Срок действия аккредитации рабочих мест. Срок действия аттестации рабочих мест

(АРМ, – ред.). В отличие от АРМ, при которой описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.

На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

Как было при АРМ. Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился . При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот травмоопасность была исключена по ряду причин. Узнайте подробнее .

Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.

Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет . Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества . Заметное изменение – ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь:

Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’

Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.

Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям

Не так давно кадровые специалисты сомневались в том, обязательна или нет аттестация рабочих мест. Существовали исключительные отдельные категории, а вот любое другое место должно было пройти такую процедуру. В 2013 году ввели новый законодательный акт, которым обязательность процедуры отменена. В настоящее время необходимо делать специальную оценку условий труда - СОУТ. Она регламентирована ФЗ, изданным в конце декабря 2013 года под номером 426. СОУТ становится обязанностью любого законопослушного работодателя.

Особенности вопроса

Согласно действующему законодательству, СОУТ несколько отличается от прежней процедуры аттестации рабочих мест по условиям работы. Также изменен ряд нормативов, включая наказание на несоблюдение действующих правил. Если предприятие отказывается проводить СОУТ, придется заплатить административный штраф - расценки стали выше в сравнении с прежними правилами. Если на производстве случится несчастный случай, виновнику придется отвечать по всей строгости уголовного законодательства. Об этом дополнительно уточнено в 421-м федеральном законе.

Раньше кадровая служба почти никогда не сомневалась, обязательна или нет аттестация рабочих мест: законом оговаривался факт проведения такого мероприятия, а ответственность за него возлагалась на работодателя. Обязательства закреплялись сборником трудовых законов, а именно 212-й статьей. С 2014 года предприятия должны организовывать СОУТ. Поправки, посвященные этому вопросу, были вписаны в ТК. В настоящий момент в этом законодательном сборнике вообще не найти словосочетания «аттестация рабочего места».

В 426-м ФЗ можно найти определение СОУТ и правила, которым подчиняется процедура проведения мероприятия. Согласно действующим нормативам, оценка - комплексная процедура, состоящая из последовательных мер, позволяющих идентифицировать опасные, вредоносные факторы на производстве. Специалисты должны оценить, насколько велик уровень их влияния на трудоустроенного. Итоги оценки позволяют отнести конкретное место к классу, подклассу.

Ответственность и роли

Закон, рассказывающий о том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, также декларирует, кто отвечает за организацию исследовательских процедур в рамках СОУТ. Специальная оценка - сфера ответственности работодателя. Подробно это объясняется в обновленном издании 212-й статьи кодекса законов, регламентирующих рабочие отношения. Кроме того, обязательства по проведению СОУТ оговариваются в первой части восьмой статьи ФЗ 426. Любое предприятие, даже индивидуальный предприниматель, обязано проводить СОУТ, если принимает на работу персонал.

О том, обязательна или нет аттестация рабочих мест, говорит законодательство, обращающее внимание на то, как много человек работает в фирме. Так, если предприниматель не нанимает никого со стороны, он не получает статус работодателя. Как следствие, на него не возлагаются обязательства по проведению специальной оценки. Едва будет принято решение о найме персонала, даже если это будет всего лишь один человек, придется обратиться к законам, чтобы разобраться в правилах проведения СОУТ, и осуществить это мероприятие относительно нового рабочего места. Не нужно организовывать оценку, если человека нанимает на работу физлицо, вовсе не имеющее предпринимательского статуса. Такие правила оговорены 426-м федеральным законом, а именно третьей статьей.

Где и как работаем?

Сегодня не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, ее место заняла оценка, причем правила организации такого мероприятия во многом определяются тем, какое рабочее место нужно исследовать. Для некоторых специфических мест законом оговорены специализированные правила. Перечень (включавший описание процедуры оценки) рабочих мест, оцениваемых по старым правилам, несколько отличается от действующего сегодня. Ранее аттестовать нужно было только места, на которых работником применялся ручной инструмент, агрегаты и аппараты, машины и установки, транспорт. Словом, любой потенциально опасный предмет уже становился поводом для организации аттестации. Для СОУТ таких ограничений нет. Эту процедуру нужно проводить всегда, вне зависимости от наличия источника потенциальной опасности на рабочем месте.

Ранее кадровики, разбираясь, обязательно ли проводить аттестацию рабочих мест, практически не обращали внимание на то, где таковое находится: на территории предприятия либо человек работает удаленно, из дома. Ранее были общие основания для дистанционных и трудящихся в пределах фирмы людей, но текущее законодательство не требует проводить оценку рабочих условий для людей, которые трудятся дома, т. е. работают удаленно.

А мы в офисе!

Ранее кадровики беспокоились насчет того, обязательна ли аттестация рабочих мест, если таковые организованы в офисном пространстве. Министерство труда даже издавало специальные пояснения - впрочем, после их публикации у многих по-прежнему были неясности. В настоящий момент поводов для разночтений нет в принципе. Текущее законодательство не содержит каких-либо исключений, как следствие, специализированная оценка необходима всегда и везде, даже если речь идет об офисном пространстве.

Часто ли?

Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация - введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.

Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.

С чего все начинается

В 2017 году обязательная аттестация рабочих мест уже была отменена, а на смену ей пришла СОУТ. Как и в 2017-м, в текущем году ответственность за организацию и проведение мероприятия полностью возлагается на работодателя. Чтобы начать процедуру специальной оценки, в первую очередь придется издать приказ о сборе ответственной за процедуру комиссии. Также выбирают стороннее юридическое лицо, имеющее право проведения оценки и лицензию, подтверждающую таковое. С фирмой заключают договоренность, регламентирующую взаимную работу. Как правило, составляют договор гражданского-правового характера как самый простой и удобный для указанной цели.

Комиссия обязательно должна включать представителя работодателя, лицо от профсоюзной организации, если таковая есть в компании, и стороннего либо нанятого на предприятие работника, отвечающего за охрану труда. В случае когда оценка требуется малому предприятию, комиссия обязательно включает руководителя, индивидуального предпринимателя. Глава комиссии - или представитель предприятия, или тот самый человек, который дает персоналу рабочие места.

С кем сотрудничать?

ТК, который ранее объяснял, когда и в каких случаях требуется обязательное проведение аттестации рабочих мест, в настоящий момент декларирует правила организации оценки рабочего пространства. Согласно нормативным актам, для этого необходимо привлекать стороннее юридическое лицо. Именно на него возлагаются обязательства по непосредственно оценке рабочего места. Предприятие должно специализироваться на СОУТ. Этот факт декларируют уставные документы. Кроме того, оно должно располагать не менее чем пятью экспертами в сфере СОУТ, получившими сертификат установленной формы, подтверждающий их право на проведение оценочных работ. Согласно законодательству, один из этих пяти должен специализироваться на общих гигиенических вопросах или обладать специализацией гигиениста в сфере труда или доктора в области лабораторных исследований, посвященных санитарии и гигиене на обследуемом объекте.

Чтобы организовать полноценную и удовлетворяющую нормативным актам СОУТ, пришедшую на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательно следует иметь возможность прибегнуть к лабораторным услугам. Для этого у предприятия должна быть собственная лаборатория для испытаний. Таковую сперва аккредитуют, дабы подтвердить тот факт, что она применима для оценки опасности, вредоносности производственные факторов, рабочего процесса.

Все официально

Ранее узнать о том, кто проводит аттестацию рабочих мест, можно было из специальных перечней. В настоящее время для предпринимателей более актуальна информация о списке компаний, имеющих право проведения специальной оценки. Для их учета также ведутся специализированные перечни. Любое предприятие, получившее лицензию, набравшее соответствующий штат и располагающее лабораторией, может начать свою деятельность лишь после включения в реестр.

Ранее, выбирая, кто проводит аттестацию рабочих мест, необходимо было найти стороннее лицо, не связанное с исследуемым предприятием. В настоящее время эти нормативы не изменились. Специальную оценку должна проводить независимая компания. Несоблюдение указанных условий сделает процедуру оценки недействительной, как следствие, при первой же проверке инспекцией работодатель получит штраф.

Шаг за шагом

Во многом суть аттестации рабочих мест и СОУТ, пришедшей ей на смену, совпадает. В рамках оценочных работ ответственные за изучение предприятия специалисты должны оценить, есть ли на конкретном рабочем месте вредоносные опасные факторы, влияющие на персонал. Если не удается обнаружить подобных явлений, этот факт фиксируется в декларации, которую затем направляют в трудовую инспекцию.

Если инспекция показала наличие опасных вредоносных явлений, необходимо организовать испытательные, измерительные работы. Их итоги позволяют классифицировать все изученные места. Есть четыре класса. Самый комфортный для работы - это оптимальные условия. Несколько менее приятны допустимые рабочие условия. Есть вероятность вредного места, а наихудший вариант классифицируется как опасный. Вредные рабочие условия принято подразделять на четыре подкласса: с первого по четвертый.

Особенности процедуры

Если ранее предприниматели не всегда понимали, какой должна быть организация аттестации рабочих мест по условиям труда, сегодня действующие нормативы закона не оставляют возможностей для разночтений. Согласно декларированной нормативными актами процедуре, когда комиссия заканчивает специальную оценку, ее участники формируют официальный отчет, в котором фиксируют все полученные в ходе работы полезные сведения. Необходимо перечислить изученные рабочие места, для каждого из них указать, какие вредоносные, опасные факторы удалось обнаружить. Если проводились испытательные, измерительные работы, предоставляют протоколы об их организации. При наличии экспертного заключения его подшивают к делу.

Разобравшись в том, действительно ли обязательно проводить аттестацию рабочих мест или нет, нужно ли организовывать СОУТ (да), работодатель должен ответственно отнестись ко всем шагам процесса проведения оценки. Когда комиссия закончит работать над отчетом, с этим документом нужно ознакомить весь без исключения персонал предприятия. Факт ознакомления фиксируется личной подписью трудоустроенного. Сводная информация по итогам специальной оценки обязательно публикуется на сайте предприятия, если фирма таковым располагает.

Где пригодится?

Документация, полученная по итогам СОУТ, дает достаточно информации для заполнения граф бланка 4-ФСС. Сведения, извлеченные экспертами в ходе специальной оценки, необходимы для работников страхового фонда, дабы оценить величину надбавок, скидок по графам, связанным с возможным травматизмом в ходе производственного процесса.

Полученные в ходе специальной оценки сведения необходимы для определения тарифов для пенсионного фонда. Тариф варьируется в пределах 0-8%, причем конкретные показатели зависят от класса, подкласса рабочего места.

Исходя из итогов специальной оценки предприниматель может определить оптимальную частоту прохождения нанятыми работниками медицинского осмотра. Корректно используя информацию, можно удачно подобрать способы и меры оптимизации рабочего процесса, дабы условия стали лучше.

Особенности вопроса

Как выше было указано, нормативы, описывающие специальную оценку, впервые были изданы в конце декабря 2013 года, поэтому в настоящий момент еще есть предприятия, для которых последняя аттестация рабочих мест произошла менее пятилетия тому назад. Для всех таких фирм последняя аттестация законодательством была приравнена к специальной оценке, поэтому дополнительных мероприятий организовывать не требуется. Как только пройдет пять лет с момента последнего изучения производственных точек, необходимо будет организовать новую оценку, так как результаты прежней автоматически аннулируются.

Если предприятие не проводит такой оценки, можно привлечь предпринимателя, лицо, ответственное за предоставление персоналу рабочих мест, к ответственности. Наказание выбирают, исходя из административного законодательства. Величина штрафа для физического лица варьируется в границах 5-10 тысяч рублей, для предприятия - в пределах 60-80 тысяч. Кроме того, ответственная за проверку инстанция вправе приостановить работу компании. Длительность паузы может достигать 90 дней.

В некоторых случаях проверяющие могут ограничиться вынесением предупреждения. Если это не помогло и спустя некоторое время повторно выявлено такое же нарушение, применяются более строгие санкции. Если штраф уже был вынесен, его увеличивают для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 30-40 тысяч, а для компаний - до 100-200 тысяч. Есть вероятность наказания в форме дисквалификации. Мера будет длиться 1-3 года. Предприятие или индивидуальное предпринимательство могут закрыть. Пауза в ведении деятельности достигает 90 дней.

Варианты развития ситуации

Любая фирма, располагающая местами, на которые влияют опасные факторы, встречается с риском несчастного случая. Если таковой случится, при этом предприятие не сможет предоставить результаты проведенной ранее специальной оценки, можно говорить о вине работодателя в произошедшем. Если таковую удается доказать, наказание выбирают исходя из нормативов уголовного законодательства. Руководствуются обычно 143-й статьей, по которой могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч включительно. Альтернативный вариант штрафа - заработная плата за 18 месяц или иной формат дохода за этот же срок.

Если вина доказана, провинившемуся могут назначить исправительные работы длительностью до двух лет. Возможны принудительные работы на период не более года или лишение свободы на срок до трех лет. Если несчастный случай повлек за собой смерть пострадавшего, руководителю предприятия могут назначить принудительную отработку в течение от 1 до 4 лет, могут лишить свободы. Если случай стал причиной смерти двух и более человек, максимальный срок увеличивается до пяти лет.

Правовой основой для аттестации рабочих мест является постановление Минтруда России от 14.03.1997 г. №12 «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Результаты аттестации могут быть использованы для:

    планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

    сертификации работ по охране труда на предприятии;

    обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

    решения вопросами о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, установления диагноза профзаболеваний;

    включения в трудовой контракт условий труда работников;

    ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

    составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;

    применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, определяет для него необходимые условия по практическому выполнению обязанностей согласно законодательным актам по охране труда.

Аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места на предприятии. Сроки аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменений условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса и по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест.

Аттестацию осуществляет организация самостоятельно или с привлечением для проведения части работ специалистов.

При аттестации рабочих мест работы проводятся по трем направлениям:

    гигиеническая оценка условий труда по факторам вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса;

    оценка травмобезопасности рабочих мест;

    оценка обеспеченности работников средствами защиты.

По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, опасные, вредные) и степень (1, 2, 3, 4) вредных условий труда по гигиеническим критериям.

По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальный, допустимый, опасный).

По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.

Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы.

Аттестационная комиссия оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда, который включает перечень необходимых мер, которые необходимо выполнить на предприятии для улучшения условий и охраны труда.

Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, что

рабочее место аттестовано при выполнении требований:

    отсутствуют опасные и вредные факторы или их фактические значения соответствуют оптимальным или допустимым значениям;

    выполнены требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ;

рабочее место признано условно аттестованным , если

    фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие гигиенические нормативы;

    требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не соответствуют нормам;

    условия труда относятся к вредным;

рабочее место неаттестовано , если условия труда отнесены к 4 классу (опасные) и подлежит немедленной ликвидации или переоснащению.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то