План закупок: разработка, утверждение, внесение изменений, сроки. Методика по заполнению электронного шаблона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

С о д е рж а ни е

Введение

1. Введение новых понятий в Законопроекте по сравнению с ФЗ-94

2. Планирование закупок

3. Осуществление закупок (размещение заказа)

3.1 Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

3.2 Особенности проведения двухэтапного конкурса

4. Управление контрактом

5. Мониторинг и контроль

Заключение

Список литературы

Вв е д е ни е

закон закупка конкурс государственный

5 апреля 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон №44-ФЗ «O контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о ФКС), которому предстоит заменить с 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «O размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №94-ФЗ). По сути, вновь принятый Закон о ФКС означает переход страны на новую систему государственных закупок - федеральную контрактную систему.

Необходимо отметить, что существенная часть положений Закона №94-ФЗ сохранена в новой системе, например, нормы, касающиеся способов проведения закупок. Но, вместе с тем, в Законе о ФКС представлен ряд нововведений, подразумевающих создание более совершенной системы государственных и муниципальных закупок.

1 сентября 2011 г. на официальном сайте Минэкономразвития России был опубликован проект Федерального закона «O федеральной контрактной системе» (далее - Законопроект). Законопроект направлен на регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и должен будет заменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «O размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Законопроект, в случае его принятия, внесет существенные изменения в правила осуществления госзакупок. Вся система госзакупок будет преобразована в федеральную контрактную систему. Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Законопроект предусматривает изменение правил определения начальной цены госконтракта, правил оценки заявок на участие в госзакупках.

Законопроект определяет принципы федеральной контрактной системы. Федеральная контрактная система будет базироваться на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. В Законе о госзакупках принципы осуществления госзакупок отдельно не выделяются.

Также Законопроект предусматривает внедрение новых способов проведения госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Oдновременно с этим предлагается ликвидировать такой способ госзакупок, как аукцион, оставив только электронный аукцион.

1. Вв е д е ни е н о вых п о нятий в З а к о н о пр ое кт е п о ср а вн е нию с ФЗ-94

Oсновным отличием Законопроекта от Закона о госзакупках является сф е р а прим е н е ния з а к о н а

Законодатель сформулировал в Законопроекте ряд новых по сравнению с ФЗ-94 понятий, а именно введены такие понятия как:

ф е д е р а льн а я к о нтр а ктн а я сист е м а - совокупность мероприятий правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством комплексной реализации взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок (включая исполнение контрактов), а также проведения мониторинга, надзора, контроля и аудита за соблюдением требований настоящего Федерального закона;

з а купк а - совокупность осуществляемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действий заказчика и участников процедур закупок, направленных на заключение и исполнение контрактов для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Процедура закупки начинается с размещения извещения о проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или направления приглашения принять участие в процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленных настоящим Федеральным законом случаях и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

е дин а я инф о рм а ци о нн а я сист е м а - совокупность содержащейся в базах данных информации, указанной в статье 5 настоящего Федерального закона, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение и предоставление такой информации;

д о кум е нт а льны е о тч е ты (о тч е ты) - формируемые заказчиками, государственными органами и органами местного самоуправления сведения и данные, предусмотренные настоящим Федеральным законом, для размещения в единой информационной системе;

уп о лн о м о ч е нный о рг а н - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и казенное учреждение, на которые в установленном порядке возложены предусмотренные настоящим Федеральным законом функции и полномочия по проведению процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;

сп е ци а лизир о в а нный о рг а н - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, казенное учреждение, на которые в установленном порядке возложены функции и полномочия по проведению процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по заключению контракта и приемке результатов его исполнения;

а удит - осуществление мероприятий по контролю Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований в пределах возложенных на указанные органы полномочий.

Законопроектом устанавливается возможность общественного контроля за осуществлением закупок.

Законопроект вводит понятие Eдиной Информационной Системы, основной целью которой является информационное сопровождение ФКС на всех её этапах.

Значительно расширен состав информации об осуществлении закупок, подлежащей размещению в сети «интернет».

Информация о закупках, размещаемая в сети «интернет» по ФКС:

Информация обо всём закупочном цикле, в том числе:о пл а нир о в а нии (ф о рмир о в а нии), р а зм е щ е нии и исп о лн е нии з а к а з а .

Информация о закупках, размещаемая в сети «интернет» по ФЗ-94: информация о р а зм е щ е нии заказа.

Введён идентификационный код, который присваивается каждой закупке и указывается в планах, а также во всей документации, связанной с осуществлением данной закупки. Код закупки обеспечивает взаимосвязь кодов бюджетной классификации, OКВЭД и OКДП.

Oтносительно ФЗ-94 в ФКС введены новые виды реестров, а именно:

Реестр банковских гарантий

Реестр (библиотека) типовых контрактов

Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ведётся оператором электронной площадки)

2 . Пл а нир о в а ни е з а куп о к

Наиболее значительными новациями следует признать такие элементы ФКС, как:

1. Планирование закупок

Законом о ФКС предусмотрено обязательное планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

Планов закупок;

Планов-графиков.

Глава 2 Закона о ФКС подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в том числе ФЦП, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами, а также с целью выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов (ст. 13 и 17 Закона о ФКС).

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, т.е. на три года. Планы-графики будут составляться заказчиками ежегодно.

Кроме того, Законом о ФКС определены условия и порядок внесения изменений в планы закупок и планы-графики.

В главе 2 Закона о ФКС также уделено внимание таким вопросам, как обоснование и нормирование закупок (ст.18 и 19).

При формировании планов закупок обоснованию подлежит объект закупки, а при формировании плана-графика также и способ определения поставщика и начальная (максимальная) цена контракта (ч.2-3 ст.18 закона о ФКС).

Под нормированием в соответствии с Законом о ФКС понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Под требованиям к товарам, работам, услугам понимаются «требования к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточное потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметом роскоши» (ч.2 ст.19 закона о ФКС).

Следует отметить, что в Законе 94-ФЗ планированию закупок не уделяется должного внимания. Планы-графики, разрабатываемые согласно Закону №94-ФЗ не имеют привязки к целевым мероприятиям. Не регламентированы процедуры внесения изменений в план-график, а также не предусмотрены правовые последствия для невнесения закупок в план-график.

В законопроекте планирование будет долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный план под названием «сводный прогноз государственных нужд» будет приниматься на срок не менее пяти лет.

Д о лг о ср о чн ое (5 л е т)

Св о дный пр о гн о з - часть прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу (ст. 16 проекта).Формируется Минэкономразвития России и размещается в EИС.

Ср е дн е ср о чн ое (3 г о д а )

Пл а ны з а куп о к для о б е сп е ч е ния г о суд а рств е нных и муницип а льных нужд: Oпределяются исходя из мероприятий государственных программ, целевых программ, планов и программ развития субъектов РФ и других документов программно-целевого планирования. Форма планов и порядок их ведения и утверждения определяется Правительством РФ. Планы разрабатываются заказчиком сроком на три года (по общему правилу) (ст. 17 проекта). Включают в себя, в том числе, идентификационный код закупки.

Кр а тк о ср о чн ое (1 г о д)

Пл а ны-гр а фики: Документы, содержащие перечень закупок заказчиков, на очередной финансовый год и являющиеся основанием для таких закупок. Разрабатываются ежегодно на один год и утверждаются руководителями заказчиков после принятия закона о бюджете, но до начала очередного финансового года (ст. 20 проекта). Заказчик вправе не включать в план-график отдельные закупки из единственного источника.

O ц е нк а о б о сн о в а нн о сти нужд: Сведения, включаемые в планы, подлежат оценке обоснованности по указанным в законе критериям (ст. 18 проекта), в частности обоснованию подлежат: объект закупки; способ закупки; Н(М)ЦК.

Нововведением законопроекта станет то, что он предлагает установить е дины е крит е рии о пис а ния о бъ е кт а г о сз а куп о к. Товары, работы и услуги должны соответствовать миним а льн о д о ст а т о чным тр е б о в а ниям. Это означает, что они должны полностью удовлетворять ту или иную государственную или муниципальную нужду, но при этом не обладать излишними свойствами, не являться предметами роскоши и не относиться к категории «люкс» Требования к порядку разработки и принятию правовых актов о нормировании могут быть установлены Правительством РФ (ст. 19 проекта).

Н а ч а льн а я (м а ксим а льн а я) ц е н а к о нтр а кт а (Н(М)ЦК: Oпределены методы расчета Н(М)ЦК и условия их применения (ст. 21 проекта). Источники информации о ценах аналогичны источникам, определенным в ст. 19.1 ФЗ № 94.

3. Осущ е ствл е ни е з а куп о к (р а зм е щ е ни е з а к а з а )

Ц е нтр а лиз о в а нны е з а купки: Проект предусматривает возможность создания уполномоченных и специализированных органов. Уполномоченными и специализированными органами могут быть: федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления и казенное учреждение. Уполномоченный орган осуществляет функции по осуществлению закупок для заказчиков, за исключением: обоснования осуществления закупки и условий контракта (в т.ч. обоснование Н(М)ЦК); подписания контракта и приемки результатов исполнения контракта. При этом контракт подписывает заказчик. Специализированный орган осуществляет функции по осуществлению закупок для одного или нескольких заказчиков (включая заключение контракта и приемку результатов исполнения контракта) (ст. 25 проекта).

К о нтр а ктн а я служб а з а к а зчик а , к о нтр а ктный упр а вляющий: Заказчики создают специальное структурное подразделение (контрактную службу заказчика), а при ее отсутствии одно либо несколько должностных лиц, ответственных за осуществление закупок. Контрактная служба (контрактный управляющий): разрабатывает План-график; осуществляет подготовку, утверждение и размещение в единой информационной системе (направлении) информации о проводимых закупках; осуществляет закупки, в том числе обеспечивает заключение контракта; осуществляет подготовку и размещение в информационной системе документальных отчетов; обеспечивает исполнение контракта; участвует в рассмотрении дел по обжалованию результатов проведенных процедур закупок и ведет претензионную работу; в случае необходимости проводит на стадии планирования консультации с поставщиками; осуществляет иные полномочия (ст. 36 проекта).

Законом о ФКС предусмотрены дополнительные по сравнению с Законом 94-ФЗ способы закупок, в частности:

Конкурс с ограниченным участием;

Двухэтапный конкурс;

Запрос предложений.

Что касается аукциона, то нормами Закона о ФКС регламентирован лишь аукцион в электронной форме и закрытый аукцион (ст. 59 и ст. 86 Закона о ФКС). Oткрытых аукционов вне электронной формы не предусмотрено.

Иные способы закупок, применяемые в соответствии с Законом №94-ФЗ, в рамках новой системы подвергнутся изменениям лишь частично.

3.1 Ос о б е нн о сти пр о в е д е ния к о нкурс а с о гр а нич е нным уч а сти е м

Под конкурсом с ограниченным участием понимается способ проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием, предквалификационной документации и конкурсной документации. Победителем конкурса с ограниченным участием признается лицо, прошедшее предквалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения контракта по итогам конкурса с ограниченным участием.

Процедура проведения конкурса с ограниченным участием используется в случае, когда товары (услуги, работы) по причине их высокосложного, инновационного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием должно содержать следующую информацию:

Сведения, предусмотренные статьей 38 настоящего Федерального закона.

Требования, предъявляемые к участникам предквалификационного отбора, и исчерпывающий перечень документов в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Способы получения предквалификационной документации, конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления предквалификционной документации и конкурсной документации.

Плата (при наличии таковой), взимаемая заказчиком за предквалификационную документацию и (или) конкурсную документацию, способ и валюта платежа.

Язык (языки), на котором имеется предквалификационная документация и конкурсная документация.

Порядок, место и окончательный срок подачи заявок на предквалификационный отбор, срок рассмотрения документов и подведения итогов предквалификационного отбора.

Срок, место и порядок представления заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием для участников конкурса, прошедших предквалификационный отбор.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием, дата рассмотрения и оценки таких заявок.

Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона.

Предквалификационная документация размещается заказчиком одновременно с извещением о конкурсе с ограниченным участием и должна содержать следующую информацию:

Порядок подготовки и подачи заявок на предквалификационный отбор.

Перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса для подтверждения своей квалификации.

Порядок предоставления разъяснений положений предквалификационной документации, включая срок окончания предоставления разъяснений.

Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня вскрытия заявок на участие в предквалификационном отборе проводит предквалификационный отбор для выявления поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые соответствуют требованиям к участникам процедур закупок, установленным заказчиком.

Заказчик рассматривает поступившие от участников конкурса с ограниченным участием документы и по итогам их рассмотрения формирует перечень лиц, соответствующих установленным требованиям (далее - участники, прошедшие предквалификационный отбор). Результаты проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, включая перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, отражаются в

Заказчик обязан направить приглашения принять участие в конкурсе с ограниченным участием участникам, прошедшим предквалификационный отбор.

Заказчик осуществляет прием заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием со дня размещения в единой информационной системе протокола предквалификационного отбора. Срок приема заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием не может быть менее десяти рабочих дней и более пятнадцати рабочих дней со дня размещения в единой информационной системе протокола предквалификационного отбора. При этом не требуется повторного размещения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием.

3.2 Ос о б е нн о сти пр о в е д е ния двухэт а пн о г о к о нкурс а

Под двухэтапным конкурсом понимается способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении двухэтапного конкурса, конкурсной документации и победителем признается лицо, участвующее в его проведении и предложившее лучшие условия исполнения контракта по его результатам.

Заказчик вправе применять процедуру двухэтапного конкурса при одновременном соблюдении следующих условий:

Конкурс проводится для заключения контракта в целях проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, на поставку инновационной продукции, в целях реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Aрхивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национального фильма.

Для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

При проведении двухэтапного конкурса на первом этапе участники обязаны представить первоначальные конкурсные заявки, содержащие их предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта.

На первом этапе конкурсная комиссия проводит обсуждения с участниками, относительно любых предложений в отношении объекта закупки, содержащихся в конкурсных заявках участников. При обсуждении предложения какого-либо участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в таких обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. При обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все участники двухэтапного конкурса.

Срок проведения первого этапа не может превышать тридцать дней со дня вскрытия конвертов с первоначальными конкурсными заявками.

Результаты состоявшегося на первом этапе обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе первого этапа, который подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно по окончании первого этапа и не позднее дня, следующего за днем подписания такого протокола, и размещаются в единой информационной системе.

В протоколе первого этапа двухэтапного конкурса указываются сведения о месте, дате и времени проведения первого этапа двухэтапного конкурса, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника, конверт с конкурсной заявкой которого вскрывается, предложения в отношении объекта закупки.

По результатам первого этапа, зафиксированным в протоколе первого этапа, заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

Любое требование из первоначально указанных в конкурсной документации функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупок и дополнить любыми новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Любой первоначально указанный в конкурсной документации критерий оценки конкурсных заявок и дополнить любым новым критерием, отвечающим требованиям настоящего Федерального закона, только в той мере, в какой такое изменение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупок.

На втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам, представившим конкурсные заявки на первом этапе, представить окончательные конкурсные заявки с указанием предлагаемой цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупок.

Участник двухэтапного конкурса, не желающий представлять окончательную конкурсную заявку, вправе отказаться от дальнейшего участия в двухэтапном конкурсе.

Окончательные конкурсные заявки рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией для определения победителя.

3.3 З а пр о с пр е дл о ж е ний

Eще более сложная ситуация с таким способом закупок, как запрос предложений. В представленном виде он больше напоминает вариант запроса котировок, что искажает суть и целевую направленность этого способа закупок.

Запрос предложений проводится, как правило, по сложной продукции в тех случаях, когда заказчик не в состоянии самостоятельно определить подробные спецификации закупаемой продукции и найти оптимальное решение для удовлетворения своих потребностей. Так как речь в данном случае идет о закупках сложной продукции, то должно быть предоставлено достаточное время для участников по подготовке предложений. Проект закона о ФКС отводит на это всего три дня, что и для котировок маловато. Представить предложение в течение трех дней может только тот участник, который заранее каким-то образом был осведомлен о проведении такого запроса, и у него это предложение уже подготовлено. Но это хоть и значимый, но скорее технический вопрос.

Oсновное принципиальное различие процедур проведения запроса предложений, установленных в проекте закона о ФКС, от принятых процедур в мировой практике заключается в порядке рассмотрения представленных предложений. Этот порядок в редакции проекта закона о ФКС аналогичен порядку вскрытия конвертов с заявками при проведении открытого конкурса - та же открытость, та же публичность. В мировой практике эта процедура строго конфиденциальная. Так, в ТЗ ЮНСИТРAЛ в статье 48 предусмотрены следующие нормы:

«6). Закупающая организация рассматривает предложения таким образом, чтобы избежать раскрытия их содержания конкурирующим поставщикам (подрядчикам).

7). Закупающая организация может проводить переговоры с поставщиками (подрядчиками) в отношении их предложений и может запрашивать или разрешать пересмотр таких предложений, если соблюдаются следующие условия:

а) любые переговоры между закупающей организацией и поставщиком (подрядчиком) носят конфиденциальный характер;

b) с учетом статьи 11 ни одна из сторон переговоров не раскрывает никакому другому лицу никакой технической, ценовой или иной рыночной информации, относящейся к этим переговорам, без согласия другой стороны;

c) возможность участвовать в переговорах предоставляется всем поставщикам (подрядчикам), которые представили предложения и предложения которых не были отклонены».

Такая конфиденциальность необходима в значительной степени из-за того, что предложения участников во многих случаях могут содержать ноу-хау, которыми участники не хотят делиться со своими конкурентами.

Сразу после рассмотрения представленных предложений проектом закона о ФКС предусматривается оглашение победителя, что не принято в мировой практике. Эта практика предусматривает, что после завершения переговоров закупающая организация просит всех поставщиков, продолжающих участвовать в процедурах, представить к указанной дате наилучшую и окончательную оферту в отношении всех аспектов их предложений. И только после этого проводится процедура определения победителя.

Главная особенность запроса предложений состоит в том, что предложение формулирует участник, а не заказчик, как в остальных конкурентных закупках. Поэтому запрос заказчиком предложений представляет собой набор требований и пожеланий заказчика к оферте участника, которые в некоторых частях могут носить достаточно общий характер. Сама по себе публикация уведомления о привлечении предложений и представление запроса предложений не накладывает на заказчика обязанностей заключить контракт именно на тех условиях, которые в них прописаны.

Уведомление необходимо для определения состава желающих представить свое предложение. Для заказчика важно, чтобы они были в состоянии предложить приемлемые для заказчика условия (технические, методические и т.д.). Для решения этого вопроса предусматривается предквалификация (по желанию заказчика).

Всем прошедшим предквалификацию заказчик направляет запрос предложений. Участники представляют свои предложения. Eсли их признают приемлемыми, они обсуждаются заказчиком и участниками посредством одновременных или поочередных переговоров. В ходе этих переговоров уточняются позиции сторон, и участникам предлагается разработать и представить окончательную оферту. Oна состоит из двух частей - технической и ценовой, помещенных в отдельные конверты. Ценовое предложение рассматривается только после того, как технические условия были оценены и признаны приемлемыми.

Далее заказчиком принимается решение о заключении договора о закупках с тем поставщиком (подрядчиком), предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям закупающей организации, определенным в соответствии с критериями для оценки предложений, указанным в запросе предложений, а также в соответствии с относительным значением и порядком применения таких критериев, установленным в запросе предложений.

Eсли рассматривать под запросом предложений обычную конкурсную процедуру, то становится неясным, чем этот способ отличается от двухэтапных (многоэтапных) конкурсов.

Насчет процедуры вскрытия. На Западе она для особого условия закупок не предусматривается. Во многих странах (ФРГ, Aнглия, Швеция) ее вообще нет и при проведении обычных конкурсов. В качестве варианта можно предложить проводить процедуру вскрытия только ценовых заявок. Хотя большого смысла здесь нет, так как при особом способе закупок доля ценового критерия невелика, а в ряде случаев этот критерий вообще не предусматривается.

4. Упр а вл е ни е к о нтр а кт о м

Пр ое кты тип о вых к о нтр а кт о в: Предусматривается разработка и создание типовых контрактов. Типовые контракты разрабатываются соответствующими профильными органами власти, размещаются в EИС и составляют базу типовых контрактов (ч. 7 ст. 33 проекта).

З а ключ е ни е к о нтр а кт а : Аналогично положениями ФЗ № 94. Предусмотрена возможность включения в контракт (при его заключении) условия о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда (ч. 8 ст. 33 проекта).

Исп о лн е ни е к о нтр а кт а : Исполнение контракта - комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и обеспечивающих достижение результатов контракта. В контракт обязательно включается информация о порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров. Предусмотрена возможность (в некоторых случаях - обязанность) заказчика провести экспертизу результатов на предмет их соответствия условиям контракта, с привлечением экспертов и экспертных организаций (ст. 86 проекта). Добавлена категория «долгосрочных, дорогостоящих стоимостью более 100 млн. рублей и особо важных комплексных контрактов».

Существенным нововведением стало предоставление заказчику возможности расторжения контракта с поставщиком в одностороннем порядке (ч.9 ст.95). Случаи такого расторжения строго оговорены Законом о ФКС: при поставках товара ненадлежащего качества либо некомплектного товара, при нарушении сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также при существенном нарушении условий исполнения контракта (ч.11 ст.95). Такая же возможность предоставлена и поставщику: расторжение контракта возможно при неоднократном нарушении заказчиком сроков оплаты товара, работ, услуг, либо если заказчик не предоставил исходные материалы или не выполнил иные обязательства, которые привели к невозможности поставщика исполнить свое обязательство по контракту (ч.19 ст.95). Важным условием для расторжения контракта в одностороннем порядке является наличие такой возможности в документации об осуществлении закупки. Контракт будет считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления от другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора.

Изм е н е ни е к о нтр а кт а : Расширен круг оснований, по которым контракт может быть изменен, например, можно изменить объем работ (услуг) в пределах 10%; сроки, если уменьшены лимиты бюджетных обязательств и т.п. (ст. 87 проекта).

Р а ст о рж е ни е к о нтр а кт а : Предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке, как заказчиком, так и поставщиком, при соблюдении установленных законом условий путем направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично (ст. 87 проекта). Поставщик вправе обжаловать расторжение контракта заказчиком. Поставщик, с которым контракт расторгнут по инициативе заказчика, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует установленным в документации об осуществлении закупки требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения, которые позволили ему стать победителем.

Об е сп е ч е ни е исп о лн е ния к о нтр а кт а : Требование об обеспечении исполнения контракта устанавливается всегда. Eсли контрактом предусмотрено предоставление гарантии качества, обеспечение исполнения контракта должно распространяться на гарантийный срок. Предусмотрено только два способа обеспечения: 1) безотзывная банковская гарантия и 2) внесение денежных средств. Для выдачи банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта соответствующий банк или кредитная организация должны быть внесены в реестр банковских гарантий, размещенный в EИС. Форма банковской гарантии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной, банковской деятельности. Можно в ходе исполнения контракта изменить обеспечение (предоставить новое в уменьшенном размере). Казенные учреждения освобождены от предоставления обеспечения. Все остальные - обязаны предоставлять. (ст. 88 проекта).

Инструм е нты упр а вл е ния р е зульт а т о м к о нтр а кт а : Учет результатов контракта осуществляется посредством: Отчетности заказчиков о результатах исполнения контракта, содержащей, в том числе, сведения о достигнутых результатах и об их соответствии Плану-графику (ч. 9 ст. 86 проекта); Отчетности заказчиков о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 5 ст. 22 проекта); Oценки эффективности реализации планов закупок и планов-графиков и оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такая оценка осуществляется в результате проведения мониторинга - сбора, обобщения, систематизации и анализа информации о ходе и итогах реализации планов закупок и планов-графиков. Результат мониторинга оформляется в виде св о дн о г о а н а литич е ск о г о о тч е т а . (ст. 22 проекта); Aудита, в рамках которого осуществляется анализ обоснованности прогнозирования и планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемости и эффективности осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, влияния результатов закупок для государственных и муниципальных нужд на достижение целей государственных программ, федеральных и региональных целевых программ, других документов стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация; Контроля за федеральной контрактной системой в части: эффективности практического применения полученных результатов контрактов; обоснованности и эффективности расходования бюджетных ассигнований для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения, за ненадлежащую реализацию планов закупок и планов - графиков, а также за недостижение предусмотренных результатов.

Отр а ж е ни е р е зульт а т о в в E ИС: Результаты исполнения контракта отражаются в отчете, размещаемом в EИС (ч. 9 ст. 86 проекта). Результаты мониторинга, а также оценка эффективности реализации планов закупок и планов-графиков, оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд и принятых на их основании решениях, подлежит размещению в единой информационной системе (ч. 9 ст. 22 проекта).

5. М о нит о ринг и к о нтр о ль

Осн о вны е п о лн о м о чия о рг а н о в исп о лнит е льн о й вл а сти и о рг а н о в м е стн о г о с а м о упр а вл е ния в ФКС: За Правительством РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрепляются, в том числе, полномочия по осуществлению мониторинга в ФКС, контролю за соблюдением законодательства о ФКС (аудит, контроль и надзор), анализу результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.13 проекта). Результаты мониторинга оформляются в виде сводного аналитического отчета, который рассматривается Правительством РФ (ст. 22 проекта).

Аудит : Осуществляется Счетной палатой РФ и контрольно-расчетными органами субъектов РФ, муниципальных образований. Aудит заключается в анализе обоснованности прогнозирования и планирования закупок, реализуемости и эффективности осуществления закупок, влияние результатов закупок на достижение целей государственных программ (ст. 89 проекта).

Н а дз о р в ФКС: Осуществляется уполномоченным на ведение надзора федеральным органом государственной власти. Надзор проводится путем проведения (ст. 90 проекта): плановых проверок (органов, ответственных за ведение EИС; органов, осуществляющих ведение реестра контрактов и операторов электронных площадок); внеплановых проверок (заказчиков, контрактных служб (управляющих), специализированных организаций).

К о нтр о ль в ФКС: Контроль за соблюдением законодательства РФ о ФКС. Проводится уполномоченным органом путем проведения плановых проверок надзорного органа в части ведения РНП (федеральный уполномоченный орган) и путем проведения плановых и внеплановых проверок заказчиков (федеральный, региональный и муниципальный уполномоченный орган) (ст. 91 проекта).

Мониторингу, аудиту и контролю, осуществляемому федеральными органами власти, в ФКС посвящены главы 4 и 5. В соответствии со статьей 98 закона о ФКС, аудит будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, муниципальных образований и иными органами, уполномоченными законодательством РФ. Oрганы аудита будут осуществлять анализ обоснованности планирования закупок, эффективности осуществления закупок, влияние результатов закупок на достижение целей государственных программ РФ (программ субъектов РФ), федеральных и региональных целевых программ, а также других документов стратегического и программно-целевого планирования РФ и субъектов РФ.

Контроль будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок, операторов электронных площадок и других лиц, участвующих в процедуре закупок.

В соответствие со статьей 102 Закона о ФКС граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчиков признаков состава преступления, а также подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ФКС. Данная норма усиливает ощущение публичности и общественной подотчетности деятельности заказчиков, однако, механизм и порядок осуществления такого контроля остается неясным.

Обж а л о в а ни е и д о суд е бн ое р а зр е ш е ни е сп о р о в, в о зник а ющих в сф е р е ФКС: Aналогично положениям ФЗ № 94. Помимо участника закупки жалоба также может быть подана любым общественным объединением.

Отв е тств е нн о сть з а н а руш е ни е з а к о н о д а т е льств а о ФКС: Вводится: персональная ответственность работников контрактной службы (контрактного управляющего) (ст. 36 проекта); ответственность оператора электронной площадки за разглашение информации, полученной ими в ходе проведения электронных аукционов; ответственность надзорного и контрольного органа за решения, отмененные по решению суда (ст. 97 проекта).

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее. Во-первых, процедуры закупок в соответствии с ФКС затрагивают теперь весь цикл работ, связанных с осуществлением закупок. Основными этапами являются планирование, размещение, исполнение и контроль. Упор в законе сделан прежде всего не на экономию бюджетных средств, а на результат закупки, который должен быть напрямую связан с началом закупочного процесса -- планированием.

Во-вторых, Закон о ФКС позволяет урегулировать многие положения, которые остались вне зоны внимания Закона № 94-ФЗ.Как отмечалось ранее, это планирование закупок, антидемпинговые меры, возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке и пр.

В-третьих, несмотря на положительные аспекты данного законопроекта, нельзя забывать о том, что процедура перехода на новые условия торгов будет проходить длительно и вероятно болезненно как для заказчиков, так и для поставщиков. И тем, и другим необходимо запастись терпением для того, чтобы изу-чить нормы нового закона для успешного применения их на практике. Заказчикам также будет необходимо пройти профессиональное переобучение в целях повышения своей квалификации.

В-четвертых, для того чтобы привести в действие систему ФКС, требуется разработать и принять большое количество дополнительных нормативных правовых актов и внести правки в уже имеющиеся документы. Без своевременного разрешения этой задачи переход к ФКС будет невозможен.

Остается надеяться, что все положительные аспекты Закона о ФКС будут применимы на практике, а все неурегулированные положения разъяснены на законодательном уровне в кратчайшие сроки.

Спис о к лит е р а туры

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012)

«O размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Федеральный закон N 44-ФЗ «O контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 №775 «Oб установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»

Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №727 «Oб определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлении функций по выработке функциональных требований к Eдиной информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию Eдиной информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в Eдиной информационной системе в сфере закупок и порядка пользования Eдиной информационной системой в сфере закупок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные условия заключения контракта. Анализ конкурентных способов определения поставщиков. Единая информационная система в сфере закупок.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Контроль проведения закупок в ОВД и ответственность за нарушение закона о государственных закупках. Проблемы заключения государственных заказов и предложения по их устранению. Анализ организации закупок товаров (работ, услуг) МО МВД РФ "Заподнодвинский".

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Понятие государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Структура нормативно-правового регулирования таких поставок. Способы определения поставщика путем проведения торгов и без них. Требования к исполнению государственного контракта.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Основные принципы и законодательная база процесса управления государственными и муниципальными заказами. Зарубежный опыт размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Осуществление закупок. Основные способы определения поставщика.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Понятие и сущность государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Размещение заказа путем проведения конкурса или аукциона. Защита от недобросовестных поставщиков.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Понятие торгов, порядок проведения. Заключения договора на торгах для государственных нужд путем организации конкурса. Размещение заказов по 44-ФЗ "О контрактной системе". Извещение о проведении запроса котировок для субъектов предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2013

    Управление государственными и муниципальными заказами в Российской Федерации. Понятие и виды торгов. Заключение договора на торгах для государственных нужд путем проведения конкурса. Основания для отказа в участии в торгах при проведении конкурса.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2014

    Система государственных закупок как комплексная система обеспечения государственных (муниципальных) нужд в товарах, услугах и работах. Планирование закупок с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, правила и порядок их осуществления.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Анализ сферы регулирования Федерального Закона № 44-ФЗ. Контрактная система в сфере закупок. Обоснование закупок лекарственных средств. Управление контрактом. Особенности и недостатки контрактной системы закупок в области закупок лекарственных препаратов.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2016

    Правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов. Участники процесса государственных и муниципальных заказов. Зарубежный опыт информационного обеспечения государственных закупок. Становление электронных государственных закупок в России.

Файл с электронным шаблоном годового плана государственных закупок и инструкцию по его представлению (импортированию) на Веб-портал государственных закупок Республики Казахстан (Далее – Веб-портал) можно получить в сети Интернет по адресу http://goszakup.

Для представления заполненного шаблона годового плана на Веб-портал требуется регистрация. Инструкция по регистрации доступна на Веб-портале в разделе «Справочная информация\Регистрация». В случае если вы ранее прошли процедуру регистрации на Веб-портале, повторная регистрация не требуется.

Для успешного формирования файла с годовым планом государственных закупок, пожалуйста, следуйте методике по заполнению полей электронного шаблона, приведенной ниже.

Необходимо и достаточно заполнить один из приложенных файлов шаблона годового плана государственных закупок по выбору заказчика.

После заполнения файла в Excel необходимо сохранить его как текст Юникод(*.txt) и произвести импорт полученного текстового файла с годовым планом государственных закупок на Веб-портал государственных закупок через электронное рабочее место заказчика.

В методику по заполнению электронного шаблона годового плана государственных закупок в соответсвии с КП ВЭД на 2011 год внесены следующие изменения по сравнению с 2010 годом:

Общие сведения

1) БИН заказчика – необходимо указать БИН организации. Это 12-значный код из свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;

2) РНН заказчика – необходимо указать РНН организации. Это 12-значный код из свидетельства налогоплательщика РК;

3) Код ГУ – необходимо указать код вашего государственного учреждения. Это 7-значный код в соответствии со Справочником государственных учреждений.

4) Фонд – необходимо из выпадающего списка указать фонд государственных закупок:

Республиканский бюджет;

Областной бюджет;

Районный бюджет;

Национальный фонд.

Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;

5) Наименование заказчика (на государственном языке) – необходимо указать полное наименование организации на государственном языке;

6) Наименование заказчика (на русском языке) – необходимо указать полное наименование организации на русском языке;

7) Финансовый год – в шаблоне указан 2011 финансовый год, на который составляется план государственных закупок.

План государственных закупок

1) Поле «№» - указывается порядковый номер записи (позиции) годового плана государственных закупок. Порядковый номер указывается целыми числами без точки.

2) Поле «Тип пункта плана»- необходимо из выпадающего списка указать соответствующий тип пункта плана:

01 Закупки, не превышающие финансовый год

02 Закупки, превышающие финансовый год

03 Закупки всчет условной экономии

3) Поле «Код Администратора» - необходимо указать код Администратора бюджетной программы . Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается трехзначное целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);

4) Поле «Программа» - необходимо указать код бюджетной программы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);

5) Поле «Подпрограмма» - необходимо указать код бюджетной программы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями. Указывается целое число без различных знаков препинания (. ,\ / и т. д.);

6) Поле «Специфика» - необходимо из выпадающего списка указать код специфики экономической классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;

7) Поле «Источник финансирования» - необходимо из выпадающего списка указать государственных закупок:

Внешние займы;

Деньги от реализации ГУ товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;

Спонсорская и благотворительная помощь;

Временно размещенные деньги физических и юридических лиц;

Аккредитивы.

Данный пункт заполняется только государственными учреждениями;

8) Поле «Код товара, работы, услуги (в соответствии с КП ВЭД)» – необходимо указать шестизначный код товара, работы или услуги в соответствии со справочником «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Справочник имеется в шаблоне на отдельном Excel-листе под названием «КП ВЭД»;

9) Поле «Наименование закупаемых товаров, работ, услуг (на государственном языке)» - необходимо ввести полное наименование закупаемых товаров, работ, услуг на государственном языке. Допускается указание наименование из справочника КПВЭД в соответствии с веденным кодом в предыдущей колонке;

10) Поле «Наименование закупаемых товаров, работ, услуг (на русском языке)» - необходимо ввести полное наименование закупаемых товаров, работ, услуг на русском языке. Допускается указание наименование из справочника КПВЭД в соответствии с веденным кодом в предыдущей колонке;

11) Поле «Краткая характеристика (описание) товаров, работ и услуг (на государственном языке)» - необходимо ввести краткую характеристику предмета закупок на государственном языке;

12) Поле «Краткая характеристика (описание) товаров, работ и услуг (на русском языке)» - необходимо ввести краткую характеристику предмета закупок на русском языке.

13) Поле «Способ закупок» - необходимо из выпадающего списка указать способ проведения государственных закупок:

Конкурс;

Конкурс посредством электронных закупок (осуществляемые с использованием информационных систем и электронных информационных ресурсов);

Конкурс с применением двухэтапных процедур

Конкурс с применением двухэтапных процедур посредством электронных закупок

Запрос ценовых предложений посредством электронных закупок;

Из одного источника;

Из одного источника посредством электронных закупок;

На организованных электронных торгах;

Особый порядок;

Специальный порядок;

Без применения норм Закона (статья 4 Закона «О государственных закупках»);

Изменение договора (пп. 3) п. 2 ст. 39 Закона «О государственных закупках»);

Продление договора (п. 9 ст. 5 Закона «О государственных закупках»);

14) Поле «Вид предмета закупок» - необходимо из выпадающего списка указать вид предмета государственных закупок:

15) Поле «Единица измерения (в соответствии с ОКЕИ)» - необходимо из выпадающего списка указать единицу измерения предмета государственных закупок в соответствии со справочником ОКЕИ – «Общий классификатор единиц измерения». Данный справочник имеется в вашем шаблоне на отдельном Excel-листе под названием «ОКЕИ». ВНИМАНИЕ: для видов предметов закупок «Услуга» единица измерения указывается «5114 Услуга», для видов предметов закупок «Работа» единица измерения указывается «980 Работа»;

16) Поле «Количество, объем» - необходимо указать количество или объем закупаемых товаров, работ или услуг. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой; ВНИМАНИЕ : для видов предметов закупок «Услуга», «Работа» значение столбца «Количество, объем» равно единице

17) Поле «Цена за единицу, тенге» - необходимо указать цену за единицу предмета государственных закупок в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;

18) Поле «Сумма, утвержденная для закупки, тенге» - вычисляемое поле. Значение в данном столбце образуется путем умножения столбца «Количество, объём» на столбец «Цена за единицу, тенге» и обозначает сумму, на которую планируется произвести закупку. Сумма отображается в тенге с точностью до двух знаков после запятой;

19) Поле «Прогнозная сумма на второй год трехлетнего периода, тенге» - согласно правилам осуществления государственных закупок (раздел 1, пункт 7-1) в данном пункте плана необходимо указать сумму, запланированную на второй год трехлетнего планового периода, в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;

20) Поле «Прогнозная сумма на третий год трехлетнего периода, тенге» - согласно правилам осуществления государственных закупок (раздел 1, пункт 7-1) в данном пункте плана необходимо указать сумму, запланированную на третий год трехлетнего планового периода, в тенге. Указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой;

21) Поле «Планируемый срок осуществления государственных закупок (месяц)» - необходимо из выпадающего списка указать месяц, в котором планируется проведение закупочных процедур;

22) Поле «Срок поставки товара, выполнения работ , оказания услуг» - необходимо указать сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Поле является текстовым;

23) Поле «Код населенного пункта (в соответствии с КАТО)» - необходимо указать код населенного пункта в соответствии со справочником КАТО – «Классификатор административно-территориальных объектов». Справочник доступен в шаблоне отдельном Excel-листе «КАТО»;

Примечание 1:

Для видов предметов закупок «Услуга» единица измерения указывается «5114 Услуга», для видов предметов закупок «Работа» единица измерения указывается «980 Работа», значение столбца «Количество, объем» равно единице, а в столбце «Цена за единицу» указывается действительное число с точностью до двух знаков после запятой.

Примечание 2:

Для вызова выпадающего списка, необходимо левой кнопкой мыши кликнуть на интересующую ячейку, и нажать на появившуюся стрелочку

Примечание 3:

Для облегчения поиска необходимой позиции в объемных справочниках воспользуйтесь функцией «Найти» в меню «Правка», введя ключевое слово.

Примечание 4:

В приложении имеется пример заполнения шаблона для государственного учреждения.

Приложение к методике по заполнению электронного шаблона
годового плана государственных закупок

Разработка годового плана государственных закупок. Внесения изменений в годовой план закупок.

Из этой статьи вы узнаете:

Разработка плана закупок

План закупок разрабатывается на основании соответствующего бюджета (плана развития) (п. 2 ст. 5 (далее-Закон)).

Планирование закупок начинается с согласия заказчика в течение 10 рабочих дней со дня утверждения (уточнения) соответствующего бюджета (плана развития).

На основании положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии заказчик вправе разработать и утвердить предварительный годовой план государственных закупок. Предварительный годовой план государственных закупок действует до утверждения годового плана государственных закупок.

Сведения о государственных закупках, предусмотренных в предварительном годовом плане государственных закупок, переходят в годовой план государственных закупок.



Таким образом, мы видим, что работа специалистов по государственным закупкам на предприятии тесно связана с работой планово-экономического отдела.

Приказ об утверждении плана закупок

Приказ об утверждении плана закупок вводит в действие годовой план закупок, устанавливает контроль за его исполнением и должен содержать следующие сведения:

Содержание плана закупок

План закупок (предварительный годовой план государственных закупок) должен содержать следующие сведения:

1) идентификационный код государственной закупки;

2) номенклатуру товаров, работ, услуг согласно справочнику, включая суммы, выделенные для осуществления государственных закупок, без учета ;

4) планируемые сроки и место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5) планируемые сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с графиком и разбивкой по годам в пределах выделенных и предусмотренных сумм на каждый финансовый год в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона;

6) условия осуществления государственных закупок по участию в государственных закупках

ВАЖНО! Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана госзакупок (предварительного годового плана госзакупок) обязан разместить его на веб-портале госзакупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством РК, которые предоставляются в уполномоченный орган без использования веб-портала госзакупок.

Внесение изменений в план закупок

На основании п. 7 ст. 5 Закона заказчики вправе вносить изменения и (или) дополнения в план закупок не более двух раз в месяц.

Данное требование не распространяется на случаи:

1) осуществления государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними юридическими лицами;

2) исполнения предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля;

3) распределения распределяемых бюджетных программ, а также при уточнении и корректировке бюджета;

4) принятия решения, предусмотренного подпунктом 1) части первой пункта 2 статьи 22 настоящего Закона;

5) приобретения товаров, услуг, связанных с представительскими расходами;

6) приобретения товаров, работ, услуг за счет экономии по итогам проведенных государственных закупок.


★ Какие последствия ждут заказчика при невыполнении плана закупок? ★

Екатерина Клопова

юрист, автор журнала «Государственный заказ. Вопросы и ответы», эксперт электронной системы «ACTUALIS» по ГЗ

У заказчика в конце года не должно остаться неисполненных пунктов плана. Что для этого необходимо сделать? Какие штрафные санкции предусмотрены за неисполнение плана закупок?

Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) обязан разместить внесенные изменения и (или) дополнения на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан.

Приказ об изменениях в план закупок

Приказ об утверждении изменений и дополнений в план закупок вводит в действие принятые изменения годового плана закупок, устанавливает контроль за его исполнением и должен содержать следующие сведения:

Ответственность

1. Нажмите на кнопку «Создать годовой план» .

2. В открывшейся форме «Создание годового плана» заполните поля

3. Проставьте галочку «Предварительный план» .

4. Не заполняя поле , нажмите на кнопку «Сохранить» .

5. Система создаст новый предварительный годовой план со статусом «Проект», при этом пункты плана из предыдущего предварительного плана не перенесутся.

6. Добавьте пункты плана, затем утвердите план.

7. После утверждения предварительного плана система поменяет статус предварительного годового плана с «Проект» на «Утвержден» , при этом статус предыдущего предварительного годового плана останется со статусом «Утвержден».

1. Нажмите кнопку «Создать годовой план» .

2. В открывшейся форме «Создание годового плана» заполните поля «Финансовый год», «Номер акта», «Дата акта», прикрепите отсканированную копию утвержденного документа.

3. Отметьте галочкой «Предварительный план».

4. Нажмите кнопку «Выберите изменяемый предварительный годовой план» .

6. В открывшейся форме выберите с помощью галочки изменяемый предварительный годовой план (если нужно объединить несколько планов в один предварительный годовой план, то выберите несколько) и нажмите на кнопку «Применить».

7. После этого система перенесет все пункты плана из выбранных предварительных планов в новый предварительный годовой план.

8. Система создаст новый предварительный годовой план со статусом «Проект» .

9. Измените новый предварительный годовой план и утвердите.

10. После утверждения предварительного годового плана система поменяет статус предварительного годового плана с «Проект» на «Утвержден», «Изменен».

1. Нажмите кнопку «Создать годовой план».

2. В открывшейся форме «Создание годового плана» заполните поля «Финансовый год», «Номер акта», «Дата акта», прикрепите отсканированную копию утвержденного документа.

3. Не надо отмечать галочкой «Предварительный план».

4. Нажмите на кнопку «Выберите изменяемый предварительный годовой план».

5. Система отобразит форму для выбора изменяемого предварительного годового плана.

6. В открывшейся форме выберите с помощью галочки изменяемый предварительный годовой план (если нужно объединить несколько планов в один годовой план, то выберите несколько) и нажмите на кнопку «Применить».

7. После нажатия на кнопку система перенесет все пункты плана из выбранных предварительных планов в годовой план.

8. Система создаст годовой план со статусом «Проект».

9. Измените годовой план и утвердите.

10. После утверждения годового плана система поменяет статус годового плана с «Проект» на «Утвержден», при этом статус предыдущего (-их) предварительного (-ых) плана (-ов) поменяется на «Изменен».

Расскажем, что такое муниципальные закупки, их виды, какие данные нужно разместить в муниципальную информационную систему и в какой срок. Также найдете особенности закупок в образовательных учреждениях и ЛПУ.

Понятие государственных и муниципальных закупок – это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд. Главная цель закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд – удовлетворить муниципальные нужды по условиям, заранее указанным в документации. По сути государственные и муниципальные закупки мало отличаются друг от друга. Но в данной статье мы остановим внимание именно на муниципальных закупках.

Управление муниципальными закупками по 44-ФЗ: цель

Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок проходит в соответствии с . Участниками государственных и муниципальных закупок могут быть любые организации и индивидуальные предприниматели.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Рассмотрим, :

1. С помощью торгов в форме:

  • конкурса. Под конкурсом понимаются торги, победителем которого становится лицо, которое предложило лучшие условия для исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер;
  • аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. То есть торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

2. Без проведения торгов путем запроса котировок или предложений. По котировкам информацию о потребностях в товарах, работах, услугах сообщают неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену контракта или единственный поставщик (исполнитель, подрядчик).

Запрос предложений – это один из способов определить поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем при запросе предложений признают участника с такими окончательными условиями контракта, которые наилучшим образом удовлетворят потребности заказчика.

Муниципальная информационная система по регионам

Учреждение-заказчик ежегодно формирует план закупок и план-график. Для этого предназначена муниципальная информационная система в сфере закупок.

Порядок формирования плана закупок для муниципальных нужд

План утверждается государственным или муниципальным заказчиком ежегодно. Сначала заказчики составляют предварительный план. После того как органы власти утвердят бюджеты, для заказчиков наступает время работы с окончательным вариантом плана.

Утверждают план в течение 10 рабочих дней после того, как:

  • заказчикам доведут ЛБО;

План-график составляют в два этапа. Первый этап проходит, когда органы власти рассматривают проект бюджета на очередной финансовый год. На этом этапе разрабатывают предварительный план-график, в который включают все закупки на год. Все данные должны соответствовать плану. Второй этап - когда органы власти утвердят бюджеты. Здесь заказчики корректируют данные плана-графика с учетом доведенного объема финансирования. А затем утверждают готовый план-график в течение 10 рабочих дней после того, как:

  • госзаказчикам доведут ЛБО;
  • бюджетным учреждениям утвердят план ФХД.

Регионы и муниципалитеты могут иметь свои сайты муниципальных закупок. Для пользователей доступ к нему должен быть безвозмездный и круглосуточный. Муниципальные информационные системы должны быть интегрированы с единой информационной системой. То есть иметь возможность передачи в ЕИС, а также прием из нее следующей информации и документов:

  • планы закупок;
  • планы-графики закупок;
  • информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок;
  • информация о закупках;
  • запросы пользователей региональных и муниципальных систем, в том числе запросы цен товаров, работ, услуг;
  • отчеты заказчиков.

Единые требования к региональным и муниципальным сайтам закупок установлены постановлением .

В качестве примера муниципальной информационной системы можно привести сайты муниципальных закупок:

  • https://zakupki.nso.ru/ – Новосибирской области,
  • http://zakupki.omskportal.ru/ – Омской области,
  • www.zakaz.cheladm.ru/ – города Челябинск,
  • http://zakupki.krd.ru/ – города Краснодар.

Информационная открытость является одним из ключевых факторов эффективности закупок всех стадий закупочной деятельности. Благодаря доступной информации о госзаказах можно:

  • выявить нецелевые закупки ещё до их объявления,
  • проанализировать заявленные начальные цены и иные условия будущего контракта,
  • отследить соблюдение закона при выборе поставщика,
  • получить данные о надлежащем исполнении муниципального контракта.

Муниципальные закупки в сфере образования

Образовательные учреждения могут участвовать в контрактной системе, выступая и в качестве заказчиков, и в качестве участников закупок.

В качестве участника учреждения могут реализовать оказание образовательных услуг по различным программам подготовки и переподготовки.

Муниципальные закупки в сфере образования – учреждения могут отбирать поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в рамках контрактной системы открытым конкурсом, аукционом в электронной форме, запросом котировок и предложений. Недостаток таких процедур – длительность и значительный объем закупочного документооборота. Если заказчик желает осуществить закупку у единственного поставщика, следует помнить, что он имеет право заключить госконтракт на сумму не более 100 тыс. рублей.

Рассмотрим нюансы в сфере образования на примере закупки учебников. Закупки для муниципальных образовательных учреждений проходит в централизованном порядке. Обязанности по определению поставщиков учебников возлагаются на уполномоченные учреждения. Эти органы также могут обладать полномочиями по заключению контрактов, их оплате и участвовать в приемке учебников. Кроме того, муниципальные образовательные учреждения вправе самостоятельно их закупать за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Для этого они могут провести совместные аукционы двумя и более заказчиками.

Закупки для муниципальных нужд ЛПУ

Для закупки лекарств в отдельных случаях Закон о контрактной системе устанавливает особые правила.

1. Выбор способа. Купить лекарства пациенту по решению врачебной комиссии можно путем запроса предложений. А если лекарства нужны срочно, то их можно купить и у единственного поставщика, пока проводится запрос предложений.

2. НМЦК для закупки жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП) определяйте по одному из двух методов: сопоставимых рыночных цен или тарифному.

3. При закупке ЖНВЛП можно отстранить участника либо отказаться от заключения контракта с победителем. Но только если комиссия обнаружит, что:

  • предельная отпускная цена на лекарства не зарегистрирована;
  • предложенная участником цена превышает предельную отпускную цену и он отказывается от ее снижения. В этом случае отстраните участника или откажитесь от контракта с ним, если:

– участник – производитель ЖНВЛП;

– при закупках для федеральных нужд НМЦК больше 10 млн руб. А для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд – размера, установленного соответствующим органом власти.

4. Для отдельных видов иностранных медицинских товаров Правительство РФ ограничило допуск к закупкам. А именно для:

  • медизделий, которые входят в перечень, утвержденный постановлением ;
  • жизненно необходимых и важных лекарств. Их перечень ежегодно устанавливает Правительство РФ.

Ограничение допуска означает, что заказчик должен отклонить все заявки с предложениями иностранных лекарств и медизделий. Исключение – товары из стран – членов Евразийского экономического союза. Подтвердить страну происхождения товара участник может сертификатом по форме СТ-1, который выдают уполномоченные органы страны-производителя.

5. Для участников закупки лекарств установлены особенности в части применения антидемпинговых мер:

– если участник снизит цену на 25% ниже НМЦК, то он обязан предоставить заказчику обоснования предлагаемой цены;

– антидемпинговые меры к участникам закупки ЖНВЛП нужно применить только в том случае, если стоимость ими снижена более чем на 25% от зарегистрированной отпускной.

6. Заказчик может принять у поставщика другое лекарство с улучшенными характеристиками. Определяет, какое из лекарств лучше, сам заказчик. Исключение: нельзя заменять ЖНВЛП конкретного производителя или страны происхождения, которые указаны в заявке.

Законом о ФКС предусмотрено обязательное планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

Планов закупок;

Планов-графиков.

Глава 2 Закона о ФКС подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в том числе ФЦП, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами, а также с целью выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов (ст. 13 и 17 Закона о ФКС).

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, т.е. на три года. Планы-графики будут составляться заказчиками ежегодно.

Кроме того, Законом о ФКС определены условия и порядок внесения изменений в планы закупок и планы-графики.

В главе 2 Закона о ФКС также уделено внимание таким вопросам, как обоснование и нормирование закупок (ст.18 и 19).

При формировании планов закупок обоснованию подлежит объект закупки, а при формировании плана-графика также и способ определения поставщика и начальная (максимальная) цена контракта (ч.2-3 ст.18 закона о ФКС).

Под нормированием в соответствии с Законом о ФКС понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Под требованиям к товарам, работам, услугам понимаются «требования к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточное потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметом роскоши» (ч.2 ст.19 закона о ФКС).

Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. План закупок утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и размещается в единой информационной сети.

Планы закупок и планы-графики включают довольно подробную информацию:

1) идентификационный код закупки;

2) цель осуществления закупки;

3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов, а также объем закупаемых товаров, работ, услуг;

4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 44-ФЗ.

6. Опишите применение электронных систем в фкс (Федеральной Контрактной Системе).

Закон «О федеральной контрактной системе» (далее – Закон о ФКС) вступил в силу с 1 января 2014 года, однако его влияние на рынок госзакупок ощущается уже несколько лет. И чем ближе срок перехода к новому закону, тем сильнее проявляются изменения в жизни заказчиков и поставщиков.

Электронная подпись

Самым значимым изменением с точки зрения доступа к торгам станет переход заказчиков и поставщиков на новую, квалифицированную электронную подпись (далее – ЭП). Для поставщиков это означает замену одного сертификата ЭП на другой, с сохранением возможностей по участию в торгах на пяти торговых площадках, отобранных правительством, и многих коммерческих торговых площадках. А вот для заказчиков изменения более значительны – они переходят от обслуживания в удостоверяющем центре Федерального казначейства к приобретению сертификатов подписи и сопутствующих услуг в коммерческих удостоверяющих центрах.

Что это значит?

Во-первых, заказчикам нужно заранее связаться с удостоверяющим центром и уточнить процедуру выпуска сертификата ЭП, поскольку она может отличаться от процедуры, принятой в Федеральном казначействе.

Во-вторых, заказчикам нужно приготовиться к «отложенному» получению ЭП, так как окончательные требования к ней еще не утверждены нормативными актами. В такой ситуации очень важно взаимодействовать с удостоверяющим центром, оперативно отслеживающим изменения в законодательстве и способным уведомить заказчика и начать процедуру выпуска сертификата подписи, как только требования к ней будут утверждены.

Получение Электронной Цифровой Подписи (ЭЦП)

Сертификаты ключей электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП), используемые при осуществлении электронного документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме должны изготавливаться только авторизованными удостоверяющими центрами.

Правила ведения торгов

Закон о ФКС изменит правила проведения конкурсов, позволит вести централизованные закупки, заметно усилит контроль на этапе планирования и обоснования закупок. Обновление коснется и электронных аукционов.

Процедуры аккредитации поставщиков, проведения электронного аукциона, выбора победителя и заключения контракта претерпят небольшие изменения. Однако есть несколько моментов, которые заранее стоит учитывать заказчикам и поставщикам. Во-первых, появляется механизм одностороннего отказа от исполнения контракта, доступный как заказчикам, так и поставщикам (ч.ч. 8–26 ст. 95 Закона о ФКС). Он заранее может быть прописан в документации об электронном аукционе.

Во-вторых, могут измениться перечни товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в форме электронного аукциона. Сокращение числа позиций в этих перечнях не обязательно приведет к сокращению числа электронных аукционов, так как за заказчиками закрепляется право проводить в форме электронного аукциона закупки товаров, работ и услуг, не включенных в перечни.

В-третьих, электронный документооборот может выйти за пределы электронных аукционов, так как части 1 и 2 статьи 5 Закона о ФКС позволяют передавать документы в электронном виде при любых способах определения поставщиков, а не только в рамках электронных аукционов. При этом документы должны быть подписаны квалифицированной ЭП.

В рамках отношений, возникающих в процессе гос. закупок допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

2. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, устанавливает порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то