Выбор оптимального варианта профессии. Центр профориентации

- 56.00 Кб

МОБУ «Подколкинская СОШ»

Творческий проект на тему

«Мой профессиональный выбор»

Ученицы 9 класса

Мищенко Анастасии

Учитель: Токмачёв П. М.

Подколки 2014

Профессия «Ветеринар»

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Проблема

До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?

Осознание проблемной области

Определение потребности и её формулировка

Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.

Определение задачи и формулировка

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Основные параметры и ограничения

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.
  4. Востребованность профессии на рынке труда

Выявление традиций, истории, тенденций

Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:

Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.

Выработка идей, вариантов, альтернативы

Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа. Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.

Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек - природа».

Работа должна:

  • быть разнообразной
  • подвижной
  • соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
  • разносторонней

Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.

Анализ и синтез идей

Выбор оптимального варианта профессии

Специаль-ность

Требования к специальности

Кол-во баллов

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристи кам

Психофи-зическим характеристикам

Ветеринар-ный врач

Ветеринар-ный фельдшер

Животновод

Зооинженер

Зоотехник


Профессию ветеринарного врача я выбрала после анализа сферы профессиональной деятельности и думаю, что она соответствует моим интересам, склонностям и качествам личности. Такой вывод я сделала после проведения тестов, по которым я получил следующие результаты:

  • Уровень моей готовности к профессиональному самоопределению сначала был низким, но в процессе изучения мира профессий повысился до среднего. Поэтому, я думаю, что готова к профессиональному самоопределению.
  • Интересы и склонности – область профессий «человека – природа»
  • Уровень самооценки – адекватный
  • Особенности внимания – средний уровень произвольного внимания
  • Память – средний уровень развития памяти
  • Интеллект – средний
  • Эмоциональное отношение к выбору профессии – положительное
  • Волевые качества – развиты хорошо
  • Тип темперамента – флегматик
  • Уровень здоровья средний

Определение путей получения профессии и выбор места

обучения

Пути получения профессионального образования

Вид профессионального образовательного учреждения - вышее профессиональное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения – университет

Форма обучения – очная

Направление обучения – медико-биологическое

Конкретное учебное заведение - Оренбургский сельскохозяйственный университет

План моей профессиональной карьеры

  1. Закончить школу и поступить в профессиональной учебное заведение.
  2. Получить теоретическую подготовку по специальности «Ветеринария»
  3. Найти работу по специальности
  4. Освоить профессию «Ветеринара» на практике
  5. Достичь профессиональных успехов через 10 лет и стать профессионалом в данной области профессиональной деятельности.

Профессиональня проба

У нас в семье есть домашние животные: кролики, кошки, корова, пчёлы, собаки. В семье на мне лежит ответственность по уходу за кроликами. Я их кормлю, слежу за их здоровьем, если кто-то заболел,то лечу. Также я помогаю папе в пчеловодстве, то есть я уже имею навыки работы с животными, уходом за ними, лечением.

План подготовки к приобретению профессии

Цель - поступить в учебное заведение и овладеть специальностью ветеринара.

  1. изучить математику, физику, биологию, химию,
  2. научиться работать с животными
  3. закончить школу
  4. сдать вступительные экзамены в университет
  5. освоить учебную программу в университете, получить диплом
  6. найти работу по специальности
  7. совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Самоконтроль и самооценка

Свой творческий проект я оцениваю положительно, так как результат всего моего пути – выбор профессии «Ветеринара» , а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.

Источники информации

Материал для своего проекта я брала с сайта:

http://www.moeobrazovanie.ru/ specialities_vuz/veterinariya. html


Краткое описание

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем - Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности - это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Виды профессий

Примеры профессий

Технические

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономические

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Творческие

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Медицинские

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Педагогические

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Юридические

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Лингвистические

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Транспортные

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Сферы безопасности

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии - это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию - это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей. Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта. Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии - это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросами: выбора образования, какие специальности востребованы, где получить образование? Прежде чем приступить к подробному изучению этой темы нужно точно решить, стоит ли вообще поступать в институт? Любой, кто заинтересован в успешном и перспективном будущем, даст положительный ответ.

В процессе обучения люди приобретают новые навыки, знания и умения. Кроме этого от учебы можно получить еще один важный плюс – общение. Новые знакомства, связи – все это обязательно пригодится во взрослой жизни. В народе часто произносят фразу – “найди занятие по душе, и тебе не придется работать ни единого дня в жизни”. Эта поговорка отлично передает важность выбора будущей профессии.

Виды специальностей

При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса – личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.

  1. Технические.
    Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук – математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы.
  2. Педагогические.
    Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели – все эти профессии требуют наличия педагогического образования.
  3. Лингвистические.
    Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы – их список достаточно велик.
  4. Экономические.
    Как и в случае с техническими специальностями, экономические – требуют точности и определенности. Следует учесть – экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов.
  5. Военные.
    Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ.
  6. Медицинские.
    Медицина – одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий.
  7. Творческие.
    Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры – это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу.
  8. Юридические.
    Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида – правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.

Перечисленные группы специальностей считаются основными. Помимо них существует множество других отраслей – животноводческие, аграрные, транспортные. Значительное количество профессий подразумевает постоянное взаимодействие с людьми – менеджеры, консультанты, продавцы.

Самые востребованные специальности

При выборе профессии часто появляется вопрос – какие специальности востребованы в России? Эту тему можно считать одной из важных, ведь при получении образования, направления которого не пользуются популярностью, найти работу становится очень тяжело.

Рынок вакансий характеризуется нестабильностью и переменчивостью. Профессия, которая в настоящее время находится на пике популярности, через несколько лет может стать совсем неактуальной. Поэтому к выбору образования необходимо подойти с особым вниманием.

В текущем году в России самыми востребованными считаются следующие специальности:

● школьные учителя и преподаватели учебных заведений среднего звена. Несмотря на то, что Правительство страны пытается улучшить условия труда и финансирование этих профессий, претендентов на вакансии достаточно мало;

● медицинские специалисты. Здесь наблюдается ситуация, аналогичная предыдущей. Наиболее востребованными профессиями в этом случае считаются медсестры, фельдшеры и санитары;

● инженеры. На рынке труда критически не хватает специалистов этой сферы деятельности. Их работа очень ценна, потому как без мощного инженерного корпуса развитие страны становится невозможным;

● специалисты IT-технологий. Нехватка кадров в этом случае считается катастрофической. В основном это связано с тем, что предрасположенностью к данной профессии обладают далеко не все. Недостаток кадров ведет к уменьшению скорости развития IT-технологий. Этим и обусловлен факт того, что обучение по этому направлению осуществляется по устаревшим программам;

● психологи. Востребованность этих специалистов пришла в Россию с Запада. Особенно популярны психологи, занимающиеся решением семейных проблем;

● маркетологи. На любом рынке в настоящий момент времени можно найти бесконечное число товаров. Для их успешного продвижения и реализации необходимо проведение соответствующего исследования и анализа. Недостаток специалистов этой отрасли связан с тем, что учебные заведения стали обучать таким профессиями совсем недавно, поэтому рынок труда еще не насытился такими сотрудниками;

● экологи. В данном случае причина дефицита и востребованности такая же, как и в предыдущей ситуации.

Главные критерии выбора специальности

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего. При размышлении на эту тему важно обратить внимание на наличие некоторых вещей:

  1. талант;
  2. способность;
  3. склонность.

Важной, но не основной характеристикой специальности считается уровень ее оплачиваемости. Если работа не будет приносить удовольствие, вряд ли кто-то задумается о ее финансовой стороне.

Какую специальность лучше выбрать? Рекомендуется в большей мере ориентироваться на личные интересы. К примеру человеку, любящему животных, стоит обратить внимание на такие профессии, как ветеринар, зоолог, кинолог. При этом нужно оценить перспективу дальнейшего роста и развития. Важно проанализировать такие нюансы, как открытие частной ветеринарной клиники в будущем. Так же обстоит ситуация с другими профессиями.

Конечный выбор специальности

Перед тем как принять окончательное решение по вопросу какую получить специальность, следует обратить внимание на некоторые рекомендации.

1. Главный ориентир – собственное желание. Не стоит сильно прислушиваться к мнению окружающих. Профессия должна быть выбрана самостоятельно.

2. Соотношение желания и способностей. Существует множество специальных тестов, которые помогут определить, какая специальность наиболее лучшим образом подходит конкретному человеку. При сильных затруднениях в выборе можно воспользоваться их помощью.

3. Поиск учебного заведения. При выборе профессии важно найти ВУЗ, в котором можно получить нужное образование.

4. Реальный анализ рынка вакансий. Оптимальным вариантом специальности считается та, которая не только придется по душе, но и будет востребованной.

5. Доходность – не основной критерий выбора. Важно обратить внимание на возможность развития и получения других перспектив.

Выбор образования – ключевой момент в жизни каждого человека. Подойти к этому вопросу необходимо с особым вниманием. Принятие грамотного решения – гарантия успешного будущего.

Классный час

«Условия оптимального выбора профессии»

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи :

Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда. Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии. Предоставить информацию о результатах анкетирования.

Оформление доски:

1. Цитаты

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас»

«Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти» Сен-Симон

«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс

2. Диаграммы с результатами проведенного анкетирования.

3. Формула выбора профессии.

План:

1. Вступление.

2. Ошибки в выборе профессии.

3. Что такое профессия?

4. Условия профессиональной трудовой деятельности.

5. Психологические типы профессий

6. Прохождение тестирования.

7. Подведение итогов анкетирования.

8. Формула выбора профессии.

9. Заключение.

Ход урока

Ведущий 2 :

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

(В. Маяковский)

Ведущий 1 : «Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.


Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий 2 : А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Затем ведущие открывают на доске классификацию распространенных ошибок:

1. Незнание правил выбора профессии:

Ø выбор профессии за компанию

Ø перенос отношения к человеку на саму профессию

Ø отождествление учебного предмета с профессией

Ø ориентация сразу на профессию высокой квалификации

Ø неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

Ø незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

Ø увлечение только внешней стороной профессии

Ø незнание требований профессии к человеку.

Ведущий 1 : Что же такое профессия?

Докладчик 1. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор».

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями . В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Ведущий 2 : Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.

«Специальность » – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например , профессия – врач. Специальность – стоматолог , хирург . Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Ведущий 1 :

Упражнение 1 . Из списка назвать специальности:

v директор школы,

v пианист,

v преподаватель,


v монтажник,

v художник,

v ткачиха.

Ведущий 2 :

Упражнение 2 . Из списка выбрать профессии:

v учитель,

v резчик по камню,

v продавец книг,

v инженер,

v парикмахер,

v водитель,

v учитель истории.

Ведущий 1 : Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Докладчик 2. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

ü профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании : дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

ü профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Ведущий 2 : Давайте поговорим о психологических типах профессий.

Докладчик 3. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Ведущий 1 : Давайте немножко отдохнем и поработаем с тестом.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

· профессия выбирается раз и навсегда.

· выбор профессии зависит от толщины кошелька.

· нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

· профессия предназначена человеку от рождения.

· по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

· профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

· профессию следует выбирать, уже став взрослым.

· чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

· если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

· психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Ведущий 2 : Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

· 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

· 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

· 5 и больше . Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Ведущий 1 : Две недели назад более 70 учеников 9 – 11 классов приняли участие в анкетировании «Твой выбор». Старшеклассникам было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с их будущей профессией, причинами, по которым они выбрали ту или иную профессию, а также востребованность своей профессии на рынке труда г. Тольятти.

Ведущий 2 : Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты:

Список наиболее популярных профессий:

1. Экономист (18,3%)

2. Менеджер (11,2%)

3. Автомеханик (8,6%)

4. Лингвист-переводчик (8,6%)

5. Юрист (7,6%)

6. Дизайнер (5,8%)

7. Хирург (5,6%)

8. Программист (5,6%)

9. Инженер (4,4%)

Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:

1. Высокооплачиваемая (36,5 %)

2. Интересная (28 %)

3. Престижная (24,3 %)

4. Популярная (15,8 %)

5. Легкая (12,1 %)

6. Востребованность (10,3%)

7. Легкие экзамены при поступлении (2,4%)

8. Перспективная (1, 2% )

9. Близость учебного заведения (1,2%)

10. Качества личности (1,2 %)

Ведущий 1 : Проанализировав спрос на рынке последних лет, а так же сложившуюся ситуацию в мире на данный момент можно смело указать десятку профессий, на которые в ближайшее время будет самый большой спрос. На наш взгляд это:

1. Специалисты по Финансам

2. Специалисты по Продажам

3. Технический персонал

4. Инженерный персонал

5. IT-сфера

6. Специалисты по Страхованию

7. Строители

8. Специалисты по Недвижимости

9. Консультаторы

10. Администраторы

Ведущий 2 : Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании области «ХОЧУ» и области «НАДО», можно составить список тех профессий , которые одновременно желаемы старшеклассниками и востребованы в ближайшем будущем:

1. экономист;

2. менеджер;

3. автомеханик;

4. программист;

5. инженер.

Ведущий 1 : Какая же существует формула для оптимального выбора профессии?

Докладчик 2. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (ХОЧУ)

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. (МОГУ)

· узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда (НАДО)

Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна «ХОЧУ».

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом , больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна «МОГУ».

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда «НАДО».

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ведущий 2 : Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Ведущий 1 : А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты , которые содержат правила выбора профессии. И завершаем наш классный час такими словами:

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Приложение 1

Анкета, предложенная старшеклассникам

Приложение 2

Результаты анкетирования

Приложение 3

Распространенные ошибки при выборе профессии

Приложение 4

Тестирование

Приложение 5

Формула выбора профессии

ТЕМА УРОКА: ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. ЗАДАЧИ: Обучающая РазвивающаяВоспитательнаяТип урока: освоение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия. Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.

ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

ЗАДАЧИ:

Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.

Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.

Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.

Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.

Тип урока : освоение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: кейс-метод(сжатый кейс), эвристический, беседа, дискуссия.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

  1. Вводная часть -2мин. Приветствие. Сообщение темы и порядка проведения урока. Выдача кейса. Объяснение правил работы с кейсом. Указание критериев оценки.
  2. Самостоятельная работа с кейсом в группах: Изучение нового материала и актуализация знаний-5 мин.Закрепление нового материала-25мин.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм»-объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.
  3. Итог урока. Дискуссия-8мин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

В ходе дискуссии, выбор лучшего варианта решения проблемы. Учитель отмечает работу в микрогруппах, анализирует результаты дискуссии. Выставляет оценки.

Объясняет домашнее задание.

Д/З: Упражнение «Плюс- минус- интересно» .Начертить таблицу и описать ситуацию. Когда вы получаете профессию и работаете по ней следующим образом:

ТЕМА УРОКА: Сферы современного производства и профессиональное образование.

ЦЕЛЬ: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии,разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

ЗАДАЧИ:

Обучающая - обучить детей пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.

Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.

Развивающая - Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.

Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.

Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.

  1. Изучите материал учебной темы и выполните задания.
  2. Предоставьте свой вариант решения задания.
  3. Выслушайте точки зрения других участников.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Профессионально - квалификационное разделение труда (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.

В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».

Специальность -(лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Несколько примеров. Профессия - токарь. Специальности - токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия - машинист. Специальности - машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.

Квалификация (англ. quality - качество , в смысле степень проявления достоинств) - в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Общая структура профессионального образования в области

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образовани е – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:

  • в справочниках для поступающих в учебные заведения;
  • в телефонных справочниках;
  • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
  • в рекламных объявлениях;
  • в библиотеках;
  • в ОППК;
  • в районных центрах занятости;
  • в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
  • при встречах с учащимися и выпускниками;
  • при личных посещениях учебных заведений.

Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности

Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.

Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.

Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем.

ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Город где вы живёте, также составляет структурную единицу народного хозяйства страны, в котором сосредоточены предприятия отдельных отраслей. На огромной территории России исторически отраслевое распределение неравномерно как по регионам и областям. Так и по отдельным городам.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:

  1. следование чужим советам, выбор за компанию;
  2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

Задание№1.Произвести тестирование « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана»(20 мин.).

Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,

из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь , необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец - предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.

Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.

Опросник Д.Голланда

Инженер-технолог

Конструктор

Завуч по внеклассной работе

Председатель профсоюзного комитета

За

Дизайнер

Чертежник

Ученый-химик

Бухгалтер

Политический деятель

Писатель

Повар

Наборщик

Адвокат

Редактор научного журнала

Воспитатель

Художник по керамике

Вязальщик

Санитарный врач

10а

Нотариус

Снабженец

11а

Переводчик художественной литературы

Лингвист

12а

Педиатр

Статистик

13а

Заведующий магазином

Фотограф

14а

Философ

Психиатр

15а

Оператор ЭВМ

Карикатурист

16а

Садовник

Метеоролог

17а

Учитель

Командир отряда

18а

Художник по металлу

Маляр

19а

Гидролог

Ревизор

20а

Заведующий хозяйством

Дирижер

21а

Инженер-электронщик

Секретарь-машинистка

22а

Главный зоотехник

Зоолог

23а

Спортивный врач

Фельетонист

24а

Водитель троллейбуса

Медсестра

25а

Копировщик

Директор

26а

Архитектор

Математик

27а

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

28а

Председатель колхоза

Агроном-семеновод

29а

Биолог

Офтальмолог

ЗОа

Архивариус

Скульптор

31а

Стенографист

Логопед

32а

Экономист

Заведующий магазином

ЗЗа

Научный работник музея

Консультант

34а

Корректор

Критик

ЗЗа

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

Зба

Врач

Дипломат

37а

Актер

Телеоператор

38а

Археолог

Эксперт

39а

Закройщик-модельер

Декоратор

40а

Часовой мастер

Монтажник

41а

Режиссер

Ученый

42а

Психолог

Поэт

Бланк для ответов

Тип личности

За

10а

На

12а

13а

14а

15а

16а

17а

18а

19а

20а

21а

1 22^а

23а

24а

25а

26а

27а

28а

29а

ЗОа

31а

32а

ЗЗа

34а

35а

Зба

37а

38а

39а

40а

41а

42а

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
  2. Какие сферы включает в себя современное производство?
  3. Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
  4. Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
  5. Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б

2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.

3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.

4.Этика ведения дискуссии-5б.

5.Быстрота выполнения задания-5б.

40б-5 «отлично»

30б-4 «хорошо»

20б-3 «удовлетворительно»

10б-2 «неудовлетворительно»


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то