Предметы и средства труда в строительном производстве. Средство труда - это вещь, позволяющая создавать готовый продукт Средства труда естественного происхождения примеры

В системе «человек-техника-среда» рабочее место является одним из центральных направлений исследования и проектиро­вания при организации трудовой деятельности человека.

Рабочее место представляет собой целостную наименьшую еди­ницу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда - предмет, средства и субъект труда. Определяют рабочее место и как систему функционально и пространственно организо­ванных средств труда, обеспечивающую работающему условия для успешного и безопасного протекания трудовой деятельности.

Эргономический анализ, оценка и проектирование рабочего места предполагают вначале изучение его организации и осна­щенности. Организация рабочего места - это результат проведе­ния системы мероприятий по функционированию и пространст­венному размещению основных и вспомогательных средств тру­да для обеспечения оптимальных условий трудового процесса. Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ним производст­венных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции (станки, стенды, промышленные роботы и т. д.).

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на технологическую и организационную оснастку. Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и т. д.). Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию труда челове­ка путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и об­служивании основного производственного оборудования. В со­став организационной оснастки входит: рабочая мебель (верстаки, инструментальные тумбочки, сиденья и т. д.); устрой­ства и приспособления для транспортировки и хранения предме­тов труда (лифты, поддоны и т. д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т. д.

Перечень элементов технологической и организационной оснастки должен быть указан для каждого рабочего места в тех­нической документации к основному производственному обору­дованию.

Пространственная организация рабочего места - это размеще­ние в определенном порядке элементов основного и вспомога­тельного производственного оборудования относительно рабо­тающего человека в заданных пространственных границах.

Для удобства эргономического анализа и проектирования ра­бочие места классифицируют в зависимости от характера выпол­няемых на них трудовых операций и по ряду других признаков.

По особенностям трудовой деятельности человека различают следующие группы рабочих мест: по отношению в создании продукта - основные, вспомогательные и обслуживающие; по категориям работающих в системе организации производства - рабочие места рабочих, служащих, специалистов и руководите­лей; по взаимоотношениям в трудовом процессе - индивиду­альные и коллективные; по характеру размещения и степени изоляции - изолированные и неизолированные; по степени ог­раждения - огражденные и не огражденные; по характеру к внешней среде и т. д.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Средства труда

СРЕДСТВА ТРУДА - вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.

Средства труда включают: 1) орудия труда, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда (машины, станки, инструменты и т. п.); 2) всеобщие материальные условия процесса труда (производственные здания и сооружения, дороги, каналы и т. д.). Уровень развития средств труда - важнейший показатель технического прогресса, степени развития производительных сил и самого работника.
По мере развития средств труда растет техническая вооруженность труда и его производительность, меняется роль человека в производстве, повышается уровень его механизации и автоматизации.

В современных условиях научно-техническая революция порождает принципиально новые средства труда (электронно-вычислительные машины новых поколений, персональные компьютеры, станки с числовым программным управлением, робототехнические комплексы, роторные и роторно-конвейерные линии, обрабатывающие центры и т. п.), обладающие высокой производительностью.

Они служат основой интенсификации производства и создания наиболее благоприятных условий труда (см. также Средства производства).

Сущность и содержание дисциплины «Технологические процессы в строительстве»

Изучаемая дисциплина – прикладная наука рациональный средств, способов и методов выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и изделий с качественным изменением их состояния, физико-механических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества.

Основные принципы строительного производства: системность, безопасность, гибкость (возможность адаптации процессов строительства объекта к быстро меняющимся условиям производства работ на СП, а также организационным, технологическим и ресурсным параметрам проекта без потерь качества), ресурсосбережение, качество (это соответствие всех параметров строительных процессов проектным значениям и значениям, указанным в нормативных документах).

Капитальное строительство и его объекты

Капитальное строительство – отрасль материального производства, в котором создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Капитальное строительство включает: новое строительство (на новых площадках по первоначально утвержденному проекту), расширение (строительство последующих очередей)(по новому проекту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных или новых комплексов и т.д.),реконструкция (полное или частичное переоборудование или переустройство без строительства новых или расширений действующих), техническое перевооружение (переоборудование действующего предприятия с заменой оборудования), капремонт (восстановление зданий).

Одной из систем капитального строительства является строительное производство – совокупность производственных процессов, осуществляемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специальные процессы в подготовительных и основной периоды строительства.

Конечный результат выполнения совокупности строительных процессов – строительная продукция.

Согласно Градостроительному кодексу РФ к объектам капитального строительства не относятся: временные здания - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании, некапитальные нестационарные - сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.


Строительные процессы, работы и продукция.

Строительная технология – совокупность одного либо нескольких методов и технологических средств, которая может быть использована для получения конкретного вида строительной продукции.

Строительный процесс - это совокупность операций, выполнение которых дает законченную продукцию в виде конструктивного элемента или его части. Строительные процессы бывают простыми, сложными, комплексными и межобъектными.

По степени механизации строительные процессы делятся на полностью механизированные, частично механизированные и ручные.

В зависимости от назначения строительные процессы разделяются на основные, вспомогательные, заготовительные и транспортные. К основным относятся процессы, в результате выполнения которых создаются части сооружений или конструкций, т. е. создается строительная продукция. К вспомогательным относятся процессы, с помощью которых не создается строительная продукция, но они необходимы для выполнения основных процессов. К транспортным процессам относятся работы по перемещению материалов и готовых деталей к строящемуся объекту и к рабочему месту. Заготовительные процессы предназначаются для изготовления и обеспечения строящегося объекта деталями, изделиями и полуфабрикатами.

По характеру выполнения процессов: непрерывные процессы, позволяющие сразу приступить к осуществлению последующих; прерывные процессы, требующие перед выполнением последующих процессов обязательных технологических перерывов для выдерживания и набора прочности бетона, сушки штукатурки;

По значимости: ведущие процессы, определяющие итоговые сроки возведения здания или сооружения; совмещенные процессы, выполняемые параллельно с ведущими.

Совокупности простых и комплексных процессов образуют строительные работы.

Строительные работы: общестроительные (земляные, каменные, бетонные), специальные (монтаж сантехнических устройств, электротехнические), вспомогательные (транспортировка, укладка).

Комплексы работ группируют по периодам и циклам строительства (строительные работы зависят от времени выполнения (периоды), рациональной технологии (циклы)).

Циклы: нулевой (подземный), надземный и отделочный. Периоды: подготовительный и основной.

Подготовительный период состоит из проектно-изыскательских работ, инженерной подготовки территории, организации строительной площадки, устройства временных и постоянных дорог, сетей. Основной период включает подземный цикл, надземный, отделочный, монтаж техоборудования.

Конечным результатом строительных процессов является строительная продукция: 1.законченные введенные в эксплуатацию здания и сооружения; 2.отдельные их части (секции, полеты и т.д.); 3.объемы работ, выполняемые за определённый период времени.


Предметы и средства труда в строительном производстве

Предметы труда: строительные материалы, полуфабрикаты, изделия.

Строительные материалы разделяют на природные (естественные) и искусственные. К природным материалам относят лесные (круглый лес, пиломатериалы), каменные плотные и рыхлые горные породы (естественный камень, гравий, песок, глина) и др. К искусственным материалам относят: вяжущие вещества (цемент, известь), искусственные камни (кирпич), керамические плитки, синтетические краски и лаки, металлоконструкции, тепло- и гидроизоляционные материалы и др.К основным полуфабрикатам относят бетонную, асфальтовую, растворную смесь и другие композиты, характеризующиеся необходимостью употребления в дело через короткий период времени после приготовления. Поэтому полуфабрикаты не имеют устойчивых товарных свойств. Они тесно связаны с конкретной строительной продукцией. К деталям и изделиям относят заранее изготовленные и монтируемые элементы, как-то: дверные полотна, оконные переплеты, балки, фермы, стеновые панели, плиты перекрытий и покрытий, санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т. д., предназначенные для применения в зданиях и сооружениях определенного назначения и типа.

(СП, СНиП, ГОСТ, ОСТ, ТУ – регламентируют документы качества предметов труда)

Требуемые свойства, технические требования и требования к качеству строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий устанавливают Строительные нормы и правила (СНиП), Государственные стандарты (ГОСТ), Технические условия (ТУ). Этими регламентирующими документами определяются назначение строительных материалов и деталей, требования к их качеству, приводятся указания по выбору и применению в зависимости от условий эксплуатации возводимого здания или сооружения, устанавливаются условия транспортирования, правила приемки и хранения, правила отбора контрольных образцов и испытаний и др.

Средства труда: основные (машины, стр. оборудование), вспомогательные (лестницы и т.д.), транспортные.

Строительные машины - это передвижные или стационарныетехнические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Механизмы в отличие от строительных машин не имеют специального двигателя. Рабочий орган приводится в действие через соответствующий преобразователь движения самими строительными рабочими (ручные тали, лебедки, катки и др.)

Вспомогательные технические средства выполняют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки, без которых нельзя или нерационально выполнять строительные работы.Технологическая оснастка предназначена обеспечить удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов, полуфабрикатов и деталей (контейнеры, кассеты, струбцины, бункера, баллоны для газов и жидких веществ и др.).

Норма комплект – рационально подобранная совокупность технических средств оснащения рабочего места звена для выполнения им работы по утвержденной технологии с нормативной производительностью. В состав нормокомплектов включаются средства малой механизации, механизированный и ручной инструмент, средства технологической и организационной оснастки, энергетическое оборудование, приспособления, средства измерений и контроля, средства индивидуальной защиты рабочих.

  • 1.Основные понятия экономической науки и экономики труда:потребность,благо,ресурсы,норма,эффективность,продуктивность,человеческий капитал, заработная плата, соц-экон-ая система, организация.
  • 2.Понятие трудовой деятельности человека. Труд как процесс и как экономический ресурс. Трудовой потенциал.
  • 3.Сущность трудового процесса. Предметы и средства труда, продукты труда. Цель, содержание и мотивы труда.
  • 4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.
  • 5.Понятие о трудовой теории стоимости(д.Рикардо,к.Маркс) и теории факторов производства(ж.Б.Сей,а.Маршалл и др.).Их роль в развитии экономической теории и экономике труда.
  • 6.Структура экономических ресурсов согласно теории факторов производства. Роль труда как экономического ресурса в формировании потребительской стоимости(конечного продукта).
  • 7.Трудовой потенциал и его компоненты. Понятие о количественной оценке компонент трудового потенциала.
  • 9.Понятие о качестве населения страны и персонала предприятия. Методологические основы оценки качества персонала.
  • 10.Основные компоненты деятельности человека. Понятие об альфа-труде и бэтта труде и их эф-ти.
  • 11.Понятие эффективности. Продуктивность и рентабельность труда.
  • 12.Продуктивность труда. Показатели продуктивности труда, применяемые в хоз-х орг-циях. Основные факторы, влияющие на продуктивность труда раб-ков предприятия(машиностроения).
  • 14.Рентабельность труда как показ-ль эф-ти соц-экономической системы. Рентабельность альфа- и бэтта-труда.
  • 15.Понятие о теории человеческого капитала. Оценка эф-ти инвестиций в человеческий капитал.
  • 16.Понятие человеческого капитала. Роль и значение теории человеческого капитала в современной эк-ке труда.
  • 17.Понятие технического прогресса. Влияние технического прогресса на изменение производ-ти,затрат труда и качества жизни.
  • 18.Основные понятия организации труда. Роль и значение труда в обеспечении эф-ти трудовых процессов в хоз-х орг-циях.
  • 19. Виды и границы разделения труда на предприятии. Кооперация труда. Понятие о производственном,технологическом и трудовом процессах.
  • 22.Понятие производственной операции. Стр-ра произв-ой операции:трудовое движение, трудовое действие, трудовой приём. Понятие о методе изучения производств-х операций.
  • 23.Классификация затрат раб.Времени по отношению к предмету труда. Время: оп, об, отл, пз. Факторы,влияющие на составляющие затрат раб.Времени.
  • 24. Понятие о нормировании труда. Роль нормирования труда в упр-ии трудовыми и социальными процессами в орг-циях. Система норм и нормативов по труду: содержание и область применения.
  • 25.Стр-ра нормы времени и последовательность установления норм труда. Факторы,влияющие на величины норм труда.
  • 26. Понятие о коэф-те выполнения норм труда (Квн) и способах его расчёта. Влияние Квн на технико-экономические показатели предприятия. Причины перевыполнения норм труда.
  • 28. Хронометражное наблюдение и его краткая хар-ка. Объект, предмет и порядок проведения.
  • 29. Индивидуальная и групповая фрв: понятия, область и порядок проведения. Самофотография раб.Времени: понятие, методика проведения.
  • 30. Расчёт норм труда. Связь нормирования труда с организацией оплаты труда персонала хоз-ой орг-ции.
  • 34. Типовая стр-ра дохода сотрудника орг-ции(предприятия).Заработная плата –основная составляющая дохода. Функции з)п.
  • 35. Стр-ра з.П. Раб-ка орг-ции. Тарифная ставка (оклад), надбавки и премии,доплаты и компенсации:понятия и способы установления.
  • 36. Понятие зар.Платы. Факторы,определяющие уровень зар.Платы работника орг-ции. Основные госуд-ые гарантии по оплате труда раб-ков.
  • 37. Тарифно-окладная система оплаты труда и принципы её организации. Основные направления совершенствования тарифных условий труда. Гибкая тарифная ставка.
  • 38. Формы и системы оплаты труда и их хар-ка. Индивидуальная и коллективная формы оплаты труда раб-ков орг-ции.
  • 39. Индивидуальные и коллективные формы оплаты. Понятие о механизме распределения коллективного заработка (премиального фонда) между структурными подразделениями(работниками) орг-ции.
  • 41. Понятие о стр-ре фонда оплаты труды. Планирование средств на оплату труда персонала организации.
  • 42.Основные направления совершенствования оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Содержание реформы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
  • 43.Общая характеристика соц-трудовых отношений в орг-ции: субъекты, предметы, типы. Факторы, определяющие характер социальных отношений.
  • 44.Понятие о проблеме отчуждения в процессе труда. Влияние отчуждения на экономику предприятия.
  • 45.Понятие рынка труда. Особенности рынка труда и факторы, определяющие его развитие.
  • 46. Рынок труда и его структура. «Модели» рынков труда. Основные показ-ли, характеризующие состояние рынка труда.
  • 47. Понятия занятости и безработицы. Основные причины безработицы и роль госуд-ых органов в управлении ею.
  • Сущность трудового процесса опр-ся следующими основными аспектами: психофизиологический(обусловлен затратами энергии ч-ка и его эмоциональным состоянием), технологическим(действиями ч-ка, направленными на преобразование ресурсов в блага), соц-экономический(полезностью рез-тов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага).Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов явл-ся затраты раб.времени, определяющие длительность работ и числ-ть людей, занятых их выполнением.

    Средства труда - совокупность средств производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда, видоизменяя их в соответствии со своими целями и потребностями.

    Предметы труда - это то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы.

    Продукт труда - материальный результат трудовой деятельности.

    4.Классификация видов трудовой деят-ти. Творческий труд и его роль в развитии производительных сил и общества в целом.

    1.по хар-ру и содержанию труда: наёмный частный индивидуальный коллективный.

    2.по желанию необх-ти и принуждению: физический умственный.

    3.по предмету и продукту труда: научный инженерный управленческий производственный

    4.по средствам и СП-бам труда: ручной механизированный автоматизированный высокотехнологичный.

    5. виды деят-ти дифференц-ся по целям труда: стационарный передвижной лёгкий средней тяжести с различной степенью тяжести.

    На сегодня классиф-ция труда осущ-ся по наличию в труде творческой составляющей:

    1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции,приказу,когда раб-к не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

    2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей. Знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деят-ти ч-ка(бета-труд).

    Сущ-ет гамма труд(связан с духовной деят-тью).

    Природу творчества исследуют но на сегодня она остаётся неизвестной.Ясно одно: чем выше доля творчества тем в меньшей степени он должен быть регламентирован.С экономич.точки зр. Творческой явл. Деят-ть источником дохода которой выступает авторский гонорар. Цель творчества состоит в создании новых идей;образов;методов;представлений и т.д.

    Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

    В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата.

Предмет труда - вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства.

Разделяется на два вида:

Материалы, непосредственно добываемые в природе и превращаемые в продукт (уголь и руда, добываемые в шахтах и рудниках, рыба в естественных водоемах);
- материалы, подвергшиеся предварительной обработке.

Последние называются сырьем или сырым материалом (например, пряжа в ткацком производстве, металлы или пластмассы на машиностроительном заводе и т. д.). Предметы труда, доставляемые природой, проходят целый ряд стадий обработки, прежде чем стать готовым продуктом.

Те предметы труда, которые образуют материальную основу продукта, называются основными материалами, а предметы труда, способствующие самому процессу труда или присоединяемые к основным материалам для придания им каких-либо свойств, относятся к вспомогательным материалам.

По мере развития производства круг предметов постоянно расширяется.

Научно-техническая революция породила принципиально новое направление изменений в предметах труда: создаются новые, отсутствующие в природе материалы, с заранее заданными свойствами, в результате чего производство освобождается от ограниченности естественных материалов. Новые предметы труда (например, полимеры, синтетические смолы, термостойкие высокопрочные и другие материалы) играют революционизирующую роль в развитии многих отраслей экономики. Предметы труда и средства труда в совокупности образуют средства производства.

Средства и предметы труда

Средства труда – это здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства, хозяйственный инвентарь длительного пользования. Средства труда называются основными средствами, если они многократно участвуют в процессе производства (более чем в одном годовом цикле), постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям. Процесс ежегодного списания стоимости основных средств называется амортизацией.

Предметы труда – это сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство. Предметы труда относятся к оборотным средствам, если они переносят свою стоимость на готовый продукт в течении одного производственного цикла. Средствами в сфере обращения называют , товары, денежные средства в расчетах. Именно такая информационная модель отражена в новом плане счетов бухгалтерского учета.

Средства труда и предметы труда. Средства труда или средства производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил, включая технологию производства, образуют материально-техническую базу общества.

Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда - характерная черта трудовой деятельности человека.

Предметы труда - вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности. Определяющая роль в средствах производства принадлежит орудиям труда.

По мере их развития и совершенствования растет техническая вооружённость труда, меняется роль человека в процессе производства, возрастает его господство над природой. Уровень развития средств труда - важнейший показатель технического прогресса. Совершенствование их приводит к глубоким качественным сдвигам в технике и технологии производства, к изменению производственных отношений определяет переход от одного способа производства к другому.

Научно-техническая революция внесла коренные изменения в орудия труда, заменяя машины традиционного типа комплексами машин-автоматов, содержащих в себе элемент автоматического регулирования и управления производственным процессом обусловила качественные сдвиги в предметах труда, состоящие в применении искусственных синтетических материалов, ослабив зависимость производства от предметов труда, данных природой.

Виды предмета труда

По своему назначению и роли в производстве предметы труда подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основными называются предметы труда, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием. Результатом основных процессов в машиностроении являются выпуск машин, аппаратов и приборов, составляющих производственную программу предприятия и соответствующих его специализации, а также изготовление запасных частей к ним для поставки потребителю.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработка пара и сжатого воздуха и т. д.

Обслуживающими называются процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов. К ним относятся, например, процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей и т. д.

В современных условиях, особенно в автоматизированном производстве, наблюдается тенденция к интеграции основных и обслуживающих процессов. Так, в гибких автоматизированных комплексах объединены в единый процесс основные, комплектовочные, складские и транспортные операции.

Совокупность основных процессов образует основное производство. На предприятиях машиностроения основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной. Стадией производственного процесса называется комплекс процессов и работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части производственного процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.

К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок - резка материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку, термообработку, покраску и гальванические покрытия и т. д. Сборочная стадия - заключительная часть производственного процесса. В нее входят сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и приборов, их испытания.

Состав и взаимные связи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.

В организационном плане производственные процессы подразделяются на простые и сложные. Простыми называются производственные процессы, состоящие из последовательно осуществляемых действий над простым предметом труда. Например, производственный процесс изготовления одной детали или партии одинаковых деталей. Сложный процесс представляет собой сочетание простых процессов, осуществляемых над множеством предметов труда. Например, процесс изготовления сборочной единицы или всего изделия.

Основные предметы труда

Труд – сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.

Тяжесть труда - расходование физической силы человека.

Напряженность труда - расходование нервной энергии человека.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников, возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Процесс труда - это совокупность трудовых действий и приемов, осуществляемых работником в определенной последовательности при производстве материальных благ, оказании услуг и/или выполнения иного вида деятельности.

Любой процесс труда предполагает наличие, прежде всего, следующих элементов:

Рабочая сила, которой обладает работник;
Предметы труда;
Средства труда.

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека, необходимых и используемых им для осуществления какой-либо трудовой деятельности. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, т.е. претерпевает изменения.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда (машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, здания и сооружения).

Взаимодействие человека с предметом и средством труда определяется технологией. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая рабочей силой.

Трудовой потенциал – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.

Персонал – это штатный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, выполняющих управленческие, производственные, хозяйственные и другие функции.

Человеческие ресурсы – главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом особенностей каждого человека.

Характер труда - особенности его функционирования, его общественная форма.

Условия труда – это совокупность элементов трудового процесса, окружающей среды, организация рабочего места и отношение работника к выполняемой работе, которое оказывает влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, что в свою очередь влияет на эффективность труда и результаты трудовой деятельности.

Движение предметов труда

Виды движения предметов труда:

1. Последовательное – когда обработка предметов труда на каждой последующей операции начинается только после окончания предшествующих для всех деталей партии. Самый нерациональный вид, который применяют в единичном и мелко-серийном производстве.

Длительность ПЦ = размер партии * сумму (норма выполнения одной технологической операции / количество рабочих мест на этой операции)

В расчете также применяют понятие операционный цикл, под которым понимают продолжительность обработки всех деталей партии на какой либо операции. Операционный цикл = размер партии *(норма выполнения одной технологической операции / количество рабочих мест на этой операции).

2. Параллельное – когда передача предметов труда на последующую операцию производятся поштучно или транспортными партиями сразу после обработки на предшествующей независимо от движения других деталей партии. Это наиболее рациональный вид движения, который применяют в крупносерийном и массовом производстве. В случае крупных общих партий предметов труда применяют передачу деталей транспортными партиями.

Длительность ПЦ = размер транспортной партии * сумму (норма выполнения одной технологической операции / количество рабочих мест на этой операции) + (размер партии – размер транспортной партии) * продолжительность выполнения более трудоемкой и длительной операции с учетом количества рабочих мест.

3. Параллельно-последовательное – когда обработка деталей партии на каждой последующей операции начинается раньше, чем заканчивается обработка на предшествующей других деталей партии. Применяется в среднесерийном производстве при больших размерах партии и различной мощности применяемого оборудования.

Длительность ПЦ = размер партии * сумму (норма выполнения одной технологической операции / количество рабочих мест на этой операции) - (размер партии – размер транспортной партии) * продолжительность выполнения короткой операции или двух смежных с учетом количества рабочих мест.

Предмет организации труда

Организация труда – это упорядоченное приведение в систему трудовой деятельности людей.

Организация труда – это система организационно – экономических, технических, санитарно – гигиенических и психофизиологических мероприятий, направленных на повышение производительности труда и сохранения здоровья персонала.

Организация труда – это непрерывный творческий процесс внесения изменений в существующую организацию труда под воздействием развития НТП и спроса на рынке.

Принципы организации труда:

1. Научность;
2. принцип комплексности, т.е. он состоит в том, что совершенствование организации труда должно осуществляться по всем её элементам, учитывая все её аспекты (организационный, правовой, технический, социальный, психофизиологический);
3. принцип системности, т.е. он дополняет принцип комплексности и предлагает взаимосвязь всех элементов организации труда;
4. принцип регламентации, т.е. установление и строгое соблюдение определённых правил и положений, инструкций и нормативов;
5. принцип специализации управленческого труда, т.е. он заключается в закреплении за каждым структурным подразделением предприятия, а в нутрии него за каждым работником, определённых функций, работ или операций;
6. принцип стабильности, т.е. он направлен на постоянство выполняемых функций;
7. принцип целенаправленного творчества, т.е. он предполагает обеспечение творческого подхода при проектировании организации труда и использования творческого потенциала работника.

Задачи организации труда:

1. экономические, т.е. выполнение возложенных функций при минимальных затратах, рост производительности труда, рациональное использование рабочего времени и рабочей силы, улучшение качества продукции и т.д.
2. психофизиологические, т.е. направлены на сохранение здоровья персонала, их длительной и устойчивой работоспособности, поддержание нормального климата в коллективе и т.д.
3. социальные, т.е. они включают в себя обеспечение содержательности, привлекательности и престижности труда, более полное использование творческого потенциала.

Орудия и предметы труда

Предметы труда – объекты материального мира. Эти вещи по ходу потребления переносят собственную материальную субстанцию на другую вещь или меняются на материальную субстанцию другой вещи. В связи с этими обстоятельствами предмет труда подвергается полному расходованию в процессе хозяйственного использования.

Орудия, напротив, не обмениваются и не переносят на другую вещь свою материальную субстанцию. В этом их главное отличие от предметов труда.

Например, станок, на котором осуществляется изготовление, не переводит свою материальную субстанцию на деталь. Таким образом, станок – орудие. При этом материальная субстанция материала, используемого для изготовления, переходит в процессе потребления (использования) на изделие. Таким образом, материал – предмет труда. В результате станок утилизируется после полного износа. А материал, передавая свою материальную субстанцию изделию, передает изделию и стоимость.

Специалисты, между тем, обращают внимание, что разделение вещей на орудия или предметы труда зависит от характера их применения. Так, одна и та же деталь (вещь) может применяться по-разному. Таким образом, один и тот же материальный объект может классифицироваться как предмет труда или как его орудие.

Тот же станок считается типичным орудием. Однако при определенных обстоятельствах (например, в момент продажи сторонним лицам) он станет предметом.

Следует отметить, что распределение объектов не всегда может быть прямолинейным. Примером может являться шариковая ручка. Выясняя, что из себя эта вещь представляет, следует принять во внимание некоторые факты. Так, корпус ручки, несомненно, выступает в качестве орудия. Чернила же в процессе письма расходуются, передавая свою материальную субстанцию листу бумаги. Таким образом, чернила – предмет труда. В результате объект, применяемый едино в имущественном комплексе, может относиться к орудию. Однако вместе с этим рассматриваемый объект имеет и расходную часть, относящуюся к категории предметов труда.

Объекты, находящиеся на хранении, не подвергаются классификации. Хотя в течение этого периода можно строить определенные предположения. Выводы об особенностях предстоящего применения вещи можно сделать с учетом намерений владельцев или основываясь на сложившейся практике. Однако при этом имеющиеся знания могут быть опровергнуты, а намерения могут претерпеть изменения.

Определить характер будущего использования объекта можно на основании представлений об объекте в материальном мире. Так, отдельные категории вещей в качестве предметов или орудий труда практически непригодны. Однако только практика их применения позволяет установить истину.

Предметами труда называют составную часть производственных объектов. К этой категории относится все, что подвергается какой-либо обработке. На эти объекты направлен человеческий труд.

Некоторые такие объекты имеются в природе и являются естественными. К ним относят лес, уголь, нефть и прочее. Другие являются результатами труда – "сырым материалом". К ним относят хлопок, металл, древесину.

В процессе производства выделяют конечную, промежуточную и исходную форму состояния предметов труда.

При определении продолжительности цикла производства могут быть использованы разные виды движения предметов труда.

При последовательном порядке начало каждой новой операции осуществляется только по завершении обработки всех изделий из предыдущей операции. При параллельном движении после выполнения первой операции каждое изделие передается на другую операцию, не дожидаясь первоначальной обработки всей партии. Таким образом сокращается период прохождения предмета труда по всем операциям.

Параллельно-последовательный порядок предполагает начало последующей операции до завершения обработки партии изделий предыдущей. Это сокращает время и обеспечивает бесперебойную загрузку всех рабочих мест.

Объект предмета труда

Объект труда – это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметь дело профессионалу на его трудовом посту.

Предмет труда – это набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде. Этот набор свойств, признаков не обязательно совпадает с признаками и свойствами одного конкретного вещественного объекта, выделяемого неспециалистами (обыденным сознанием), а сами эти свойства, признаки могут быть очень разнообразными – явными и скрытыми, статичными и изменчивыми, связанными для субъекта труда, профессионала в некоторую систему. Например, для агронома предметом его видения может выступать растение в неразрывной системной связи с именно его средой произрастания, тогда как для неспециалиста это могут быть просто «травка», «всходы», «цветочек» сами по себе и пр.

Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту.

Как и в отношении целей труда, здесь приходится различать заданный и субъективно принятый предмет труда.

Цели труда

Цели, представления о конечном результате, эффекте труда фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним.

В некоторых профессиях специфика труда такова, что его продукт является не заданным, а искомым. Поэтому цель может быть сформулирована лишь в виде общих требований, положений или даже пожеланий. А в некоторых областях труда цель может задаваться очень точно и жестко – требуется нечто сделать строго по заданным параметрам, область же творчества переносится в сферу способов и средств достижения цели.

Следует отличать цели, характеризующие трудовой пост, и цели, характеризующие занятого на нем определенного человека. Различают цели объективные (т.е. социально фиксированные, объектные) и субъективные (субъектные, присущие субъекту), возникающие у отдельного человека, в частности, под влиянием конкретных жизненных, производственных ситуаций, личных или групповых мотивов, побуждений, интеллекта. Общественная миссия и, следовательно, цель труда, с точки зрения общества, может быть одной, а для работника – неожиданно другой. Такие рассогласования субъективных (субъектных) и объективных целей возможны в самых разных профессиях и должны учитываться при построении систем профессионального образования, воспитания профессионала.

Вещественные средства, орудия труда:

1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации).

Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).
Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр, мнемоническая система на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).
Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные вычислительные машины).

2. Средства воздействия на предметную ситуацию.

Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей, скажем, боевые подразделения в работе военачальника, специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).
Применяемые в природных, технических системах.

(Ручные (молоток, топор, коловорот), механизированные (пневматический молоток, электродрель), машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер), автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робото-технологический комплекс).

Использование предметов труда

Сырье, материалы, топливо и энергия являются основой для нормального функционирования предприятия и экономики государства в целом.

Все перечисленное представляет собой предметы труда – это материальные ресурсы, которые при помощи средств труда подвергаются воздействию человеческого труда с целью придания ему таких форм и свойств, которые нужны человеку для удовлетворения его как производственных, так и личных потребностей.

Своевременное обеспечение предприятия предметами труда имеет огромное значение, поскольку является необходимым условием бесперебойного выпуска продукции.

Выступая в качестве важнейшей части оборотных производственных фондов предприятия, предметы труда потребляются в течение одного производственного цикла и их стоимость целиком переносится на выпускаемую продукцию.

Основными задачами статистики предметов труда являются:

Характеристика выполнения плана поставки отдельных видов материалов и топлива;
- изучение обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
- оценка эффективности их использования.

В соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» предметы труда относятся к элементу «материальные затраты». Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60 – 90%.

В статистике промышленного использования предметов труда (материальных ресурсов) изучают в составе оборотных средств, для чего используют аналогичные показатели.

Источники информации: форма 4-ф «Отчет о затратах на производство».

Для оценки и характеристики эффективности такого использования применяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели:

Частные показатели – это показатели удельной материалоемкости – показывают величину материальных затрат, приходящуюся на единицу изделия в натуральном выражении либо расход отдельных видов предметов труда соответственно на один рубль выпущенной продукции или на единицу физического объема продукции (сырье емкость, металлоемкость, топливо емкость, энергоемкость и др.).

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции. Изучив уровень и динамику данных показателей можно сделать вывод о том, какую роль они сыграли в изменении общей материалоемкости продукции, что немаловажно в поиске резервов ее снижения.

Предмет социального труда

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимо обогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

Предмет психологии труда

Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, которые оно использует в производстве продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющий эти усилия. Первый путь – это оптимизация того, что связано с объектом труда, – средств, условий, орудий труда; это основной путь развития производительных сил общества. Второй путь связан не с объективными составляющими труда, а с познанием субъекта труда – человека, с необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств. Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация.

Система субъективных особенностей обозначается понятием человеческого фактора трудового процесса, поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, гигиена труда, физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки и др. Каждая из этих дисциплин, используя специальные знания, средства и методы, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию и гуманизацию трудовой деятельности, повышение ее эффективности. Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с другими психологическими дисциплинами весьма условны.

Проблема выделения предмета психологии труда, прежде всего, связана с определением предмета изучения в общей системе всего психологического знания. Таким предметом является человеческая психика. Главное, что объединяет все психологические науки, – это психическая деятельность человека, которая характеризуется в первую очередь своей субъектностью. Психология труда – это конкретизация всего психологического знания в связи с важнейшей стороной человеческого бытия – трудом. Поэтому предметом психологии труда является психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность, связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер. Сама субъектность при этом понимается как готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно (а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно), а также как готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности). Соответственно, целью психологии труда является изучение психики субъекта труда. Таким образом, психология труда – это отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.

Перед психологией труда стоят две основные задачи. Первая – исторически более ранняя – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности. С решения данной задачи началось развитие психологии труда как отдельной отрасли психологического знания. Эта задача и по сей день остается главным социальным заказом психологии труда. Вторая задача – гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней – сформулирована перед психологией труда исходя из логики развития всей психологической науки, которая должна, прежде всего, обеспечивать развитие человека и его личности.

Параллельное решение данных задач может привести к этическому парадоксу предмета психологии труда, который формулируется следующим образом: «чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности... чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики», т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект, которому совершенно не нужна рефлексия, поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом». Реальная картина такова, что многие руководители и «заказчики» только и ждут от психолога подобных рекомендаций, с помощью которых было бы легче управлять работниками, предсказывать любые их реакции на те или иные действия начальства. Однако это создает «великолепную» основу для манипуляции, хотя известно, что именно манипуляция сознанием другого человека есть самый страшный «грех» для психолога.

Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности человека в трудовой деятельности могут быть компенсированы следующими соображениями. Во-первых, по мере развития знания о человеке часто обнаруживается гораздо большее незнание (у познающего как бы открываются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности). Во-вторых, в ходе познания исследуемого человека он также развивается вместе с исследователем, особенно при исследовании работника как личности, когда неизбежным становится взаимодействие психолога с познаваемым субъектом труда. В-третьих, необходимость этической подготовки самого психолога-исследователя и психолога-практика снижает «соблазн» манипуляции сознанием работника со стороны психолога труда.

Перед психологией труда стоят и более частные задачи. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т.е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

Первая группа задач обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии и труда с общепсихологической проблематикой.

К числу основных исследовательских задач психологии труда относятся (по АВ. Карпову):

1) исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;
2) изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;
3) изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых «практических состояний»), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
4) исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
5) изучение проблемы мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности, установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;
6) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости;
7) раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;
8) разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью;
9) исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание организационной среды деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности.

Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

1) разработка методологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;
2) оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;
3) развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной ориентации личности;
4) психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;
5) разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и средств труда;
6) разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»);
7) разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;
8) определение социально-психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
9) разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;
10) содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка норм, правил и процедур техники безопасности.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними существует и категория традиционных задач, которые являются и исследовательскими, и прикладными. Таковыми, например, являются профессиографические задачи, суть которых состоит в психологической характеристике основных профессий, определении требований профессий к личности, изучении мира профессий в целом. К числу традиционных относятся и задачи, связанные с профессионализацией личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и заканчивая завершающими этапами профессиональной биографии. Наряду с указанными выше существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.

Управление предметами труда

Средства труда это оборудование, оснастка, оргтехника, компьютерная техника, приспособления, средства учета, контроля и измерений.

Управление процессами оснащения организации необходимыми средствами труда предполагает реализацию следующих этапов:

Создание технологий, процедур, методик и методических указаний (в соответствии со стадиями разработки документов);
- выбор номенклатуры оборудования, оснастки, приспособлений, оргтехники, компьютерной техники (в соответствии с технологическими требованиями к созданию объекта производства);
- обоснование номенклатуры измеряемых параметров и выбор средств учета, контроля и измерений (в соответствии с требованиями метрологического обеспечения производства);
- создание производственных помещений и размещения в них необходимых оборудования, оснастки, приспособлений, оргтехники, компьютерной техники (в соответствии со стадиями проектирования и строительства производственных помещений);
- разработка системы производственной и технической эксплуатации средств труда;
- выявление случаев, когда причинами несоответствий результатов деятельности установленным требованиям являются средства труда;
- разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий по совершенствованию применения (использования) средств труда.

Все перечисленные процедуры выбора и эксплуатации (использования) средств труда при обнаружении несоответствий могут быть объектом исследования при совершенствовании систем управления организациями.

Предметы труда это сырье, материалы, комплектующие изделия, документация и информация, которые подвергаются в процессе деятельности организации определенной обработке и преобразованию. Процедуры обработки предметов труда, представленные в технологической и процедурной документации, должны находиться в управляемом состоянии.

Управление процессами движения, обработки и преобразования предметов труда предполагает реализацию следующих этапов:

Выбор поставщиков предметов труда и организация взаимодействия с ними (в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности);
- доставка предметов труда в организацию;
- входной контроль качества предметов труда;
- хранение, сохранение и организация движения предметов труда в организации;
- пооперационный контроль качества предметов труда;
- контроль качества предметов труда при передаче потребителю результатов деятельности;
- установление несоответствий результатов деятельности от установленных требований;
- выявление причин несоответствий результатов деятельности от установленных требований;
- разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий для предотвращения причин несоответствий.

Перечисленные процессы движения, обработки и преобразования предметов труда являются важнейшими объектами исследований при совершенствовании систем управления организациями.

Затраты предметов труда

Затраты предметов труда (англ. full expenses of objects of the labor) – это косвенные и прямые затраты предметов труда, то есть сырья, материалов, энергии и топлива, полуфабрикатов и комплектующих изделий, связанные с производством данного вида товара, изделия сопряженно.

Полные затраты предметов труда рассчитываются на основе информации межотраслевого баланса производства продукции.

К примеру, для определения затрат угля, необходимых для производства станков, учитываются затраты на станкостроительных предприятиях, а также расходы на выплавку стали, дальнейшую обработку металлов, производство материалов, используемых для производства станка, выработку электроэнергии, расход угля на выплавку кокса, требуемого для выплавки металлов, и так далее.

Таким образом, учитываются абсолютно все расходы данного предмета труда по всей цепочке технологических связей металлообработки, станкостроения, теплоэнергетики и остальных отраслей в системе общественного разделения труда.

Предмет управленческого труда

Сознание, поступки и действия людей являются предметом управленческого труда, так как именно человек представляет собой элемент менеджмента. Регулярная, квалифицированная и профессиональная работа менеджера с этим предметом помогает осуществлять личностный рост персонала, направляет сотрудников на выполнение стратегических и оперативных целей компании.

Люди чувствуют себя нужными на своем месте, востребованными в профессии и причастными к результатам деятельности компании. Это побуждает сотрудников к дальнейшему повышению активности в социальных и трудовых процессах. Соответственно, результатом такой работы станет увеличение организационного, морального и умственного потенциала системы управленческого труда.

Предмет менеджмента включает также информацию, как очень важный компонент управления. Информация играет значительную социальную роль в направлении поступков и деятельности персонала. Она может содержать сведения о состоянии сотрудников и функциональных подразделений в целом (объекта менеджмента) и требуемой модификации в его развитии и работе. Кроме того, объект менеджмента включает также все доступные ресурсы компании – кадры, активы, деньги и время.

Эффективное руководство этими ресурсами составляет главную функцию управленческого труда. Сознание, поступки и действия людей являются предметом управленческого труда, так как именно человек представляет собой элемент менеджмента. Регулярная, квалифицированная и профессиональная работа менеджера с этим предметом помогает осуществлять личностный рост персонала, направляет сотрудников на выполнение стратегических и оперативных целей компании. Люди чувствуют себя нужными на своем месте, востребованными в профессии и причастными к результатам деятельности компании. Это побуждает сотрудников к дальнейшему повышению активности в социальных и трудовых процессах. Соответственно, результатом такой работы станет увеличение организационного, морального и умственного потенциала системы управленческого труда.

Предмет менеджмента включает также информацию, как очень важный компонент управления. Информация играет значительную социальную роль в направлении поступков и деятельности персонала. Она может содержать сведения о состоянии сотрудников и функциональных подразделений в целом (объекта менеджмента) и требуемой модификации в его развитии и работе. Кроме того, объект менеджмента включает также все доступные ресурсы компании – кадры, активы, деньги и время. Эффективное руководство этими ресурсами составляет главную функцию управленческого труда.

Профессии по предмету труда

По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:

Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.

Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.

Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.

4.Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.

5. Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.

Классы профессий:

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3 большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. (Г) Название этих видов происходит от древнегреческого «Гнозис» – знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической. Гностические профессии могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролёр-приёмщик готовых изделий (Т), корректор, критик (Х), санитарный врач (Ч), лаборант химико-биологических анализов (П).

Данный класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами (Пр). Это самый многочисленный класс. Класс преобразующих профессий широко распространён в любом из рассмотренных типов профессий, например, столяр (Т), учитель (Ч), пчеловод (П), чертёжник, реставратор (Х).

3. Изыскательные профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-нибудь изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог). Например, закройщик в ателье индивидуального пошива должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятельность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т.е. фактически решать нестандартные задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то