Инструкция по гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда. Инструкция по гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда Факторы характеризующие тяжест

Для оценки тяжести и напряженности труда используют различные показатели и критерии. Обычно выделяют четыре степени тяжести и напряженности труда. В качестве критериев оценки тяжести труда используют как внешние показатели – характеристики работы, так и внутренние – стоимость для организма. Для оценки напряженности такая градация оказывается не всегда приемлемой.

Оценка тяжести труда. Тяжесть физического труда определяется следующими показателями динамической и статической работы: весом перемещаемого груза и мощностью работы; величиной статической нагрузки; характером рабочей позы.

Мощность внешней работы определяется величиной затрачиваемой человеком физической энергии. Для расчета мощности внешней работы вычисляется количество работы, выполненной за единицу времени. Поскольку физическая работа связана с перемещениями каких-либо грузов или материалов на расстояние, то при расчете учитывают: подъем груза; перемещение его по горизонтали; опускание груза.

Расчет выполняемой работы проводят по формуле:

где А – количество работы в кгм; Р – вес груза в кг; Н – высота подъема груза от исходного состояния; 1 – расстояние перемещения груза по горизонтали; h – расстояние опускания груза; к – коэффициент, равный 6.

Для расчета мощности работы используется формула:

где N – мощность работы в вт,/сек.; А – величина работы в кгм; t – время, за которое совершена данная работа в сек; к – коэффициент перевода кгм в вт, равный 10.

Максимальная величина перемещаемого груза является основным показателем для определения тяжести труда.

В повседневной жизни статическая работа проявляется в двух формах: поддержание позы и удержание какого- либо груза. В большинстве случаев при удержании груза или сохранении рабочей позы противодействующей является сила тяжести. В некоторых случаях статическое сокращение может быть направлено на преодоление другой внешней силы, например нажатие на педаль. Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком усилия без перемещения тела или отдельных его звеньев, характеризуется величиной удерживаемого груза или усилия. Статическая нагрузка определяется произведением усилия на время удержания. Величина статической нагрузки выражается в кг/с. Показателем статической нагрузки служит также величина углов наклона и длительность пребывания в той или иной позе в полноценном отношении к длительности рабочей смены. Поза – поддержание тела человека в определенном положении. Поза определяет психологический эффект, который выражается в понятии комфорта.

Для практической оценки тяжести труда можно рекомендовать показатели, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Критерии тяжести физического труда

Признаки

Количественные критерии тяжести труда (показатели внешней работы)

Физическая работа

I – легкая

II – средняя

III – тяжелая

IV – очень тяжелая

Максимальная величина перемещаемого груза" кг

Мощность внешней работы, вт, с участием плечевого пояса, с участием нижних конечностей и туловища

Величина статической нагрузки за смену, кг/с." при создании усилий; двумя руками с участием корпуса и ног

до 43 200 до 61 200

до 97 200 до 129 600

до 208 800 до 266 400

свыше 208 800 свыше 266 400

Рабочая поза и перемещения в пространстве

Стационарное рабочее место. Свободная поза.

Стационарное рабочее место. Наклоны до 30"

Стационарное рабочее место. Наклоны до 30" 100–300 раз за смену или пребывание в

Стационарное место. Наклоны до 30" и больше более 300 раз за смену или пребывание

50–100 раз за смену или пребывание в наклонном положении до 30 10–25% рабочего времени. Ходьба до 4 км за смену.

наклонном положении до 30" 25–50% рабочего времени. Ходьба до 7 км за смену.

в наклонном положении более 50% рабочего времени. Ходьба до 15 км за смену.

Физиологическая стоимость:

Количественные критерии тяжести труда (внутренние показатели – стоимость для организма)

по энергетическим затратам (основной обмен – 1,1 ккал./мин.);

150 ккал./час. 172 дж/сек.

  • 150–200
  • 172–232
  • 200–300
  • 232–293

свыше 300 свыше 293

по частоте пульса (покой – 60–70 уд,/мин.; предел безопасности – 140–150 уд./мин.)

по потреблению кислорода (покой – 0,2 л/мин.)

до 0,5 л/мин.

до 0,8 л/мин.

до 1,5 л/мин.

свыше 1,5 л/мин.

Напряженность труда характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации высших психических функций человека, таких как восприятие, внимание, оперативная память, аналитико-синтетическая деятельность ЦНС. Разная степень напряжения этих функций мало или почти не отражается в таких показателях, как газообмен, энергозатраты, кровообращение. Если ограничить умственный труд теми видами деятельности, которые широко используются на производстве, и оставить в стороне высшие формы творческого и исполнительского труда (ученые, художники, общественные деятели), можно выделить следующие показатели, используемые для оценки напряженности труда: 1) степень напряжения внимания; 2) плотность воспринимаемых сигналов; 3) темп работы; 4) плотность рабочей смены; 5) напряженность анализаторных функций; 6) степень эмоционального напряжения; 7) интеллектуальное напряжение; 8) монотонность работы; 9) нагрузка на память; 10) сменность труда. Рассмотрим эти показатели подробнее.

Внимание. Единого обоснованного критерия оценки напряженности внимания в производственных условиях нет (зависит от деятельности). Рекомендуют оценку напряженности труда по параметру внимания проводить по производственным критериям. Применительно к операторским видам деятельности речь может идти о числе объектов одновременного наблюдения или управления, т. е. какое количество из общего числа объектов наблюдения являются наиболее важными и требуют одновременного наблюдения. (Например, из 100 объектов 5 или 10 наиболее важные и требуют постоянного наблюдения: станки, сигналы пульта, по существу речь идет об объеме информационного поля.) Другой показатель, характеризующий внимание, – длительность сосредоточенного наблюдения. Этот показатель рассчитывается как относительная величина в процентах к общему времени рабочей смены. Поскольку от оператора требуется способность к быстрому переключению внимания, частота (средняя, максимальная) этих переключений может служить показателем напряженности труда.

Плотность воспринимаемых сигналов. Этот показатель характеризует степень напряженности труда в зависимости от количества поступающей информации за единицу времени. Оценка степени напряженности труда по этому показателю должна учитывать характер деятельности, количество и характер преобразования информации. Расчет плотности сигналов вычисляют как произведение количества признаков информации за единицу времени. Например, число сообщений – 60, в каждом сообщении 4 признака. Общее количество – 4 × 60 = 240 за единицу времени (обычно за час). Таким образом, этот показатель характеризует объем информации за единицу времени.

Темп и плотность рабочей смены. Эти показатели характеризуют степень и равномерность рабочей нагрузки за смену. В зависимости от характера деятельности можно выделить два типа активности: 1) двигательную, 2) контрольнонаблюдательную. Интегральным показателем плотности рабочей смены может служить "коэффициент активности". Это показатель отношения суммарной длительности активных (регулировочных, исполнительских) действий к общему времени наблюдения, контроля, но не длительности смены. Малый вес активных действий при необходимости поддержания постоянной бдительности создает условия мотивационного конфликта, что требует значительного нервного напряжения (менее 0,2). В то же время слишком высокий "коэффициент активности" (более 0,8) отражает напряженность труда, связанную с повышенной двигательной активностью.

Напряженность анализаторных функций связана с обнаружением и выделением сигналов различной модальности (зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность). По физической силе сигналы делят на: 1) слабые – ниже оперативного порога; 2) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога; 3) раздражающие – выше оперативного порога. Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей. Степень напряжения зрения определяют по СН 245-75 категории зрительных работ, где выделено 6 разрядов зрительной работы в зависимости от размеров объекта в поле зрения. Степень напряжения органа слуха может быть определена двояко. Во-первых, по слышимости речи от расстояния или по разборчивости речи в процентах от соотношения с уровнем шума. Во-вторых, по нормам допустимых уровней звукового давления и уровня звука на рабочих местах.

Таблица 2

Критерии напряженности труда

Признаки

I – ненапряженная

1. Внимание, число одновременно наблюдаемых объектов; длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах к длительности рабочей смены)

Зрение. Размеры объекта, мм, при расстоянии объекта до глаз работника до 1 м

более 5 мм

Помех нет

3. Плотность сигналов (сообщений)

4. Объем оперативной памяти. Необходимо удерживать в памяти

до 2 элементов менее 2 часов

Нагрузка на память (по кол-ву параметров производственного процесса)

5. Интеллектуальное напряжение

Нет необходимости принимать самостоятельные решения

6. Монотонность: повторяемость (в час) число элементов в операции длительность в сек.

более 10 более 100

Время активных действий в процентах к длительности смены (коэффициент активности)

  • 10–20%
  • 0,5-0,3

7. Эмоциональное напряжение

Работа по индивидуальному плану

II – мало напряженная

IV – очень напряженная

менее 0,3 мм

Есть помехи, на фоне которых речь слышна:

до 2 элементов

более 5 элементов

более 2 часов

более 5 часов

Работа по простой

Эвристическая

инструкции

(творческая) деятельность

менее 0,2 более 0,8

Работа по индивидуальному графику

Ответственность за безопасность других лиц, личный риск

Эмоциональное напряжение. В реальных условиях трудовой деятельности степень эмоционального напряжения является существенным фактором, определяющим успешность и надежность деятельности. Градации эмоциональной напряженности оценивают по производственным критериям, создающим предпосылки для возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Такими факторами будут: 1. Временны́е факторы (работа по индивидуальному плану, работа по точному графику, работа в условиях дефицита времени). 2. Мотивационная значимость нарушений в процессе деятельности (аварийные ситуации, работы, связанные с личным риском, с ответственностью за безопасность других лиц).

Интеллектуальное напряжение. Величина интеллектуального напряжения не может быть точно категоризирована. Факторами, ее определяющими, могут быть: работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартного, творческого компонента деятельности.

Монотонность труда. К монотонным видам труда относят такие, которые характеризуются следующими признаками: 1) высокая частота повторения трудовых действий; 2) непродолжительный временно́й цикл выполнения операций; 3) малоэлементный количественный состав операции; 4) структурное однообразие трудовых действий; 5) простота трудовых действий. Эти критерии относятся преимущественно к работам, где ведущую роль играет энергетический фактор, т. е. работа с выраженным физическим компонентом. Те же работы, где преобладает информационный фактор, т. е. требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонными, если они: 1) связаны с длительным пассивным наблюдением; 2) имеют недостаток притока сенсорной информации; 3) имеют ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.

Память. Нагрузка на память обусловлена, во-первых, необходимым объемом запоминаемой информации; во-вторых, с длительностью хранения нужной информации в процессе деятельности.

Сменность труда. По степени напряженности режима труда выделяют четыре категории: 1) Работа в утреннюю смену – наиболее оптимальная. 2) Вечерняя смена. На работу наслаивается бытовая нагрузка, активность хуже вечером. 3) Чередование сменной работы: утро, вечер, ночь. 4) Круглосуточная работа. Трехсменная и круглосуточная работа является наиболее утомительной и не физиологичной.

Критерии напряженности труда приведены в табл. 2.

В настоящее время используются различные методы оценки тяжести труда, а также его напряженности. Для этого применяют определенное количество критериев и показателей. Как правило, выделяют четыре степени тяжести и напряженности трудовой деятельности.

Критериями оценки становятся внешние показатели (характеристика работы) и внутренние (стоимость для человеческого организма). Однако такая градация не всегда приемлема для оценки напряженности.

Тяжесть физического труда человека определяется показателем статической и динамической работы, весом перемещаемого груза, мощностью работы, характером рабочей позы и величиной статической нагрузки.

Так мощность внешней работы определяется величиной затраченной физической энергии. Чтобы ее рассчитать, вычисляют количество работы за единицу времени. Так как физическая работа предусматривает перемещение материалов или грузов на определенное расстояние, при ее подсчете учитывают подъем груза, его перемещение по горизонтали и опускание этого груза.

Расчет выполненной работы осуществляется по формуле:

Здесь А – количество работы (кгм); Р – вес груза (кг); Н – высота подъема груза от исходного состояния; 1 – расстояние перемещения груза по горизонтали; h – расстояние опускания груза; k – коэффициент, равный 6.

Мощность работы рассчитывают по формуле:

Тут k – коэффициент перевода кгм в вт, он равен 10, t – время, за которое осуществляется работа (сек.), А – величина работы (кгм), а N – мощность внешней работы (вт/сек). Именно максимальная величина перемещаемого груза – основной показатель, определяющий тяжесть труда.

Статистическая работа в повседневной жизни проявляется несколькими формами: удержание груза или поддержание позы. Как правило, в каждом из случаев противодействует сила тяжести. Статическое сокращение зачастую направлено на преодоление внешней силы.

Статическая нагрузка, которая связана с поддержанием усилий без перемещения тела, либо его отдельных звеньев, характеризуется величиной усилия или удерживаемого груза. Ее определяет произведение усилия на время удержания. Выражается величина статической нагрузки в кг/с. Показателем статической нагрузки считается величина углов наклона, а также продолжительность пребывания в определенной позе по отношению к длительности соответствующей рабочей смены.

Поза поддерживает тела в фиксированном положении. Она определяет психологический эффект, который входит в понятие комфорта. Чтобы оценить тяжесть труда, можно воспользоваться показателями, приведенными на рис. 1.

Рисунок 1 . Критерии тяжести физического труда

Напряженность труда

Напряженность труда целенаправленно характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая предусматривает мобилизацию высших психических функций человека. В их числе внимание, восприятие, оперативная память, а также аналитико-синтетическая деятельность ЦНС.

Замечание 1

Различная степень напряжения этих функций практически не отражается на показателях кровообращения, энергозатрат, газообмена.

Если же умственный труд ограничить производственной деятельностью, оставив в стороне все формы исполнительского и творческого труда (общественные деятели, художники, ученые), можно условно выделить десять показателей, которые применяют для оценки напряженности труда. В их числе:

  • степень напряжения внимания;
  • темп работы;
  • плотность воспринимаемых сигналов;
  • плотность рабочей смены;
  • напряженность анализаторных функций;
  • интеллектуальное напряжение;
  • степень эмоционального напряжения;
  • монотонность работы;
  • сменность труда.

Каждый из показателей необходимо рассмотреть более детально.

Прежде всего среди показателей напряженности труда выделяют внимание. Хоть нынче не существует единого обоснованного критерия его оценки в производственных условиях. Ведь все зависит от особенностей деятельности. Оценку напряженности труда по данному параметру проводят согласно производственным критериям.

Применительно к определенной ораторской деятельности речь может идти о количестве объектов одновременного управления или наблюдения. Другой показатель, который характеризует внимание – длительность сосредоточенного наблюдения. Он рассчитывается, как относительная величина к общему времени рабочей смены. Измеряется в процентах. Так как от оператора требуется способность быстро переключать внимание, учитывается средняя или максимальная частота этих переключений. В совокупности это служит показателем напряженности труда.

Следующий критерий плотность воспринимаемых сигналов. Он характеризует степень напряженности труда по количеству информации поступающей извне за единицу времени. Оценка степени напряженности труда учитывает характер деятельности, а также количество и характер преобразования соответствующей информации. Расчет плотности сигналов вычисляют по произведению количества признаков информации за определенную единицу времени.

Далее следует темп, а также плотность рабочей смены. Такие показатели отражают степень и равномерность рабочей нагрузки непосредственно за смену. Согласно характеру деятельности выделяют два типа активности – контрольно-наблюдательную и двигательную.

Интегральным показателем плотности соответствующей рабочей смены считается«коэффициент активности». Он показывает суммарную деятельности активных (исполнительских или регулировочных) действий к общему времени контроля и наблюдения, но не к длительности смены. Малый вес таких активных действий создает условия мотивационного конфликта, что требует от работника особого нервного напряжения. Но слишком высокий коэффициент отражает уровень напряженности труда, обусловленный высокой двигательной активностью.

Напряженность анализаторных функций напрямую связана с обнаружением и последующим выделением сигналов различной модальности. В их числе тактильная чувствительность, обоняние, слух, зрение. По физической силе выделяют слабые, раздражающие и оптимальные сигналы. Последние находятся в интервале границ оперативного порога. Слабые – ниже, а раздражающие – выше этого самого порога.

Другой подход к оценке степени нагрузки на соответствующие анализаторы заключается в том, что степень нагрузки сравнивают с той категорией, которая отражает нормативные показатели. Степень напряжения слухового органа зачастую определяется двояка. Ведь слышимость речи зависит от расстояния, либо ее разборчивости в процентах, определяемых по уровню шума. Да и уровень звукового давления, уровень звука непосредственно на рабочем месте следует учесть.

Эмоциональное напряжение является существенным фактором, определяющим надежность и успешность деятельности. Его градации оценивают по производственным критериям, которые создают предпосылки для неблагоприятных состояний. Выделяют временные факторы (например, работа по точному, индивидуальному графику или же работа в условиях дефицита времени) и мотивационную значимость нарушений непосредственно в процессе деятельности (различные аварийные ситуации, работы, которые связаны с личными рисками, ответственностью за безопасность других людей).

Интеллектуальное напряжение определяет категоризированная величина. Ведь ее факторами могут быть работа по разработке алгоритмов деятельности разной сложности; работа, которая связана с принятием всевозможных решений, либо при участии творческого, нестандартного компонента деятельности.

Следующий момент – монотонность труда. Ее характеризуют следующие признаки:

  • высокая частота повторения определенных трудовых действий;
  • непродолжительный временной цикл выполнения соответствующих операций;
  • малоэлементный количественный состав операций;
  • структурное однообразие и простота трудовых действий.

Такие критерии относят в основном к работам, где энергетический фактор играет ведущую роль. То есть при выраженном физическом компоненте. Те работы, где информационный фактор преобладает, требует напряжения сенсорных механизмов, а также определенных психических функций. Их считают монотонными при:

  • длительном пассивном наблюдении;
  • недостатке притока сенсорной информации;
  • наличии ограничений в воздействии определенных производственных раздражителей и сигналов.

Нагрузка на память обусловлена необходимостью запоминать информацию и длительное время хранить ее, используя непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Рисунок 2 . Критерии напряженности труда

Сменность труда классифицируется по четырем категориям. Она зависит от степени напряженности трудового режима. Например, работа в утреннюю смену считается самой оптимальной. Вечерняя смена предусматривается наслаивание бытовых нагрузок. Вечером, как правило, активность у людей ниже. Также есть третья категория – чередования сменной работы – ночь, утро, вечер. Предусматривается и вероятность круглосуточность деятельности, то есть трехсменной. Она по праву считается наиболее утомительной, не физиологической.

Учитывая все эти критерии можно оценить тяжесть труда, а также его напряженность и подобрать оптимальный вариант деятельности в том или ином режиме.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Количественная оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Тяжесть труда -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

масса поднимаемого и перемещаемого груза;

общее число стереотипных рабочих движений;

величина статической нагрузки;

рабочая поза;

степень наклона корпуса;

перемещения в пространстве.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

интеллектуальные нагрузки;

сенсорные нагрузки;

эмоциональные нагрузки;

степень монотонности нагрузок;

режим работы.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг* м).

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг * м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (общая или региональная) и расстояния перемещения груза определяют к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Для определения массы (кг) груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной массы, то она умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену). Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60--250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого -- либо автоматического счетчика, число движений за 10--15 мин, рассчитывается число движений в 1 мин, а затем умножается на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяется путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных частей, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому инструменту (изделию). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких -- нибудь других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений или по фотографии рабочего дня.

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе, определяется на основании хронометражных данных за смену.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножением на число этих операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали -- по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины -- с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить его на поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимается). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский -- 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну ступень выше.

Оценка напряженности трудового процесса основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно -- эмоциональных состояний (перенапряжений). Все факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Нагрузки интеллектуального характера, «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

«Восприятие сигналов (информации) и их оценка» -- по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, конструкторы, врачи).

«Распределение функций по степени сложности задания».

Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, конструкторы, водители транспортных средств -- класс 3.1). наиболее сложная функция -- это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

«Характер выполняемой работы» -- в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс -- лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -- мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Сенсорные нагрузки.

«Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -- чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

«Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы» -- количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые, сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, символы, текст, формулы и др.) и при речевом сообщении (по телефону и радиотелефону, при непосредственном прямом контакте работников).

«Число производственных объектов одновременного наблюдения» -- указывает, что с увеличением числа объектов одно временного наблюдения возрастает напряженность труда.

«Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Со ответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

«Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты -- чем больше процент времени, тем больше нагрузка, при водящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

«Наблюдение за экраном ВДТ (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ за экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% -- 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10--15 дБ и соответствует разборчивости слов, равной 90--70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м и т.п.

«Нагрузка на слуховой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» -- указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (класс 2): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника. (1 класс).

«Степень риска для собственной жизни» и «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи -- реаниматоры и т.п.) или личную безопасность (космонавты, пилоты) 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи -- инфекционисты, водители автотранспорта и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты и др.) -- их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Монотонность нагрузок.

«Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» -- чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 -- 3.2).

«Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» -- чем короче время, тем соответственно выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 -- 3.2).

«Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом технологического процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 -- 3.2).

«Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» -- чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Физическая тяжесть труда – нагрузка на организм, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующих энергетических затрат. Классификация физического труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

Величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену;

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

Количество стереотипных рабочих движений в смену;

Величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза;

Удобство рабочей позы;

Количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при от­сутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза и тела человека в пространстве. Условия труда оптимальные при перемещении груза до 15 кг, допустимые или вредные условия труда 1-й степени тяжести – до 30 кг (для женщин - 7 и 10 кг соответственно). связанна с затратой человеком усилий без перемещения тела. Она характеризуется массой удерживаемого груза и временем удержания его в статическом состоянии. Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных движений и перемещений в пространстве. Под перемещением в пространстве понимают переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом. Перемещения до 4-х км – оптимальные условия труда, от 4-х до 10 км – допустимые, а до 15 км и выше – соответственно вредные условия труда 1 и 2 степени. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недо­статков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% ра­бочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в преде­лах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдает­ся уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечнос­тей, которые должны обеспечить большую скорость и точ­ность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде инфор­мации приводят к монотонности труда. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исклю­чает человека из процесса непосредственной обработки пред­мета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.


Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выполне­ния, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония - одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления ле­жит преобладание процесса торможения в корковой деятельно­сти, развивающееся при действии однообразных повторных Раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление. Формы труда, связанные с дистанционным управ­лением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое опе­ративное звено - чем менее автоматизирован процесс уп­равления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты уп­равления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации (интеллектуальный труд ). Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

Оптимальный - напряженность труда легкой степени;

Допустимый - напряженность труда средней степени;

Напряженный труд трех степеней.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Напряжённость труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа, одновременно наблюдаемых объектов (поездные диспетчеры, операторы и др.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены – условия труда оптимальные, 26-50% - допустимые, 51-75% - напряжённый труд 1-й степени, более 75% - 2-ой степени. Работа за компьютером свыше 3 часов определяет класс условий труда как напряжённый, от 3 до 4 часов – 1-й степени (класс 3.1), более 4-х часов – 2-й степени (класс 3.2).Условия труда характеризуются также фактической продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. При продолжительности рабочего дня до 7часов – оптимальные условия труда; до 9часов – допустимые; более 9часов – напряжённые. Односменная работа без ночной смены – оптимальные условия труда; двухсменная без ночной смены – допустимые. Трёхсменная работа с наличием ночной смены – это напряжённый труд 1-й степени вредности.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инже­неры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его –это ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, след­ствием чего является мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составля­ют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия , т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повыше­нию эмоционального напряжения. Гипокинезия является не­благоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной дея­тельности. В наступивший компьютерный век во многих про­фессиях, преимущественно физического труда, увеличива­ется доля умственного компонента, когда даже функции уп­равления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на оператор­ский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отлича­ются они по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофак­торного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного ад­министратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учрежде­ний, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышен­ной личной ответственностью, периодическим возникновени­ем конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, на­пряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайне­ров, научных работников, писателей, композиторов, артис­тов, художников, архитекторов, конструкторов. Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильно­го решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, вос­приятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой де­ятельности человека возможно при обязательном учете фи­зиологических основ умственного и физического труда, про­ведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых кол­лективов и отдельных работников.

Все производственные факторы подлежат анализу при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Следует отметить, что чёткой границы между опасными и вредными производственными факторами часто не существует , но определенная взаимосвязь имеет место. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению травмоопасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

9. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ

ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

9.1. Оценка тяжести трудового процесса

Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением; статическая работа – с удержанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Физическая нагрузка может быть общей (задействовано большинство мышц организма) и региональной (задействованы преимущественно мышцы соответствующих конечностей).

Чрезмерные физические усилия могут стать причиной переутомления, потери работоспособности, различных заболеваний. В строительстве и других сферах деятельности актуальной является задача определения класса условий труда в зависимости от тяжести трудового процесса. Тяжесть трудового процесса оценивают в соответствии с нормативным документом . Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

– масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

– стереотипные рабочие движения;

– рабочая поза;

– наклоны корпуса;

– перемещение в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода и используется для определения класса условий труда по табл. 9.1.

Таблица 9.1


Классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса

Показатели тяжести трудового

процесса

Классы условий труда

(тяжелый труд)

1 степени

2 степени

работы за смену, кгּм)

1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м:

для мужчин

для женщин

1.2. При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):

1.2.1. При перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м

для мужчин

для женщин

1.2.2. При перемещении груза на расстояние более 5 м

для мужчин

для женщин

Более 35000

Более 25000

Более 70000

Более 40000

Продолжение табл. 9.1

Показатели тяжести трудового

процесса

Классы условий труда

оптимальный (легкая физичес­кая нагрузка)

допустимый (средняя физическая нагрузка)

(тяжелый труд)

1 степени

2 степени

2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг

2.1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час):

для мужчин

для женщин

2.2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены:

для мужчин

для женщин

2.3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:

2.3.1. С рабочей поверхности:

для мужчин

для женщин

2.3.2. С пола

для мужчин

для женщин

3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену)

3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук)

3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса)

Более 60000

Более 30000

Продолжение табл. 9.1

Показатели тяжести трудового

процесса

Классы условий труда

оптимальный

допустимый (средняя физическая нагрузка)

(тяжелый труд)

1 степени

2 степени

4. Статическая нагрузка – величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс×с

4.1. Одной рукой:

для мужчин

для женщин

4.2. Двумя руками:

для мужчин

для женщин

4.3. С участием мышц корпуса и ног: для мужчин

для женщин

Более 70000

Более 42000

Более 140000

Более 84000

Более 200000

Более 120000

5. Рабочая поза

5.1. Рабочая поза

Свободная, удобная поза, возможность смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в позе стоя до 40% времени смены

Периодическое, до 25% времени сме­ны нахождение в неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60% времени

Периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной по­зе; пребывание в вынужденной позе (на коле­нях, на корточ­ках и т. п.) до 25% времени смены. Нахождение в позе стоя до 80% времени смены

Периодическое, более 50% времени смены нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках и т. п.) более 25% времени смены. Нахождение в позе стоя более 80% времени смены


Окончание табл. 9.1


Показатели

тяжести трудового

процесса

Классы условий труда

оптимальный (легкая физичес­кая нагрузка)

допустимый (средняя физическая нагрузка)

(тяжелый труд)

1 степени

2 степени

6. Наклоны корпуса

6.1. Наклоны корпуса (вынужденные более 30˚), количество за смену

7. Перемещение в пространстве, обусловленные технологическим процессом,

7.1. По горизонтали

7.2. По вертикали

по физической динамической нагрузке

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции, и путь его перемещения в метрах.

Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы, кгּм, за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза определяют, к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Пример. Рабочий (мужчина) занимается контролем деталей, используемых в строительстве. В процессе работы он поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую. Всего за смену рабочий обрабатывает 1100 деталей.

Решение. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, т. к. каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену.

Итого: 2,5 кг × 0,8 м × 2 × 1100 = 4400 кг×м. Работа региональная, расстояние перемещения груза до 1 м, следовательно, по показатабл. 9.1) работа относится ко 2 класс у условий труда.

Оценка тяжести трудового процесса

по массе поднимаемого и перемещаемого груза вручную

Для определения массы груза, кг, (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной массы, то эта масса умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

Пример. Оценить тяжесть трудового процесса по массе поднимаемого и перемещаемого груза вручную. Исходные данные взять из предыдущего примера.

Решение. Масса груза 2,5 кг, следовательно, по п. 2.2 (табл. 9.1) условия труда можно отнести к 1 классу . За смену рабочий поднимает 1100 деталей, по 2 раза каждую. В час он перемещает 138 деталей (1100 деталей: 8 часов). Каждую деталь рабочий берет в руки 2 раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемая в течение каждого часа смены, составляет 690 кг (138×2,5 кг×2). Груз перемещается с рабочей поверхности, поэтому эту работу по п. 2.3 (табл. 9.1) можно отнести ко 2 классу условий труда.

Оценка тяжести трудового процесса

по стереотипным рабочим движениям

Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т. е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое.

Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60…250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т. е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого-либо автоматического счетчика число движений за 10…15 минут, рассчитываем число движений в 1 минуту, а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Пример. Оценить тяжесть трудового процесса маляра по стереотипным рабочим движениям (количество за смену), если маляр выполняет около 110 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65% рабочего времени, т. е. 312 минут.

Решение. Маляр за смену совершает 312×110 = 34320 движений, что по п. 3.2 (табл. 9.1) позволяет отнести работу к классу 3.2 (вредные условия труда второй степени). Для такой работы требуется улучшение условий труда.

Оценка тяжести трудового процесса

по статической нагрузке

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту).

Пример. Оценить тяжесть трудового процесса маляра (женщины) по статической нагрузке, когда она при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,7 кгс в течение 80% времени смены.

Решение. Время удержания краскопульта в течение смены составляет 23040 секунд. Величина статической нагрузки будет составлять 1,7 кгс×23040 с = 39168 кгс×с. Работа по п. 4 табл. 9.1 должна быть отнесена к классу 3.1.

Оценка тяжести трудового процесса

по наклонам корпуса

Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 90 глубоких наклонов (более 30°). По показатруд относится к классу 2 (табл. 9.1).

Оценка тяжести трудового процесса

по перемещению в пространстве

В данном случае учитываются переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали – по лестницам, коридорам и др., км.

Самый простой способ определения этой величины – с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский – 0,5 м) и полученную величину выразить в км.

Пример. По показателям шагомера работник (мужчина) делает по горизонтальной поверхности около 11000 шагов за смену. Проходимое работником расстояние составляет 11000×0,6 м = 6,6 км. По показатяжесть труда относится ко второму классу (табл. 9.1).

Оценка тяжести трудового процесса по рабочей позе

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену.

Пример. Оператор неразрушающего контроля строительных конструкций около 40% рабочего времени проводит в фиксированной позе – работает с приборами. По пункту 5.1 его работу можно отнести к классу 3.1 (табл. 9.1).

Общая оценка тяжести трудового процесса

Общая оценка тяжести трудового процесса проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю. Окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному показателю, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

Пример . Работник вручную, в позе стоя (до 75% времени смены) контролирует качество осмотром и укладывает облицовочную плитку со стола в лотки. Одновременно берет 2 плитки (в каждой руке по плитке) массой 0,3 кг каждая (одноразовый подъем груза составляет 0,6 кг) и переносит на расстояние 1 м. За смену он укладывает 11000 плиток. При переносе со стола в лоток работник удерживает плитки в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают плитки, стоят в контейнерах, и при укладке в нижние ряды работник вынужден совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 240 за смену.

Решение. Проведем расчеты, используя табл. 9.1 и нумеруя пункты в соответствии с обозначениями строчек этой таблицы:

п. 1.1. – физическая динамическая нагрузка составит:

0,6 кг×1 м×11000/2 = 3300 кг×м – класс 2;

п. 2.2 – масса одноразового подъема груза: 0,6 кг – класс 1;

п. 2.3 – суммарная масса груза: в течение каждого часа смены она составляет – 0,6 кг×5500 = 3300 кг, разделив на 8 часов работы в смену, получим 412,5 кг – класс 2;

п. 3.2 – стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке плитки за смену достигает 1100×2 = 22000 – класс 3.1;

0,3 кг×3 с = 0,9 кг×с, так как плитка удерживается в течение 3 секунд. Статическая нагрузка за смену одной рукой 0,9 кг×с×5500 = 49500 кг×с, двумя руками – 9900 кг×с – класс 1;

п. 5 – наклоны корпуса: за смену число наклонов составляет 240 – класс 3.1;

п. 6 – перемещение в пространстве: работник в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 2 км за смену – класс 1.

п. 7 – рабочая поза: рабочий стоит от 60% до 80% времени смены – класс 3.1;

Из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 3 относятся к классу 3.1. Учитываем, что при наличии 2 и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на одну степень. Поэтому окончательная оценка тяжести трудового процесса работника должна быть отнесена к классу 3.2.

9.2. Оценка напряженности трудового процесса

Напряжённость труда характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с рекомендациями Руководства Р 2.2.755-99 . Сама оценка основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок, которые рассмотрены ниже.

Оценка нагрузки интеллектуального характера

Данный показатель указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Например, наиболее простые задачи решают штукатуры (1 класс условий труда), а деятельность требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для электриков, медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т. п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеют место в работе руководителей, производителей работ, мастеров, водителей транспортных средств, и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая эвристической деятельности, установлена у научных работников , конструкторов, архитекторов и др. (класс 3.2).

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка .

По данному фактору трудового процесса восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (работа маляра, лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, крановщиков, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий, водители транспортных средств, производители работ, конструкторы, врачи, научные работники, электромонтажники, механики некоторых видов оборудования и т. д.).

3. Распределение функций по степени сложности задания .

Трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители строительных и многих других предприятий, научные работники, бригадиры и т. п.

4. Характер выполняемой работы .

Когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера, научные работники, конструкторы). Наибольшей напряженностью (класс 3.2) характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (руководители предприятий, водители транспортных средств).

Подробнее оценку нагрузки интеллектуального характера можно посмотреть в табл. 4.11.9 руководства Р 2.2.755-99 .

Оценка сенсорных нагрузок

1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) .

Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены при этом принимается за 100%. Например, наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: диспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51–75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колеблются у мастеров строительных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).

2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы .

Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении. Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

«Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

– когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;

– когда от 1 до 5 показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и/или 3.2, а остальные показатели оценены как 1 и/или 2 класс.

«Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.

При этом труд напряженный 1 степени (3.1) в тех случаях когда:

– 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

– от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2 степени (3.2) устанавливается когда:

6 показателей отнесены к классу 3.2;

Более 6 показателей отнесены классу 3.1;

От 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;

– когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то