Проблемы развития малого бизнеса. Проблемы развития малого бизнеса в россии Объем портфеля кредитов малому бизнесу

Понятие малого предпринимательства

К малому предпринимательству относится деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, которые государством определяются как предприятия малого бизнеса в соответствии с условиями, которые установлены действующим законодательством.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017) содержит условия, выполнение которых означает отнесение предприятия к категории малого бизнеса. Согласно статье 4 данного закона устанавливаются критерии по среднесписочной численности персонала, объему дохода и специальные требования.

С точки зрения содержания и специфики малого предпринимательства данная форма хозяйственных отношений означает работу в условиях полной самостоятельности, имущественной ответственности, риска, а предприниматель является единоличным хозяином своего предприятия. Для малых предприятий часто характерна полная вовлеченность в бизнес как самого предпринимателя, так и членов его семьи, так называемый "семейный бизнес".

Малые предприятия – это одновременно работодатели, производители продукции, услуг, работ, катализаторы научно-технического прогресса, налогоплательщики, экономические агенты. Что в совокупности определяет их роль в экономике.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017) в ст. 4 содержит следующие критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Доля в малом предприятии

Среднесписочная численность

Годовой доход

Специальные требования подробно указаны в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 (должно соблюдаться хотя бы одно из требований). При этом требования касаются ограничения доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, некоммерческих организаций, которая не должна превышать 25%, а доля участия иностранных организаций – не должна превышать 49%. Отдельно оговорено, что данные требования не распространяются на малые предприятия из высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Также имеется ограничение по владению голосующими акциями.

Среднесписочная численность не должна превышать 100 человек, при этом отдельно выделены микропредприятия со среднесписочной численностью до 15 человек (подпункт "а" пункта 2 части 1.1 статьи 4).

Годовой доход предприятия не превышает 800 млн. рублей и 120 млн. рублей для микропредприятий (пункт 3 части 1.1 статьи 4). При этом предельные значения дохода установлены отдельным актом: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Роль малого предпринимательства в экономике

Роль малого предпринимательства проявляется на макроуровне и микроуровне экономики, а также в социальном плане.

Роль малого предпринимательства в экономике
Направление Характеристика
Макроуровень экономики. С точки зрения функционирования национальной экономической системы роль и значение малого предпринимательства выражается в следующих показателях:
  • доля валового внутреннего продукта, создаваемого малыми предприятиями;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля малых предприятий в общем количестве предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом предпринимательстве;
  • доля экспорта продукции и услуг, приходящаяся на малые предприятия;
  • доля налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса;
  • доля основного капитала, функционирующего в сфере малого предпринимательства;
  • доля продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в их общей структуре в разрезе по отдельным видам.

Увеличение данных показателей в динамике свидетельствует об увеличении роли малого предпринимательства в экономике страны.

Микроуровень экономики. Роль малого предпринимательства в народном хозяйстве определяется следующими обстоятельствами:
  1. расширение охвата отдельных рынков и повышение степени удовлетворения населения в товарах и услугах;
  2. на создание и организацию работы малых предприятий не требуется крупных вложений, а также не требуется длительный срок вывода их на проектную мощность;
  3. развитие малого бизнеса способствует развитию конкуренции на отдельных рынках, где отсутствует целесообразность монопольного доминирования;
  4. малые предприятия отличаются более простой структурой управления, так как не требуют сложных управленческих подходов, свойственных крупным предприятиям;
  5. субъекты малого предпринимательства могут быстрее адаптироваться к изменениям условий хозяйствования;
  6. развитие малого бизнеса в определенной степени способствует снижению безработицы, так как малые предприятия создают новые рабочие места;
  7. малое предпринимательство влияет на увеличение количества представителей среднего класса, мелких собственников, которые заинтересованы в стабильности экономической системы страны;
  8. малые предприятия более гибки и восприимчивы к конъюнктуре целевого рынка и в теории быстрее реагируют на изменения спроса по сравнению с крупными предприятиями;
  9. рост числа субъектов малого предпринимательства способствует повышению темпов роста экономики и наоборот – чем выше темпы роста экономики, тем более высоким будет рост числа малых предприятий.
Социальная роль малого предпринимательства в экономике
  • повышение степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;
  • улучшение качества обслуживания;
  • повышение удовлетворенности населения в своем труде, как средстве самовыражения;
  • повышение уровня жизни населения;
  • снижение социальной напряженности в обществе.

Малое предпринимательство в России

С точки зрения содержательной роли малого предпринимательства в экономике Российской Федерации выхода данного сектора национальной экономической системы на траекторию устойчивого роста требуют изменяющиеся условия хозяйствования. Малому предпринимательству уделяется повышенное внимание со стороны государства: в последние годы существенно облегчена процедура регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая возможность электронной регистрации бизнеса, реализуются программы поддержки малого бизнеса в целевых и приоритетных отраслях и сферах деятельности, снижены административные барьеры, проверки и т.д.

В последние годы бюрократические операции в государственных учреждениях для малых предприятия стали менее продолжительными, чем в финансово-кредитных учреждениях.

Вместе с тем субъекты малого предпринимательства должны занимать более серьезные позиции в структуре экономики России, улучшая макроэкономические показатели. Соответственно, на данном направлении требуется продолжение реализации государственной политики стимулирования развития малого бизнеса. Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого предпринимательства. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.

Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России

Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.

Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.

Вместе с тем, было бы наивным считать, что малое предпринимательство может стать основой экономики страны: на то оно и малое, чтобы и вклад его в экономику был достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес может выполнять функцию связующего звена, а для населения – функцию расширения ассортимента товаров, услуг, работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.

Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:

  • наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
  • слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;
  • низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);
  • отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.
  • как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.

Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.

Перспективы малого предпринимательства в России связаны со следующими направлениями:

  1. Организация новых проектов и малых предприятий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в контексте реализации политики импортозамещения в России.
  2. Создание инновационных малых предприятий, ориентированных на IT-технологии, внедрение информационных технологий, разработок.
  3. Продолжение реализации планов по поддержке малого предпринимательства со стороны государства.
  4. Реализация целевого принципа содействия малому предпринимательству, ориентированного на экспорт продукции, на инновации, на социальную сферу, высокотехнологичную продукцию.
  5. Налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий.
  6. Ликвидация административных барьеров, снижение количества проверок со стороны контролирующих органов, облегчающие работу малых предприятий в организационно-управленческом плане.

Конкретные направления реализации перспектив малого предпринимательства в современных условиях в России:

  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;
  • использование инновационного потенциала предприятия, владельца и работников, использование высокого профессионального уровня, образования и квалификации руководителей малых предприятий;
  • адаптация малых предприятий к сложной экономической обстановке в короткие сроки в условиях отсутствия полной и достоверной информации о динамике конъюнктуры рынка;
  • развитие кооперации с крупными предприятиями, различные варианты работы по выполнению отдельных работ для обеспечения бесперебойного функционирования крупной промышленности;
  • развитие кооперации с другими малыми и средними предприятиями.

Выводы

Преимущества малого предпринимательства в России определяются мобильностью малых предприятий, углублением специализации, кооперации субъектов хозяйствования. Это способствует повышению эффективности малого бизнеса, так как он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

Малые предприятия имеют достаточно заметное положение в обеспечении занятости, производстве отдельных категорий товаров, осуществлении исследовательских, научно-производственных и прикладных разработок, а также их внедрении в практику хозяйственной деятельности.

Для России остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие предприятий в сфере малого предпринимательства экономике нашей страны.

В социальном плане малый бизнес, являясь неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, втягивает значительную часть граждан в сферу малого предпринимательства, путем открытия ими собственного дела, обеспечивая достаточную эффективность производства за счет специализации и кооперации производства. Соответственно, развитие малого предпринимательства является одной из основных задач экономической политики Российской Федерации.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017)
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.

Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли и услуг общественного питания. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств - крайне незначительна. Развитие малого предпринимательства в России сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, не отлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д. Это придает актуальность научному анализу данной проблематики.

Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

  • - это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
  • - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
  • - залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.

Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь -- 9,6%, причем 70% от этой суммы -- взятки.

Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий -- до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, -- и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов -- внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов - федерального и территориального -- медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.

Следующая проблема - административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.

Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.

Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.

Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.

Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% - ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.

Также очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.

Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.

Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.

Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Еще одна проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.

Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

Вопросы дальнейших шагов в развитии экономики России сегодня как никогда актуальны. Партия Великое Отечество (ПВО) идёт на выборы в Государственную Думу с разработанной экономической программой. Программа академика Сергея Юрьевича Глазьева была принята ПВО в качестве экономического базиса для воплощения в жизнь, в случае прихода в органы власти. Однако, работа внутри партии по разработке путей развития экономики нашей страны не прекращается ни на минуту.

Мы уже начали публикацию , в которых предлагаем конкретные меры по выводу российской экономики из того сложного положения, куда её завели либералы и монетаристы всех мастей, до сих пор определяющие экономический курс правительства. Предлагаемые материалы написаны не в виде скучных статей, а максимально возможно простым языком, и предназначены для массового читателя. Они подготовлены участниками рабочей группы, готовившими экономическую программу ПВО.

Сегодня вашему вниманию предлагается статья Сергея Валентиновича Лисовского, посвященная анализу проблем малого бизнеса и путей их решения.

Анализ проблем малого бизнеса вРоссии

1. Основное правило развития малого бизнеса.

Самые разные политики, с экранов телевизоров, постоянно говорят о проблемах развития малого бизнеса. Говорят о необходимости помочь малому бизнесу или оказать поддержку . Эти слова мы слышим уже 30 лет, но изменений в лучшую сторону нет.

На мой взгляд, правильная формулировка проблемы очень важна!

Что значит – «помощь »? У меня сразу возникают нехорошие мысли и ассоциации о бесплатном сыре… Любая помощь, обязывает. За неё надо будет всё равно как-то расплачиваться, это что, ловушка?

А «поддержка »? Предприниматель что, немощный или слабый? Предприниматель – самодостаточный и целеустремлённый человек, зачем ему именно поддержка? Сейчас поддержка будет, а потом — вдруг её отменят, а он на неё рассчитывал, и как тогда быть?

Слово «бизнесмен» само по себе вызывает негатив. Оно чуждо русскому человеку.

Как же сформулировать решение проблемы малого предпринимательства (МПр)правильно?

Правильно будет вот так:

Нужно создать условия для развития малого предпринимательства.

Посмотрите: эта фраза, сразу расставляет всё на свои места. Когда её слышишь, то подсознательно хочется, спросить: «Какие это условия?»

Давайте разберёмся.

Зачем люди идут в предпринимательство?

  1. Чтобы хорошо или достаточно зарабатывать.
  2. Чтобы самореализоваться.
  3. Чтобы быть независимым.

Последние два пункта сложно реализуемы, если не будет выполнен пункт 1.

Итак, вот мы и нашли главное правило развития МП:

В предпринимательстве главное – возможность заработка предпринимателем. (Может быть, это звучит вызывающе, но не торопитесь осуждать) .

Это означает, что надо создавать условия для того, чтобы предприниматель мог зарабатывать. И наоборот: Чтобы уничтожить предпринимательство, надо лишить его возможности зарабатывать. Что и реализуется. (В современных условиях 9 из 10 вновь открывающихся бизнесов – разоряются.)

Сформулировав очевидное правило, давайте посмотрим, что ему противоречит. Найдя помехи, мы сможем понять, что мешает развитию малого предпринимательства.

2. Важные понятия о малом предпринимательстве.

Малое предпринимательство — это основной механизм и инструмент, который обслуживает население, поднимает качество и уровень его жизни. При Сталине, когда малое предпринимательство процветало, не только страна, но и быт людей развивался невиданными темпами. Было 114 000 малых предприятий, самых разных направлений. Хрущёв свернул предпринимательство, и развитие быта людей остановилось. Поздний СССР погряз в дефиците, несмотря на развитие промышленности в стране.

Малое предпринимательство — это ручной труд. Здесь нельзя существенно повысить производительность труда, внедрять автоматизацию и технологии. Производительность можно увеличить, только за счёт повышения квалификации персонала, наработки опыта, или расширения предприятия до среднего предпринимательства. Но можно повышать качество!

Малые предприниматели – это связующее звено между крупным бизнесом и населением. Они распределяют населению через себя товар, производимый крупным бизнесом. Помогают крупному бизнесу строиться.

Для малого предпринимателя, самое главное – это стабильность. Стабильность у предпринимателя – стабильность у его работников и в их семьях.

3. Проблема отношения окружающих. Зависть и жадность.

Отношение в обществе к предпринимателям нельзя назвать позитивным. Даже прочитав сформулированное выше, правило развития МПр, многие подумают: «Почему это именно им заработок в первую очередь?».

Есть в обществе мнения и радикальнее. Чиновники, милиция, проверяющие – относятся к предпринимателям как к мошенникам, с которых можно и нужно получать деньги. Жители деревень портят оборудование или жгут фермы приехавших к ним фермеров, просто из зависти. Можно привести и массу других подобных примеров...

Как решить проблему отношения к предпринимателям? Очень просто. Надо, чтобы налоги от мелких, а может частично и средних предпринимателей, открыто, прозрачно и понятно, шли прямо в местный бюджет (государство может их софинансировать). Тогда люди, живущие в посёлке, поймут, что дороги, по которым они ездят, газоны, парки, чистые дворы, весёлые праздники, магазины, фабрики, рабочие места и т.д. , у них есть, благодаря предпринимателям, которые работают на их земле.

Станет очевидным, что предприниматели развивают свои районы и работают для людей. Тогда чиновники, милиция, проверяющие, да и сами граждане, будут заинтересованы в предпринимателях и в развитии предпринимательства. Чем больше будет предпринимателей в регионе, тем богаче будет регион. Предприниматели же увидят, что они не только занимаются своим делом, но и благоустраивают свой регион.

4. Проблема величины налогов. Налоги с зарплаты.

Основные налоги, которые ложатся на малого предпринимателя, это налоги с зарплаты его работников. Какая по факту это доля средств, не знают как многие бухгалтеры, руководители самих предприятий, так и представители ОНФ выступавшие на встрече с президентом. Общая цифра размыта, но её можно посчитать – это почти 100% от выплачиваемой официальной зарплаты работнику. И если это понимать, и посмотреть ещё и другие расходы, которые ложатся на предпринимателя, то станет понятна одна из причин, почему у нас серые зарплаты, маленькие зарплаты, почему более 40 000 000 нигде не оформленных людей трудового возраста, и слабое развитие предпринимательства.

Если предприниматель работает по обычной системе налогообложения, то с заработанных денег он платит 18% НДС и 20% налог на прибыль. Но главные налоги он платит с зарплаты всех людей, работающих на предприятии, и со своей зарплаты. Накладываются и другие сопутствующие расходы.

Давайте посчитаем, какие расходы будут у предпринимателя, если он платит рабочему зарплату на руки — 30 000 руб.

Подоходный налог 13% это - 4 480 руб.

От 34 480 — зарплаты с подоходным налогом, платятся:

22% — в пенсионный фонд = 7 460 руб.

5,1% — в ФОМС = 1 730 руб.

2,9% — в соцстрах = 980 руб.

1,3 — травматизм = 440 руб.

Сложим все эти платы с зарплатой, получим 45 270 руб. Ещё надо оплатить НДС 18% от общей суммы на счету = 8 150 руб.

Получим расходы МПр — 53 420 руб.

Рабочий раз в год уходит в отпуск. Этот месяц он не работает, но надо платить отпускные и те же налоги. Эти деньги нужно заработать за предыдущие 11 месяцев. 45 270: 11 = 4 110. Складываем, получили расходы на человека 57 530 руб.

Рабочего надо обеспечить спецодеждой и средствами защиты. Добавим на них 500 руб. в месяц. Получили затраты на одного человека в месяц 58 000 руб. 30 000 руб. – зарплата и 28 000 руб. – налоги и сопутствующие неизбежные расходы предпринимателя, которые составляют более 90% от выплачиваемой зарплаты работников .

Если взять упрощённую систему налогообложения, где вместо НДС платится налог в 6% с оборота, то сумма получится немного меньше. Но там есть другие трудности.

Но это ещё не всё. У предпринимателя есть ещё расходы на работников: на болезни, на материальную помощь (с налогами), например, на свадьбу или похороны, на обучение и необходимые «корочки» и справки, на технику безопасности и т.д.

В итоге мы получаем: Зарплата + 100% от выдаваемой рабочему зарплаты — расходы предприятия . Эти деньги надо заработать, чтобы выйти в ноль только на содержание рабочего.

5. Какие ещё траты ложатся на предпринимателя.

1.) Надо платить зарплату и налоги на зарплату, людям не работающим на прибыль: Бухгалтерии, секретарю, уборщице, охране, снабжению, младшему руководству, самому предпринимателю.

Давайте примерно посмотрим, сколько это.

Пусть 10 человек рабочих МПр заработают за месяц зарплату 300 000руб.

Бугалтер-секретарь – 30 000руб.

Водитель – 30 000руб.

Мастер или снабженец или младший руководитель (или всё в одном лице) – 40 000руб.

Зарплата самого предпринимателя – 50 000руб.

Получили: общая зарплата людей, не работающих на прибыль: 150 000 руб. С неё надо заплатить налоги и текущие расходы. Как мы уже выяснили, это ещё 150 000 руб.

Итого 300 000 руб.

Это ещё +100%

2.) Надо оплачивать: другие налоги; аренду помещений; износ оборудования; транспортные расходы; компьютерное обслуживание и канцелярские товары.

Надо платить за охрану, уборку, вывоз мусора, лицензирование или нахождение в СРО; платежи ЖКХ...; и платежи «контролирующим органам» .

Это ещё +100% от выдаваемой рабочим зарплаты.

Очень сложно представить, что человек за 50 000 зарплаты, согласится возложить на себя такой груз ответственности и забот. Поэтому, это не всё.

3.) Надо откладывать на развитие.

Это ещё +…%

Мы получили, что работу рабочий может сделать за 30 000 руб. А малое предприятие, по закону, в 4-5 раз дороже. Дешевле — оно разорится.

Теперь становится понятно, почему 9 из 10 предприятий разоряются. Кто-то из заказчиков не заплатил, и всё. Предприниматель банкрот. Ему-то рассчитываться надо и с людьми и с налогами, и др. А откуда он возьмёт такие деньги? Сколько ему надо работать, чтобы заработать на покрытие расходов за не оплаченную вдруг работу, или любые другие непредвиденные расходы?

А много ли разорялось сталинских артелей?

6. Высокая стоимость услуг малого предпринимательства.

Как много продукции малого предприятия, в таких условиях, сможет позволить себе купить гражданин на свою зарплату? Она ведь становится очень дорогой.

Вот мы нашли ещё одно препятствие для развития малого предпринимательства – искусственно созданная, высокая стоимость услуг. Покупательская способность населения на услуги МПр, в буквальном смысле – уничтожается. Население будет покупать у малого предприятия — по минимуму, редко, и только самое необходимое. Ни о каком обслуживании населения, поднятии качества и уровня жизни малым предпринимательством, речи уже не идёт.

Можно так работать МПр? Можно, с трудом. Но уже ориентируясь не на население , а на обслуживание крупного бизнеса или государства. И при условии, что все расходы предприятия заложены в стоимость заказов. Примерно так раньше и было, до 2008 года. Но у нас эта система — СИСТЕМА СМЕТ, была недавно разрушена, и была введена тендерная система. Заказы получает тот, кто сделает дешевле. То есть тот, кто изощрённее уходит от налогов, кто обманывает рабочих, кто делает некачественно. Или тот, кто сможет в процессе выполнения работ, увеличить их стоимость.

7. Заказы, расценки и тендеры.

Если предприниматель обеспечен заказами, то это гарантирует ему и людям, работающим у предпринимателя, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Кто может это обеспечить? Лучше всего — государство и крупный бизнес. Восстановление системы смет на государственном уровне жизненно необходимо. Сметы – это утверждённые государством, справедливые расценки, в которых учтены все расходы предприятий, в каждой отрасли, работающих в конкретном регионе. Это всё работало в советские времёна, и работало после...

У советской поздней системы смет, был только один недостаток – они были не понятны не специалисту. Для того, чтобы разбираться в сметах нужны были специальные знания и обученные сметчики. Эту правильную, работающую, но непонятную систему, заменили на систему «кто дешевле…». Можно ли было завысить стоимость смет, по отношению к реальной стоимости? Только если включить лишние работы, или взять неправильные коэффициенты. Но это легко проверяется и должно быть жёстко и справедливо наказуемо. Сметы – это прекрасный антимонопольный инструмент для всех видов предпринимательства, большого и малого. Берутся стоимости работ или услуг, которые выполняет предприниматель, закладывается зарплата рабочих в данном регионе, налоги, транспортные расходы, прибыль, условия труда, и др… И выдаётся Государством стоимость на любые виды деятельности. Например: на виды строительства, на строительство дорог, на авиаперевозки, на добычу полезных ископаемых и т. д. Через определённое время, в сметы, вносится поправки на инфляцию, на удорожание или удешевление некоторых видов, используемых материалов или товаров.

Тендеры должны проводиться, ориентируясь на качество, а не на стоимость. Кто дольше работает на рынке, кто не имеет нареканий и при этом даёт большую гарантию на свои работы – тот и должен выигрывать заказ. Качественно работаешь – заказами будешь обеспечен. Это даст стабильность и развитие лучшим предпринимателям. А Потребители получат высокое качество.

8. Мафия посредников.

Наше государство, несмотря на все козни западных элит, пытается развиваться. Понемногу растёт строительство, развивается сельское хозяйство и промышленность. И всё бы шло более быстрыми темпами, если бы в нашем государстве не было неконтролируемых посредников. Это созданные влиятельными людьми, организации, сидят между непосредственными заказчиками и производителями работ. И ничего не делая, забирают себе большую долю от стоимости заказов, оставляя непосредственно тем, кто работает или строит – минимум. Мы это хорошо знаем на примерах посредников в услугах ЖКХ. Или на примерах посредников в распределении потребителям электричества или газа. Так же происходит и в строительстве, и в распределении заказов малым предпринимателям.

Мафия посредников сидит в Госзакупках. Они выигрывают все интересные им тендеры, потом закупают у предпринимателей продукцию по минимальной стоимости, и перепродают её Госструктурам по завышенным ценам. В проигрыше все, кроме посредников. Зачем нужна такая система? В ней производитель не знает, не видит и не общается непосредственно с Заказчиком. А можно сделать проще. Предприятие регистрирует свою продукцию, в реестре регионального центра ценообразования. По конкретной, ниже средней, цене, фиксированной на текущий год. И любое Госпредприятие, без всяких тендеров, может закупать продукцию, перечисленную в этом реестре. Посредников нет, сделки прозрачны, цены приемлемы, МПр развивается, получая заказы и общаясь непосредственно с Заказчиком. Это упрочняет их экономические взаимосвязи, что приносит обоим ещё большие дивиденды.

9. Проблема получения специальных знаний.

Если человек захотел заняться предпринимательством, то он должен получить набор знаний, по выбранной деятельности. Но это сделать не просто. Методичек нет. Многим работающим предпринимателям не хватает знаний и по своей деятельности. В результате они не выполняют санитарные, противопожарные, и даже профессиональные нормы и правила. Их наказывают штрафами, или закрывают на это глаза — ограничивая проверки. Но при этом, не меняется сам подход к повышению профессионализма МПр и качества его работы.

Необходимы простые и доступные обучающие пособия для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. Предприниматель – это, прежде всего – организатор. Организовав успешно одно дело, он может захотеть заняться другим, более востребованным делом или более для него интересным. У него есть опыт руководства, но может не хватать знаний. У предпринимателя должна быть возможность получить необходимые знания быстро и качественно.

10. Кредиты.

Кредиты для малого бизнеса – это последнее, что нужно малому предпринимательству.

Мы часто слышим, что предпринимателям нужны кредиты. Но, многие предприниматели ни разу не брали кредиты. Стараются выкрутиться без него. Кредит для них - это дополнительные траты на банк. С учетом того, что в современных условиях, 9 из 10 открывшихся предприятий разоряются, кредиты только усугубят ситуацию. Люди и так не до конца просчитывают ситуации и банкротятся, а с кредитами будет ещё хуже. Что означает разорившийся предприниматель? Это обманутые рабочие, партнёры, не выполненные контракты, не заплаченные налоги, и возможно, разорение других компаний, которых подвели невыполненными обещаниями.

Если будет создана система, при которой, работая можно зарабатывать, то малый предприниматель, начав с малого, постепенно накапливая опыт и вырастая, крепко начнёт стоять «на своих ногах», и сам заработает деньги, на своё стабильное и уверенное развитие. Некоторые из них, со временем перейдут в разряд средних предпринимателей, где кредиты становятся нужны, но это уже другой разговор, о другом виде деятельности и о других предпринимателях.

Кредиты МПр будут нужны, только когда будет создана система, при которой, работая, можно будет честно зарабатывать. Интересная ситуация складывается, если мы посмотрим на Запад. Там кредиты 1-3% , а бума предпринимательства нет. Почему? Там налоги ещё выше, заработать ещё труднее. Кредит – не спасает, это не самое важное. Важно – возможность зарабатывать.

11. Условия работы малого предпринимательства, по сравнению с условиями работы крупного бизнеса.

Малое предпринимательство – это почти ручной труд. Небольшой коллектив выпускают небольшое количество товаров или услуг. Они не должны быть перегружены налогами. Тем более, что доля налоговых поступлений от МПр в госбюджет России — минимальна. Значит налоги на МПр – бесполезны.

Давайте посмотрим, какие производительность и доля налоговых отчислений у разного вида предпринимателей, на конкретных примерах:

Малое предпринимательство — Бригада в 12 человек – может за месяц сложить стенку из 20 000 кирпичей.

Среднее предпринимательство. — Коллектив в 120 человек и завод по производству кирпича в 2 млн шт в месяц

Крупное предпринимательство. – Коллектив в 120 человек и завод- автомат по производству кирпича в 40 млн шт в месяц.

Если прировнять стоимость кладки кирпича к стоимости самого кирпича, то перед нами вырисовывается очень показательная картина.

Доля налоговых отчислений от зарплаты рабочих у крупного бизнеса, в конкретном примере, в 200 раз меньше, чем у малого предпринимателя.

Очевидно, что себестоимость продукции у крупного бизнеса в разы ниже, чем у малого или среднего, затраты тоже меньше, а налоги платят по одному принципу с малым. Более того, весь крупный бизнес зарегистрирован в офшорах, и налоги на прибыль платят там, а не в России. Если крупный бизнес использует труд гастарбайтеров, то он и не платит и зарплатные налоговые отчисления.

Что мы видим? Для МПр, которые работают непосредственно «на земле» и тратят заработанные деньги в России — условий для работы нет. Заработать им невозможно. А для тех, кто выводит деньги за рубеж – условия для работы отличные. Если крупный бизнес начинает конкурировать с МПр, то МПр сразу же проигрывает. Это видно на примерах развития монополий торговых сетей.

Для 3-х видов бизнеса должны быть 3 вида налогообложения. Нужны изменения в налоговой системе России.

12. Итоги:

Мы нашли ключевые проблемы, мешающие развитию предпринимательства в России. Почему же их не видит правительство во главе с Д. А. Медведевым, который любит рассуждать о помощи и поддержке малого бизнеса? Почему не видят депутаты Госдумы? Ведь всё, как оказалось, очень просто! Как же в таких условиях, ещё кто-то , может работать в МПр? Те, кто принимает в России законы, на деле, сознательно и последовательно уничтожают малое предпринимательство. Предприниматели, которые ещё выживают, вынуждены как-то выкручиваться и нарушать законы.

Вот как обстоит нынешняя ситуация. Зачем нужны высокие налоги в МПр, которые никто не платит? А если закрутить гайки ещё больше, то и те малые предприниматели, которые работают в сегодняшних условиях, будут закрываться или банкротиться, что уже и происходит из-за кризиса. Предприниматели, которые имеют связи, входят в коррупционные сговоры с администрацией. Они перестают заботится о качестве своей продукции, ведь через год можно будет снова получить контракт на очередную переделку. И у них совсем другая мотивация.

В итоге мы имеем:

1. Плохое отношение к предпринимателям со стороны населения мешает созданию комфортных условий труда.

2. Непомерные налоги делают продукцию малых предприятий дорогой и недоступной.

3. Минимальные расценки, которые диктует рынок, толкает предпринимателей на экономию на всём и на нечестные действия.

4. Монополии, крупные корпорации, и «свои фирмы администрации» — это те, кто выживает и может даже неплохо живёт, высасывая деньги из регионов и из Российской экономики. Они же, не дают развиваться малым предпринимателям.

5. Отсутствие понятных расценок разрушат всякую стабильность существования малого предприятия.

6. От нехватки знаний страдает качество.

Как решить эти вопросы?

Нужно создать условия для развития малого предпринимательства, условия, в которых предприниматели смогутзарабатывать.

30 лет эти условия в России никто не создавал. Но без них, будет очень сложно развивать наше государство.

Сергей Валентинович Лисовский

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то