом, соблюдении оптимального соотношения площадей, отведенных для продажи и хранения товаров (в соотношении 70/30), обеспечении персонала магазина условий для осуществления контроля за ходом реализации товаров и сохранностью товарно-материальных ценностей, создании кратчайших направлений движения товаров до мест выкладки; обеспечении покупателям максимальных удобств для приобретения ими товаров и соответствующего уровня комфорта для покупателей и персонала.

Планирование товарных зон в магазине происходит согласно его концепции и с учетом поведения покупателей в торговом зале.

Мерчандайзинг обуви предусматривает зонирование торгового зала по стилю/функциональности (обувь спортивная, "casual", офисная, пляжная, домашняя и т. др.), цветом, ценой, брендами, размерами, материалом изготовления; статевовіковими признаками (мужское, женское, детское и т. др.) и признаками сезонности. В отдельную зону, независимо от выбранной модели зонирование торгового зала, выделяют место для презентации новой коллекции обуви.

Мерчандайзинг обуви основывается на выявлении элементов потребительской аудитории и концепций выкладки товаров, которые формируют предложение покупателю согласно его запросов. Выявлены сегменты потребительской аудитории, концепция и идея коллекции в дальнейшем определяют принципы мерчандайзинга, применяемые в магазине.

Основными методами выкладки обуви является линейный (горизонтальный, вертикальный, диагональный), островной, под углом, наклоном и др. Основное требование при этом такая обувь не рекомендуется выкладывать выше, чем 1,60-1,65 м (рис. 82).

Рис. 82. в

Некоторые магазины применяют ярусное выкладку обуви по ценовому фактору: самый высокий ярус отводится для представления новых и элитных моделей обуви, средний - предназначен для выкладки обуви, пользующийся наибольшим спросом, на нижнем ярусе преподается удобную практичную обувь без каблуков. Обычно, количество образцов обуви, что выкладывается на полки, должно быть нечетным.

Возможна презентация обуви півпарою. В этом случае особая роль отводится продавцу-консультанту, который должен предоставить в полном объеме необходимую информацию покупателю. Продавцы также должны способствовать тактильном контакта покупателей с моделями обуви, что, как известно, существенно увеличивает объемы продаж.

Выкладка по цвету особенно актуальна для магазинов, где одновременно осуществляется продажа обуви, одежды и сопутствующих аксессуаров, что помогает покупателям подбирать одежду к обуви, и наоборот. Некоторые магазины используют тангенсну систему изменения цвета. Так, обувной ряд должен начинаться с обуви светлых цветов, а завершаться - темной, следующий ряд - начинаться с обуви темных цвет, а завершаться светлым. Уровень освещения также влияет на представление обуви по цвету: чем он выше, тем в большем объеме должно быть презентовано обувь темного цвета, и наоборот.

Выкладку по цене рекомендуется комбинировать с другими вариантами представления обуви в период распродаж и сезонных скидок. В целом, специалисты рекомендуют в презентации обуви использовать различные методы выкладки, комбинировать их и чередовать в зависимости от сезона, коллекции. Даже в разных отделах магазина (мужской, женской, детской обуви) во время презентации продукции можно использовать различные методы выкладки.

С целью размещения новинок или повышение продаж определенных моделей обуви магазин может использовать выкладку півпарою на отдельных тумбах или кубах с точечным вертикальным освещением, что даст возможность сконцентрировать внимание потребителя на нужных моделях. На таких тумбах можно разместить информацию об акции или скидки (рис. 83).

Рис. 83. в

В глубине торгового зала стоит оборудовать зону "последней пары" распродажи, о чем необходимо обязательно сообщить потребителю с помощью соответствующих указателей или POS-материалов.

Независимо от того, какой метод выкладки обуви используются в магазине, необходимо регулярно ее обновлять (это зависит от частоты обновления коллекции, преимущественно 1-2 раза в месяц). Даже в случае нечастого обновления коллекции периодическое перемещение обуви в торговом зале и смена цветовых акцентов формирует у покупателя чувство постоянного пополнения ассортимента магазина.

Для того чтобы выкладка обуви в магазине имела успех у покупателей, мерчандайзеру необходимо определить новейшие тенденции сезона относительно цвета, формы каблуков, носочної части, материалов и т. др. Спрогнозировав спрос покупателей на различные модели обуви, мерчандайзер использует соответствующую выкладку, которая должна обеспечить коммуникацию с потребителем, предоставить ему максимум информации о товаре и удовлетворить существующий спрос. Основное внимание при этом уделяется зрительному формированию экспозиции. Согласно правилу мерчандайзинга про оптимальную длину зрительного контакта, фэйсинг мелких товаров, короче 40 см, является неэффективным. Итак, модели обуви рекомендуется объединять в блоки из 2-3 образцов. При этом количество блоков на одной полке не должна превышать 5-9 единиц. Обувь в таких блоках объединяют по определенным признакам, одинаковые конструктивные элементы, похожа или отлична носочна часть, одинаковая высота каблука, контрастный или нюансний цвет и т. др. Чтобы избежать монотонности в презентации товара, используется так называемый "параллельно-перпендикулярное" способ выкладки, т. е. параллельное и перпендикулярное чередование блоков обуви по краю торговой полки. Ракурс моделей для блоков подбирается с учетом конструктивных особенностей обуви.

Независимо от методов продажи, применяемых в магазине, для покупателя необходимо создать надлежащие условия. Для этого в торговых залах располагают диванчики, подставки, зеркала, коврики. Обязательным также является наличие ложечки для обуви. Продавец обязан не только помочь подобрать обувь, но и предложить сопутствующие товары, упаковать покупку в фирменный пакет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то